УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ
Согласно проведенному The Economist Intelligence Unit исследованию (см. Regulatory risk: Trends and Strategies for the CRO), в котором приняли участие 230 старших менеджеров по рискам (senior risk managers) и главных директоров по рискам (CRO - Chief Risk Officers) из американских (44%), европейских (32%), азиатско-тихоокеанских (15%) и других компаний (в том числе и российских), одну из самых опасных угроз для современного бизнеса представляют так называемые нормативные риски (regulatory risk). В связи с большим количеством уже принятых нормативных актов, каждый из которых накладывает на компанию ряд требований, обязывает ее внедрять новые процедуры и практически заставляет тратить на это львиную долю своих ресурсов, бизнес начинает воспринимать каждую новую инициативу со стороны регулирующей организации как угрозу. Охваченные исследованием респонденты поставили этот вид рисков на первое место по степени опасности (см. диаграмму "Барометр категорий риска"). Другими словами, в глазах многих корпоративных руководителей нормативные риски настолько серьезны, что вызывают больше беспокойства, чем политические, рыночные и кредитные, а также связанные с информационными технологиями, человеческим фактором, терроризмом и природными катастрофами.
Диагр. 1. Барометр категорий риска
Около 90% респондентов полагают, что стоимость обеспечения соответствия компании требованиям законодательных актов в течение ближайших трех лет возрастет; 36% из них считают, что это будет очень существенный рост, а 36% респондентов уверены, что государственное регулирование “задушило” инновации в их компаниях. |
Многие компании уже привыкли работать под давлением законодательных актов. Однако наплыв новых норм в последние годы оказал значительное, а в некоторых случаях непредвиденное влияние на бизнес. Например, для компаний, ведущих международные операции, цена и сложность вопроса обеспечения совместимости с законодательными актами разных стран серьезно возросли. Одновременно увеличились штрафы, прямые и косвенные, за отсутствие такой совместимости.
После ряда крупных скандалов в связи с махинациями корпораций в финансовой отчетности вряд ли кто-нибудь возьмет на себя смелость утверждать, что нет необходимости в сильном и эффективном регулировании предпринимательской деятельности. Однако сегодня директора компаний обеспокоены тем, что вновь вводимые нормы приводят, хотя и непреднамеренно, к отрицательным последствиям для бизнеса. Как сказал один из опрошенных директоров по рискам: "Главный нормативный риск в том, что, не понимая наш бизнес, регулирующий орган вредит нам".
Как могут законодательные нормы, определяющие правила ведения бизнеса, сами по себе превратиться в источник рисков? Можно ли этими рисками как-то управлять? Результаты исследования The Economist Intelligence Unit позволяют пролить свет на эти две проблемы. Причем если первая носит лишь теоретический характер, то вторая лежит в практической плоскости и считается сегодня весьма актуальной. Оказывается, хотя законодательные требования сами по себе являются частью внешней среды прямого воздействия, а руководители организаций практически лишены возможности на нее повлиять, снизить нормативные риски и даже в какой-то мере управлять ими все-таки можно.
Отрицательные последствия нормативного регулирования
Исполнительные лица хорошо осведомлены о том, чем чревато несоответствие деятельности компании регулирующим нормам (см. диаграмму "Отрицательные последствия нормативного регулирования"). Проблемы могут простираться намного дальше, чем прямые штрафы, наложенные соответствующими проверяющими агентствами. Однако более всего остального руководители опасаются, что несоответствие нормативным актам отразится на репутации компании.
Диагр. 2. Отрицательные последствия нормативного регулирования
Существенная доля респондентов обеспокоена тем, что гнет регулирующих норм перевешивает внутренние ресурсы компании. При этом небольшая, но заслуживающая внимания часть руководителей считает даже, что существует опасность того, что их фирмы будут становиться все менее конкурентоспособными по сравнению с предприятиями, занимающимися бизнесом в странах с не столь жестким регулированием.
Существует беспокойство и по поводу косвенной стоимости регулирующих актов, так как на обеспечение соответствия нормативным документам компании вынуждены отвлекать ресурсы с других направлений своей деятельности. Например, 36% респондентов в целом согласились с утверждением, что регулирование подавляет инновации. Примерно такая же доля опрошенных сообщила, что проблемы регулирования помешали инвестициям компании на новых рынках.
Высокая сложность международного регулирования является одним из основных препятствий на пути развития компаний. Только 17% фирм полностью уверены, что удовлетворяют всем требованиям законодательства на заграничных рынках. При этом 40% респондентов уверены в своем соответствии национальным нормам. |
Хотя руководители предприятий в разных отраслях промышленности в целом говорят об одних и тех же опасениях, акценты они расставляют по-разному. Для компаний, не относящихся к финансовому сектору, риск того, что затраты на достижение совместимости с нормами исчерпают их ресурсы, настолько высок, что перекрывает даже риск потери репутации. Хотя в остальном руководители этих фирм высказывали меньше опасений, чем их коллеги в финансовом секторе.
Тенденции развития нормативного регулирования
Наиболее серьезные трудности испытывают крупные компании, которые вынуждены вести несколько проектов для достижения совместимости с разными нормами одновременно. Суть проблемы в том, что сами регулирующие требования постоянно меняются и усложняются. Они охватывают все новые и новые сферы деятельности организации и все жестче и жестче ограничивают бизнес в уже подконтрольных областях. Так, половина респондентов уверена, что основной тенденцией на ближайшие годы будет именно усиление уже существующего нормативного регулирования, а 42% полагают, что дополнительным источником расходов для компаний станет распространение норм на новые рынки.
Более того, если компания занимается международными операциями, то гарантировать их соответствие всем нормативным актам практически невозможно. Только 17% фирм уверены в том, что их деятельность на заграничных рынках отвечает требованиям таких актов, тогда как в отношении национальных рынков такую уверенность проявляют 40% респондентов. Другими словами, интернациональное регулирование типа соглашения Basel II*1 или международных стандартов бухгалтерского учета добавляет еще один, дополнительный слой в непростой процесс обеспечения совместимости. Хотя большинство компаний считают, что они смогут удовлетворить международным нормам в будущем, действительно в этом уверен лишь каждый пятый респондент.
_____
*1 Соглашение Basel II ("Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы") требует от финансовых институтов подсчитать кредитные, рыночные и операционные риски, чтобы убедиться, что имеющихся (накопленных) сбережений достаточно для покрытия этих рисков. Таким образом, соглашение регулирует величину резервных отчислений банков и определяет действия в отношении управления рисками кредитования.
Всего несколько исполнительных лиц придерживаются мнения, что бремя регулирующих норм снизится, по крайней мере в краткосрочной перспективе. Более двух третей считают, что нормы будут становиться все жестче и жестче на протяжении ближайших трех лет.
Это мнение особенно преобладает в финансовых компаниях, где три четверти респондентов уверены в ужесточении регулирующих норм. Наконец, подавляющее большинство (90%) ожидает увеличения стоимости процессов совместимости в течение того же периода времени (см. диаграмму "Как изменятся затраты на снижение нормативных рисков в ближайшие три года").
Диагр. 3. Как изменятся затраты на снижение
нормативных рисков в ближайшие три года
Более половины фирм (63%) полагают, что расходы компаний на обеспечение совместимости с регулирующими нормами могут быть перенесены бизнесом на плечи заказчиков и клиентов за счет повышения цен. Если это мнение подтвердится на практике, то окажется, что законодательные акты нанесли удар по той категории лиц, которую они призваны были защищать: по клиентам и акционерам.
Нормативные риски на национальных рынках
Вдобавок к тому что исследование The Economist Intelligence Unit позволило пролить свет на последствия нормативного регулирования, оно также выявило те страны, в которых усиление норм оказывает наибольшее влияние на бизнес (см. диаграмму "Барометр нормативных рисков на национальных рынках").
Диагр. 4. Барометр нормативных рисков на национальных рынках
В этой гонке лидируют с большим отрывом США. Именно эта страна является наибольшим источником регулятивных рисков для большинства опрошенных компаний. Данный результат характеризует сильную реакцию бизнеса на акт Сарбейнса - Оксли*1, а также на важность американского рынка для респондентов.
_____
*1 Акт Сарбейнса - Оксли (Sarbanes - Oxley Act of 2002) был принят в США в 2002 г. в связи с крупными скандалами, вызванными махинациями с финансовой отчетностью в таких компаниях, как Enron и WorldCom. Акт определяет требования к финансовому менеджменту в компаниях, представленных на фондовой бирже США. Он требует точности ведения финансовых отчетов и предотвращения бухгалтерских ошибок и правонарушений, которые бы могли повлиять на акционеров компании и общественность.
Существует серьезный разрыв между США, находящимися на первом месте, и Германией, где лишь около одной трети респондентов считают нормативное бремя слишком тяжелым. Следом с маленьким отрывом идут Великобритания и Франция. Другие западноевропейские рынки, а также Япония, Канада и Китай вызывают незначительные опасения. Что касается Восточной Европы (за исключением России) и Латинской Америки, то эти регионы признаны слабо регулируемыми.
Эти данные представляют не просто академический интерес. Дело в том, что более половины респондентов уверены, что жесткость регулирующих норм является важным или очень важным фактором при принятии решений об инвестировании в ту или иную страну. Более одной трети утверждают, что они отказались от капиталовложений на новых рынках именно из-за нормативных рисков. Таким образом, американские законодатели могут значительно ухудшить национальный инвестиционный климат, если будут и дальше "закручивать гайки".
57% респондентов сообщили, что оценка законодательного бремени страны оказывает сильное или очень сильное влияние на решение об инвестициях в эту страну. Более одной трети опрошенных компаний сообщили, что им приходилось отказываться от инвестиций в ту или иную страну по причине жесткого нормативного регулирования |
Регулирование на территории России
По результатам исследования The Economist Intelligence Unit Россия отнесена к странам с довольно легким регулированием. И хотя географическая принадлежность респондентов позволяет с уверенностью утверждать, что лишь малая часть опрошенных компаний представлена на российском рынке и, следовательно, сталкивается с российскими регулятивными нормами, в целом с этим выводом, видимо, можно согласиться.
"По сравнению с Западной Европой и США в России действительно почти нет столь же жестких национальных или отраслевых норм, - считает Денис Зенкин, директор по маркетингу компании InfoWatch, уже имеющей опыт выполнения крупных проектов по обеспечению совместимости деятельности компаний-заказчиков с российскими и международными нормативными актами и являющейся стратегическим партнером PriceWaterhouseCoopers по данному направлению. - Однако процесс зарождения регулирующих правил уже начался и развивается достаточно интенсивно. В этой связи можно отметить стандарт по ИТ-безопасности Центрального Банка РФ*1, соглашение Basel II и закон "О персональных данных". Первый стандарт суммирует целый комплекс рекомендуемых и обязательных западных нормативов. Второе соглашение, Basel II, требует коренного пересмотра системы управления рисками в финансовых компаниях и вступит в силу в России в 2009 г. Наконец, нормативы, направленные на защиту приватных данных граждан, сейчас находятся еще на стадии законопроекта, но уже в 2006 г. приобретут статус закона*2. Они требуют от компаний, собирающих персональные сведения о гражданах в базы данных, ввести целый ряд формальных процедур, в том числе и по защите этой информации".
_____
*1 Стандарт “Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Общие положения” был утвержден и введен в действие председателем Центрального Банка РФ 26 января 2006 г. По самым авторитетным оценкам, его можно считать еще более жестким, чем акт Сарбейнса -Оксли, так как российский стандарт связан еще и с GLBA (акт Грэма - Лича -Блилей требует защиты важных финансовых данных), стандартами по управлению ИТ-безопасности ISO 17799 и 13335, а также стандартами, описывающими жизненный цикл программных средств и критерии оценки безопасности информационных технологий (ГОСТ Р ИСО/МЭК 15408-1-2-3).
*2 Законопроект “О персональных данных” выдвигает унифицированные требования к сбору и обработке персональных данных о населении во всех сферах, где они используются.
Нельзя сбрасывать со счетов и акт Сарбейнса - Оксли. "Если российская компания планирует выйти на фондовую биржу США, ей необходимо заранее позаботиться об удовлетворении требованиям этого акта, - считает Сергей Пильцов, генеральный директор LETA IT-company, привлекавшейся к проектам InfoWatch в качестве соисполнителя. - Хотя эта инициатива предложена законодательными органами США, совместимость с этим законом действительно позволяет обеспечить надежность и целостность финансовой отчетности и достичь более эффективной управляемости бизнеса. Это, в свою очередь, находит отражение в повышении конкурентоспособности компании, не говоря уже о ее привлекательности в глазах инвесторов".
Несомненно, и для компаний, действующих на внутреннем российском рынке, проблема нормативных рисков будет приобретать все более четкие очертания. Один из отечественных банков провел анализ своей отчетности перед ЦБ за 2004 г. и выяснил, что из Банка России им было получено в течение года: 15 положений, 10 инструкций, 106 указаний, 67 телеграмм, 70 писем, 7 порядков, 3 рекомендации, 2 распоряжения, 328 приказов, 6 перечней, 124 сообщения. Очевидно, это еще не предел. Однако в данном процессе есть не только отрицательные стороны.
"Государственное регулирование - это как снежный ком, который начинается с далеко не самых жестких нормативных актов, но довольно быстро набирает высокие обороты и обрастает самыми широкими и глубокими требованиями, - отмечает Денис Зенкин. - Эти процессы уже объективно происходят в России, но их ни в коем случае нельзя считать бесполезными или неадекватными. Если в США действительно существуют риски, что регулирование превратится в тяжелое бремя, наносящее ущерб бизнесу, то российская экономика является одной из самых нерегулируемых, а в некоторых областях царит просто хаос. Например, в сфере обращения конфиденциальных и приватных данных. Учитывая законодательную активность в России в последнее время, можно с уверенностью утверждать, что страна твердо стала на путь регулирования и нормативных ограничений".
Снижение нормативных рисков и управление ими
Если нормативное регулирование само превратилось в основную угрозу, то что же следует предпринять по этому поводу менеджерам по рискам? Для большинства опрошенных руководителей главным является умение предвидеть и предупредить изменения нормативных требований.
Чтобы достичь этой цели, в большинстве компаний используются две стратегии (см. диаграмму "Оценка эффективности различных стратегий управления нормативными рисками"). Первая включает взятие на вооружение передового опыта, практик и техник вне зависимости от того, требует этого нынешнее законодательство или нет. Таким способом компании стремятся предупредить новые нормативные требования до их появления, а также показать регулирующим органам, что нет никакой необходимости возводить эти техники и практики в ранг нормативного требования.
Диагр. 5. Оценка эффективности различных стратегий управления нормативными рисками
Даже если регулирующие органы не сомневаются в том, что новую методику нужно закрепить нормативно, раннее внедрение этой техники в компании позволяет сэкономить деньги. Однако сделать это не всегда просто. Например, в финансовом секторе принятие соглашения Basel II потребовало фундаментального переосмысления системы оценки рисков и управления ими. Все это вылилось в серьезные траты даже для тех компаний, которые начали работать над этой проблемой заблаговременно.
Вторая стратегия подразумевает создание как можно более прочных связей как с национальными, так и с международными регулирующими органами. Это конечно же двухсторонний процесс. Фирмы получают возможность понять позицию законодателей и проверяющих органов и, следовательно, учесть это в своих действиях. Вместе с тем бизнес может донести до регулирующих органов свои собственные мысли и убедиться, что они адекватно восприняты. Таким образом, в данном случае управление регулятивным риском основано на раннем выяснении позиций и намерений заинтересованных сторон. Следует учитывать, что регулирующие органы заблаговременно сообщают о нововведениях в своих статьях, бюллетенях и т. п.
Как показало исследование, для неамериканских компаний и предприятий финансового сектора эффективное взаимодействие с регулирующими органами является еще более важным, чем внедрение передовых методик. Для фирм, действующих вне финансового сектора, на первое место выходит использование передового опыта и новейших методологий. Кроме того, создание общей базы для нескольких проектов в сфере совместимости и наем экспертов в сфере национальных нормативных актов являются для нефинансовых компаний более важными, чем поддержание тесной связи с регулирующими органами.
Хотя все респонденты подчеркивали особую значимость контактов с регулирующими агентствами, лишь несколько фирм сочли эффективным прямое лоббирование нормативных аспектов в правительстве. В финансовом секторе ответы разделились поровну между теми, кто считает это эффективной стратегией, и теми, кто придерживается прямо противоположной точки зрения.
В целом, подводя итог, можно констатировать, что проблемы дисциплинированности корпораций в условиях нарастающего государственного регулирования сегодня требуют к себе серьезного отношения. В глобальной экономике, базирующейся на финансовых потоках и находящейся под влиянием многонациональных конгломератов, ставки в этой игре очень высоки. Поэтому интегрированная стратегия по управлению рисками является критически важной для предприятий.