ПРОЕКТЫ

Первая очередь офисно-складского комплекса компании "Мидланд" открылась в районе аэропорта Шереметьево всего полтора года назад, однако за столь непродолжительное время эта фирма успела завоевать авторитет, о чем свидетельствует хотя бы то, что ни один из ее первоначально появившихся клиентов не ушел, их товарооборот возрастает, бизнес развивается.

Основой деятельности компании является стремление ее руководства организовать работу с клиентами на уровне европейских стандартов, и главными средствами для достижения этой цели служат применяемые здесь инновационные технологии, на которых базируются как специальное складское оборудование и погрузочная техника, так и современная автоматизированная система управления складом.

Офисно-складской комплекс: как он работает?

С самого начала руководство компании задумывало создать современное складское предприятие, которое бы не только соответствовало мировым стандартам, но и обладало бы возможностями для дальнейшего развития. Сегодня в состав комплекса входят складское помещение, выполненное в двух уровнях, и трехэтажное офисное здание, примыкающее к складу.

Топологию склада может легко настроить сам пользователь

На складе применяется как адресное, так и безадресное хранение; товар поступает и штучный, и паллетированный, причем паллеты могут быть микшированными (когда на одной паллете находится разнородный товар одного владельца); все это размещается по местам хранения. В ходе разгрузки может происходить формирование паллет, на которые грузчиками расклеиваются уникальные номера. Для оптимизации работы склада выполняются внутренние перемещения и компрессирование товаров (обычно такие работы производятся в периоды минимальной нагрузки или в случае, когда необходимо срочно освободить место для вновь прибывшего товара). С определенной периодичностью проводятся инвентаризация, списание, маркировка товара.

Помимо собственно хранения товаров проводится и большой комплекс работ по их предпродажной подготовке (это, например, перекомплектация и упаковка, маркировка - данные услуги, в частности, весьма востребованы клиентами, поставляющими свою продукцию в крупные розничные сети, такие, как "Meтрo", "Ашан" и др.). И наконец, комплектация и отгрузка заказов, составляющая основной объем работы складского комплекса. "В настоящее время номенклатура товаров у нас - около 2000 позиций, - отметил исполнительный директор "Мидланд" Алексей Боровков. - Сегодня склад обеспечивает обработку более 5000 паллет в месяц, причем в 80% случаев формирование паллет происходит на складе. И если поначалу планировалось, что склад будет обрабатывать только паллеты, то фактически он стал работать в режиме центра дистрибуции".

"Все для клиента". Но как этого достичь?

Изначально задачи, поставленные перед работниками комплекса, формулировались так: "Надо сделать все, чтобы задания, пришедшие от клиентов по работе с товаром, были выполнены". Именно поэтому в период строительства немало времени потратили на то, чтобы подыскать соответствующую потребностям и задачам фирмы систему автоматизации, которая помогла бы адекватно управлять непростым складским хозяйством и могла бы быть запущена в сжатые сроки. "Нам совсем не подходили варианты, где предлагались длительные (до 1,5-2 лет) сроки внедрения, и системы, которые надо было еще "дописывать" или "дорабатывать", подчеркнул г-н Боровков. - "Система номер один" компании "Адалиус" понравилась тем, что при всех необходимых для нас функциональных возможностях позволяла начать работу через 2-3 месяца (тем более, что строительство первой очереди терминала уже подходило к концу). Кроме того, для нас важно, что после ввода в строй базового комплекта системы можно наращивать и ее функционал (что мы и делаем), и масштаб системы (это предстоит в ближайшей перспективе)".

Не возникло проблем и с отражением в ИС основных бизнес-процессов. В общем виде алгоритм работы склада с использованием системы управления на первом этапе выглядел так. В ходе разгрузки привезенного товара формируются паллеты. Данные о поставке заносятся в ИС. Паллетам присваиваются уникальные номера, затем они маркируются специальными наклейками со штрихкодом. Назначение мест хранения может происходить двояко: по факту размещения паллеты на месте хранения или автоматически, когда система сама определяет оптимальное (с точки зрения стоимости обработки товара) место хранения паллеты (ИС поддерживает оба способа размещения).

В первой половине дня (обычно до 13.00) поступают заказы на подбор товара (по е-mail, факсу или по телефону), они вносятся в систему (для каждого из путей поступления информации существует свой способ импорта в ИС); на основании этих заказов менеджер автоматически формирует внутреннюю накладную на отгрузку и наряд на подбор заказа. Для последней операции изначально использовался "ручной" режим (выбирать ячейку, из которой должен был выполняться подбор, приходилось оператору), сегодня система сама определяет места хранения, откуда идет подбор, и в случае необходимости инициирует формирование наряда на подпитку. При этом в первую очередь товар отбирается с початых паллет, на которых осталось меньше всего товара. Другой критерий подбора - учет срока годности. В качестве зоны подбора используется нижний ярус; на верхних ярусах хранятся полные паллеты.

Затем система формирует наряд, перечисляя товары в нем именно в том порядке, в каком грузчику следует их собирать (с учетом оптимального маршрута по складскому помещению и расположения зон комплектации и отгрузки). Система не только отслеживает поступающий товар, но и при необходимости (например, в случае нехватки какого-то товара) может дать сигнал оператору о только что поступившем товаре, который можно использовать в данном заказе (отгрузка "с колес").

Технологии оптимизации

Базовый комплект системы предусматривал поддержку приема, отгрузки, внутрискладских работ и установку минимального набора оборудования: принтер штрихкода для печати этикеток (для маркировки паллет и мест хранения), сканер штрихкода для идентификации документов, товаров и паллет. После нескольких месяцев работы, когда накопилось достаточное количество информации о движении товаров, пришел черед подключать процедуры оптимизации. Для этого в были задействованы имеющиеся в ИС возможности анализа разнообразных параметров (например, скорости движения товаров, очередности операций, прибыльности тех или иных услуг и т. п.), что позволило рационально построить работу склада, в частности, расположив самый ходовой товар в более доступных местах или помещая рядом те товары, которые чаще всего приходится подбирать именно в данном сочетании, и т. д.

Система позволяет анализировать показатели работы склада, структуру товарных запасов,

динамику поставок и отгрузок, работу исполнителей

Затем в "Мидланде" занялись освоением еще одной технологии - работы с радиотерминалом. Ее суть в следующем: терминалы сбора данных с радиодоступом имеются в распоряжении каждого грузчика; прямо на экран радиотерминала из системы передается задание на подбор товара, причем не весь наряд целиком, а пошаговые инструкции: только правильно выполнив предыдущую, он получает следующую (они автоматически посылаются на радиотерминал из системы). Руководство компании рассчитывает, что эта технология поможет в решении таких задач, как:

- оперативное управление персоналом (оператор прямо на экране компьютера будет видеть, кто из сотрудников свободен, в какой стадии находится выполнение каждого заказа);

- контроль за правильностью подбора, уменьшение ошибок (только после правильной идентификации терминалом места хранения система выдаст сотруднику сведения о количестве товара, а после подбора - данные о следующей позиции);

- возможность быстрой верификации сформированного заказа в зоне подбора и пр.

"С помощью ИС удалось оптимизировать многие бизнес-процессы, - считает Алексей Боровков. - Приведу лишь один пример: отпала необходимость дополнительно выделять зоны для штучного хранения: система управления позволяет использовать для этого отдельные паллетоместа и ранжировать их по стоимости операций размещения и отгрузки. Кроме того, при автоматическом управлении в системе такими параметрами, как размещение товаров на складе, разработка маршрутов обхода (подбора), распределение работ между исполнителями, точный учет их рабочего времени, снижается себестоимость работ на складе. На эту же цель работает и тот факт, что именно благодаря системе удается избавиться от такого "звена", как кладовщик: теперь работа склада не зависит от его памяти и добросовестности (или их отсутствия). Поскольку "мозгом" и "памятью" фирмы теперь является система, для ритмичной работы остается лишь задействовать "руки" вполне определенной квалификации (грузчики, бригадиры).

Для нас имеет большое значение то, что "Система номер один" оказалась простой в освоении и не требует организации специального ИТ-подразделения; с ней на рабочих местах "общается" 4-5 пользователей, а поддержку и развитие системы обеспечивает фирма-разработчик. Немаловажно и то, что внедрение системы проходило в несколько этапов, что позволило нам рационально распределить средства. Для молодой компании, подобной нашей, которая развивается в основном за счет собственных ресурсов и в которой каждый человек на счету, оптимизация затрат - очень существенный фактор".

Складской комплекс компании "Мидланд"

Общая площадь - 5320 кв. м.

Склад имеет восемь ворот, четверо из которых оснащены тепловыми завесами и уравнителями полов, что позволяет обрабатывать еврофуры за 15-20 мин и обеспечивать выгрузку сразу в теплое помещение.

На первом уровне расположены четыре отдельных бокса площадью 360 кв. м и высотой 3,5 м и два бокса по 210 кв. м с единой зоной разгрузки. Второй уровень - монообъемное хранилище общей площадью 2400 кв. м с высотой потолка 7,5 м, где может храниться до 4200 паллет на стеллажах в пять ярусов.

В настоящее время клиентами компании являются десять фирм (как российских, так и с иностранным капиталом), которые не только хранят здесь свои товары, но и получают целый спектр услуг по их предпродажной подготовке, подбору и доставке.

Одна из ближайших целей в "Мидланде" - ввод в эксплуатацию второй очереди складского комплекса площадью 5000 кв. м и емкостью 14 500 паллетомест (планируемые сроки запуска - II квартал 2006 г.); при этом управление работой всего предприятия по-прежнему будет осуществляться с помощью той же системы. Разумеется, расширение площадей потребует определенных изменений в бизнес-процессах, которые соответственно отразятся и в настройках ПО. Однако сотрудников это не пугает: как отметил Алексей Боровков, "за минувший год мы уже прошли через ряд небольших реорганизаций (расширение услуг в области обработки товаров, изменения в процедурах отгрузки, подбора заказов и др.) и научились легко перенастраивать все, что нужно. Более того, можно сказать, что это свойство системы само "провоцирует" нас к совершенствованию структуры фирмы и ее бизнес-процедур. Мы также рассматриваем и возможность предоставления клиентам транспортных услуг - правда, пока это планы на более отдаленную перспективу".