РЕШЕНИЯ

С оживлением отечественного машиностроения поставщики ERP-систем и их партнеры начинают уделять ему более пристальное внимание.

Компания Columbus IT Partner (www.columbus.ru) представила два решения для этой индустрии. Первое - Industrial Equipment Manufacturing (IEM) -- предназначено для производителей промышленного оборудования. Его разработала фирма To Increase, которую Columbus недавно купила. Второе, ориентированное на предприятия тяжелого машиностроения, подготовлено российским отделением Columbus. Оба продукта работают на платформе Microsoft Axapta.

Аад ди Джонг: "Наше решение

учитывает основные особенности

отрасли машиностроения и

поддерживает все стадии

создания продукта"

Как пояснил вице-президент To Increase Аад ди Джонг, приложение IEM создано в рамках инициативы Industry Builder корпорации Microsoft, направленной на сертификацию и продвижение наиболее удачных вертикальных решений на платформе Dynamics (напомним, что с прошлого года это название объединяет все ERP-системы Microsoft). "Наша главная идея состоит в том, чтобы свести к минимуму настройку ПО, - сказал он. - Поэтому мы постарались упростить конфигурирование своего решения". По его словам, IEM учитывает основные особенности отрасли машиностроения, поддерживая все стадии создания продукта -- подготовку коммерческого предложения, инженерные работы (для этого предусмотрена связь со средствами автоматизации проектирования), управление проектом разработки, оценку стоимости, планирование продаж, обслуживание и эксплуатацию. "Инженеры работают со спецификациями, которые обычно не являются частью ERP-системы, например, с требованиями на изменения. В нашем решении есть модули, позволяющие добавлять любые спецификации, - уточнил г-н ди Джонг. - Что касается САПР, то сейчас реализована интеграция с четырьмя продуктами: SolidWorks, PTC Pro/E, Autodesk Inventor и UGS NX".

Дополнительная функциональность этого решения, отметил он, позволяет реализовать бизнес-процессы заказчика без внесения изменений в систему Axapta. К числу других преимуществ IEM он отнес модульность, благодаря которой предприятие может приобретать решение по частям (предусмотрены три варианта: для производства, для сервиса и для управления проектами), а также сведение к минимуму необходимой функциональности Axapta. "Полную платформу покупать не обязательно, - объяснил г-н ди Джонг. - Например, если вы занимаетесь только разработкой, то вам не нужен модуль Axapta Project". Несомненным достоинством IEM является, по его словам, локализация для девяти языков, в том числе русского: "Мы поставляем свое решение в разные страны и добавляем в библиотеку функции, реализованные для отдельных клиентов, чтобы новые заказчики могли их использовать".

Что касается второго решения, то оно создано российским отделением Columbus по результатам внедрения Axapta на предприятии "СММ-Тяжмаш" (г. Череповец). Как рассказал Сергей Беспалов, руководитель группы из компании Columbus, нужно было реализовать управление затратами и себестоимостью готовой продукции. Решить эту задачу оказалось не просто, так как техпроцессы на заводе сложные, оборудование выпускается под заказ, производственный цикл длительный, и к тому же в нем участвует много цехов, между которыми существует тесная кооперация. Не обошлось и без классических проблем, свойственных проектам внедрения системы автоматизации, - это и отсутствие методологической базы, и непонимание руководством того, как у них работают бизнес-процесcы, и сопротивление менеджеров среднего звена, а также слабая административная поддержка и необходимость перестройки бизнес-процесов. Тем не менее трудности удалось преодолеть. "Мы не только разработали решение, но и создали проверенную на практике методику его реализации на предприятии", - подчеркнул Сергей Беспалов.

Правда, сроки несколько затянулись. По словам Майи Яковлевой, ИТ-директора "ССМ-Тяжмаша", проект завершился в начале января 2005-го, на год позднее, чем планировалось. Но на предприятии системой довольны. "Теперь у нас появилась четкая структура формирования себестоимости, мы можем посчитать себестоимость каждого заказа, а также определить, какой производственный участок наиболее эффективен, - рассказала она. - Пока имеется 75 пользовательских лицензий, но их не хватает, и поэтому в нынешнем году мы продолжим закупку лицензий". Удачным оказалось и то, что удалось наладить интеграцию с системой управления инженерными данными "Лоцман" компании АСКОН и свести к минимуму ручной ввод данных.

Делясь опытом, приобретенным в ходе внедрения, она посоветовала обязательно разбивать проект на этапы и оценивать промежуточные результаты, создавать совместную проектную команду, состоящую из представителей внедряющей компании и квалифицированных сотрудников предприятия, а также выделять управляющий комитет из руководителей высшего звена и обязательно закреплять его состав приказом гендиректора.

По словам Сергея Беспалова, на данный момент других внедрений у этого решения нет, но уже ведутся переговоры с рядом заказчиков.

Таким образом, у Columbus в настоящее время есть два продукта для машиностроения, что не слишком удобно, принимая во внимание возможность внутренней конкуренции между ними. Поэтому компания собирается их объединить. "Мы будем предлагать комбинацию из обоих решений, - сказал Павел Закорюкин, директор направления "Производство". - Пересечений между ними практически нет, модули легко стыкуются. Кроме того, нельзя забывать о российской специфике, которая не учитывается в западном продукте".

По его словам, для Columbus машиностроение сегодня является одной из самых приоритетных областей. Дело в том, что сейчас этот сегмент активно развивается. В качестве главных причин такой положительной динамики он выделил масштабный госзаказ на оборонную продукцию, увеличение спроса на потребительские товары и интеграцию предприятий в рамках холдингов. "Мы отмечаем явный рост интереса к средствам автоматизации со стороны промышленных компаний", - подчеркнул Павел Закорюкин.