Юлия Бабаева, Александр Войскунский
Не секрет, что зарубежные специалисты все чаще бьют тревогу, указывая, что связанные с ИТ профессии теряют былой престиж и представляются подросткам незавидными и непривлекательными. Вероятно, в этом кроется одна из причин нехватки дипломированных специалистов по информатике в большинстве стран мира, включая Западную Европу и США, нехватки, заставляющей правительства даже наиболее развитых стран соглашаться на увеличение притока квалифицированных специалистов из-за рубежа и рост иммигрантских квот.
Согласно подготовленному Министерством торговли США в сотрудничестве с другими организациями отчету, бытующий среди молодежи образ специалиста по ИТ малопривлекателен: считается, что это ведущий сидячий образ жизни, неспортивный, нелюдимый и немодно одетый очкарик, или "ботаник", если воспользоваться современным молодежным сленгом. Невзирая на рекордно высокие доходы некоторых из таких "ботаников", относительно немногие подростки в США высказывают желание влиться в их ряды, а для начала - получить соответствующее образование.
Отдельной проблемой признается сложность привлечения к работе с ИТ представительниц прекрасного пола. К выводу о невысокой привлекательности компьютеров и других элементов информационных технологий для девушек пришли авторы отчета "Tech-Savvy: Educating Girls in the New Computer Age", подготовленного комиссией "Technology, Gender, and Teaching Education" Образовательного фонда американской ассоциации женщин в университетах (American Association of University Women Educational Foundation; c результатами можно познакомиться по публикациям на веб-сайте Ассоциации женщин в университетах www.aauw.org/2000/).
Комиссия констатирует, что область информационных технологий (computer science) - единственная сфера занятости, в которой доля женщин сокращается. В настоящее время в США женщины составляют примерно половину занятых в общественном производстве, при этом в области ИТ они составляют лишь 20%. Активно применяя информационные технологии в частной жизни и в профессиональной деятельности, женщины не проявляют глубокого интереса к ним, предпочитают не специализироваться в computer science.
Девочки сравнительно реже, чем мальчики, играют в традиционные компьютерные игры, хотя успехи в играх представителей разных полов вполне сопоставимы. Исследователи полагают, что успех в подобных играх во многом приносят такие навыки, которые не особенно ценятся девочками. Если отвлечься от компьютерных игр, то опять-таки девочкам не кажется, что применение орудий информатики в процессе классного или внеклассного обучения очень уж способствует развитию абстрактного мышления, аналитических способностей, творческого потенциала или особо ценимых ими навыков социального общения. Определенную лепту в негативное отношение девочек к ИТ вносят учителя информатики, большинство из которых не считают необходимым специально заинтересовывать своим предметом учениц, в отличие от учеников. Да и в домашних условиях как дочерям, так и их матерям чаще всего не удается обеспечить себе беспрепятственный доступ к компьютеру и к Интернету: едва ли не в каждой семье безусловный приоритет в работе с персональным компьютером (коллективного пользования, если он один на семью) закреплен за отцами и сыновьями. Об этом говорят и специальные опросы, и бытовые наблюдения.
А в начальный период зарождения ИТ нередко утверждалось, что представительниц прекрасного пола пугает повсеместно принятая в области применения компьютеров терминология. "Мало того, что использовался текстовый интерфейс, машина общалась с вами с помощью диких слов MS-DOS и загадочных сообщений типа "A>prompt". На экране то и дело появлялись вызывающие невесть какие ассоциации слова: Abort, Execute, Kill, а после сообщения System dead пользователь свято верил, что совершил убийство, хотя и непреднамеренное" - это слова из книги канадца Дона Тапскотта "Электронно-цифровое общество. Плюсы и минусы эпохи сетевого интеллекта", вышедшей в русском переводе в 1999 г. Тапскотт - вдумчивый консультант, популярный лектор и талантливый публицист, его излюбленная тематика - взаимосвязь ИТ и бизнеса, или попросту "новая экономика".
Репутация Дона Тапскотта - весьма высокая. Однако думается, что, скорее всего, приведенные выше слова были высказаны им не совсем всерьез. А может быть, это и есть специально отмеченный автором вклад в 400-страничную книгу детей Дона - 12-летней дочери и 9-летнего сына?
Всерьез или не совсем, однако, надо все же признать, что современные интерфейсы стали намного более "дружественными к пользователю", в том числе к пользователю женского пола. И хотя это действительно так, исследования тем не менее показывают, что боязнь компьютеров или опасливое к ним отношение, а также повышенная тревожность при необходимости пользоваться продуктами ИТ в высокой степени свойственны представительницам прекрасного пола. Об этом говорят даже самые недавние исследования.
Вероятно, причины низкой популярности ИТ среди школьниц и студенток в немалой степени пересекаются с перечисленными американской исследовательницей Ш. Берн причинами невысокой успеваемости девушек в области математики. В посвященной гендерной психологии книге исследовательница приводит следующий набор объяснений:
- женщинам недостает уверенности в своих математических способностях, и они не рассчитывают на успех в этой области;
- девочки могут считать математические достижения неподходящими для своей гендерной роли;
- родители и учителя редко поощряют девочек в изучении математики;
- есть основания полагать, что жизнь девочек за пределами школы менее богата опытом в математической области и сфере решения задач.
Выводы отечественных специалистов во многом совпадают с этими объяснениями. Так, занимающаяся психологией одаренности москвичка Л. В. Попова пишет, что "убеждения родителей относительно способностей своих детей оказываются более значимыми для самовосприятия ребенка, чем собственные успехи. В случае одаренных девочек, особенно со способностями к математике, стереотипные убеждения родителей в том, что уровень способностей дочери не позволит ей достичь уcпеха, заставляют ее очень рано отказываться от соответствующего обучения". Петербургские специалисты по психологии общения, авторы изданного в 2002 г. под редакцией В. Н. Куницыной учебника "Межличностное общение", также согласны с тем, что женщины "склонны недооценивать собственные умения и интеллект - так же как окружающие недооценивают их" .
О более позитивном отношении к компьютерам и к WWW со стороны студентов мужского пола в сравнении со студентками сообщают, например, ученые Тайваня и КНР. Результаты исследований, проведенных в разных странах (назовем для примера, скажем, Шотландию, Австралию, Италию, Малайзию или Норвегию), также подтверждают этот тезис. Например, в обзорной статье, специально написанной для вышедшего в 2000 г. на русском языке сборника "Гуманитарные исследования в Интернете", норвежские специалисты Мадлен и Конрад Морганы сообщают: "Женщины проявляют менее благосклонное отношение к компьютерам и больше озабочены тем, что могут выглядеть глупо, когда другие замечают их ошибки... С самого детства женщины значительно меньше, чем мужчины, нуждаются в одобрении за проявление интереса к небезопасным устройствам и к тому, как работают разнообразные машины... Представительницы этого пола в детстве существенно чаще пугались машин". Вновь на один из первых планов выходит женская пугливость.
Несомненно, индивидуальные склонности значительно перекрывают следы былых испугов, общественные стереотипы и особенности процесса обучения. На каждом этапе развития информатики встречались (начиная с леди Ады Лавлейс) представительницы прекрасного пола, которые если и не превосходили мужчин своими познаниями и достижениями, то по крайней мере не уступали им. Нет оснований предполагать, что в будущем ситуация как-то существенно изменится. Дочь великого поэта-романтика Байрона леди Ада Байрон (в замужестве - графиня Лавлейс) вполне заслуженно считается родоначальницей теоретического программирования (см., например, PC Week/RE, N4/2006, с. 29).
Если в память о заслугах леди Ады ее имя было присвоено популярному в свое время языку программирования, то именем американки Грейс Хоппер был назван не более и не менее как... ракетный фрегат ВМФ США. Удивляться этому не приходится: как-никак профессор Хоппер имела воинское звание контр-адмирала. Ни в какие "морские бои" она, правда, не играла и вообще моря-океаны не были ее стихией. Главным занятием получившей добротное математическое образование Грейс Хоппер стали компьютеры. А в военно-морском флоте она служила просто потому, что с самого своего рождения компьютеры наиболее интенсивно применяются в военном ведомстве.
К появлению современных компьютеров будущий адмирал Хоппер имела непосредственное отношение, ибо в годы Второй мировой войны она вошла в команду, проектировавшую компьютер ЭНИАК. Как и графиня Лавлейс, адмирал-профессор Хоппер посвятила основные усилия разработке принципов эффективного взаимодействия с электронным созданием: она всерьез занялась программированием. Одной из первых она начала составлять и собирать библиотеки уже написанных и доказавших свою эффективность стандартных подпрограмм, разработала программу-компилятор. А впоследствии, уже в весьма зрелом возрасте адмирал заслужила прозвище "бабушка Кобола": она возглавила рабочую группу создателей языка программирования КОБОЛ - одного из самых популярных языков высокого уровня, особенно широко использовавшегося полстолетия назад, да и в наше время еще вовсе не списанного в архив.
"Женщины оказываются очень хорошими программистами по одной очень простой причине. Они стремятся завершать дела, а мужчины часто бросают на полдороге", - утверждала адмирал Хоппер. Возможно, она и на этот раз права. Хотя в отличие от нее самой или от леди Ады женщин сравнительно редко встретишь среди создателей и адептов наиболее "прорывных" технологий. Однако по мере замедления темпов технологического роста женщины успешно осваивают методы, еще вчера казавшиеся авангардными и заумными, так что среди квалифицированных пользователей вскоре - часто всего через несколько лет - исчезают различия между полами. Это отмечают многие серьезные исследователи, не "зараженные" ни старомодным феминизмом, ни его новомодной модификацией под названием "кибер-феминизм". Наверное, не стоит делать вывод, что женщины вовсе не готовы подпасть под влияние и обаяние интеллектуального риска. Но все же они относительно часто предпочитают не ступать на "минное поле" первыми, а вместо этого дождаться проверки - мол, "мин нет".
Готовность овладеть новыми технологиями в большей степени определяется национально-культурными особенностями и индивидуальными предпочтениями людей, нежели их половой принадлежностью. К примеру, студенты из балканских стран (и девушки, и юноши) с большим энтузиазмом относятся к ИТ, чем британские студенты - об этом заявляет на основании целого ряда исследований, проведенных лет пять назад, команда специалистов во главе с психологом из Великобритании Аленом Дарнделлом. Cтуденток-китаянок (имеется в виду материковый Китай) также отличает более позитивное отношение к Интернету, чем студенток из Великобритании, хотя у последних вплоть до недавнего времени было больше возможностей приобрести компьютер и получить доступ к сети. Это отмечают в совместном исследовании китайские и английские специалисты. Опыт работы с компьютером, наличие "продвинутой" системы обучения информатике в школе оказывают большее, нежели пол, воздействие на отношение студентов к ИТ (боязнь или, наоборот, готовность активно их применять) - такое мнение неоднократно высказывалось и аргументировалось.
Даже не специализируясь в области ИТ, многие женщины приходят к необходимости выработать какое-то определенное отношение к компьютерам, в частности, к построению собственного образа в Интернете - и в коммуникативных, и в развлекательных, и в познавательных сервисах, и в сфере электронных покупок. По-видимому, в большинстве стран женщины охотно прибегают к общению в чатах и посещают веб-магазины. Несколько менее охотно - к развлекательным и, в частности, игровым сервисам: здесь их могут иной раз подстерегать неприятности (грубость, косвенные или даже прямые оскорбления, сексуальные притязания и т. п.).
К настоящему времени представительницы женского пола составляют едва ли не половину (а может статься, и большую часть) общего числа пользователей Сети, хотя они по-прежнему несколько менее заметны в ней, нежели мужчины, ибо в среднем проводят в Интернете меньше времени.
Отвечая на вопросы исследователей, женщины, имеющие собственные веб-странички и работающие университетскими преподавателями и/или научными сотрудниками, сообщают, что во многих аспектах сетевого поведения половые роли для них не имеют значения, однако при выстраивании и поддержке собственного образа в Интернете (так называемой самопрезентации) об этих ролях приходится задумываться. Проведенное в нашей стране и опубликованное в 2000 г. в уже упоминавшейся книге "Гуманитарные исследования в Интернете" исследование показало, что одной части женщин свойственно переносить привычные половые роли в сферу сетевого поведения, а другая часть предпочла бы нейтральные (или по возможности бесполые) формы общения или развлечения посредством Интернета.
Стоит заметить, что изучение психологических особенностей самопрезентации в Интернете и, в частности, гендерной идентичности - одна из популярнейших исследовательских областей, которой посвящено значительное число публикаций. Нельзя обойти вниманием те усилия, которые предпринимаются в разных странах для того, чтобы привлечь учащихся (и в особенности наиболее одаренных из них) к выбору ИТ в качестве сферы профессиональной деятельности. Хотя гендерный фактор и здесь играет свою роль, однако не менее существенное значение имеют социально-экономические аспекты и особенности национального менталитета. Так, нежелание американских подростков обучаться информационным технологиям сочетается с нередко отмечаемым пренебрежением к точным наукам. В других странах, напротив, наиболее способные выпускники чаще всего интересуются именно точными науками. Что же касается США, то в этой стране многие способные выпускники школ получают по традиции экономическое или юридическое образование и вскоре после завершения образования занимают административные должности, в том числе, конечно, и в информационном бизнесе. Тем не менее в США намечено принять меры, призванные способствовать притоку заинтересованных студентов в соответствующие учебные заведения, а для начала повысить имидж специалистов в области ИТ.
В этой связи предложения комиссии "Technology, Gender, and Teaching Education" выглядят достаточно здравыми. Комиссия настаивает на необходимости изменить систему обучения информационным технологиям, в частности интегрировать эти технологии в другие учебные курсы, особенно те, которые традиционно вызывают интерес у девочек. Члены комиссии признают, что крайне желательным было бы принять меры по изменению имиджа профессионалов в области ИТ. Кроме того, должны быть разработаны новые разновидности обучающих программ, способные в равной мере привлечь и девочек, и мальчиков. Следует, по мнению членов комиссии, не только предложить учащимся средства, облегчающие или провоцирующие творческое применение ИТ, но и учесть при этом интересы представителей обоих полов. Да и вообще следует иметь в виду: чем более насыщена экологическая среда обучения средствами информатики, тем более существенным выглядит требование к педагогам всемерно способствовать проявлению каждым учащимся собственного стиля познания - вместо того, чтобы "подгонять" всех под единый стиль. Все эти меры, как считается, позволят через некоторое время преобразить область computer science за счет массового привлечения к этой профессии женщин.