ГОСУДАРСТВО

Вопрос о приоритетных направлениях развития инфокоммуникационных технологий (ИКТ) в нашей стране, похоже, начинает приобретать социальную окраску. Судя по содержанию выступления министра информационных технологий и связи РФ Леонида Реймана, состоявшегося уже через четыре дня после заседания Президиума Государственного Cовета РФ, где рассматривался вопрос "Об информационных и коммуникационных технологиях в Российской Федерации", в качестве ориентиров отрасли теперь выдвигаются не технические показатели развития телекоммуникационных и компьютерных сетей, а уровень обеспечения базовыми ИКТ-услугами населения, предприятий социальной сферы и некоторых отраслей экономики. Эта тенденция тесно связана с выдвинутыми Президентом России национальными проектами, в реализацию которых (а заодно и в освоение выделяемых на эти цели средств) Мининформсвязи, очевидно, предстоит внести свою лепту.

Среди проблем, требующих особого внимания со стороны своего министерства, г-н Рейман традиционно упомянул так называемое цифровое неравенство, выражающееся, в частности, в полном отсутствии в 42 тыс. населенных пунктов доступа к средствам связи. По словам министра, с прошлого года вводится механизм универсального обслуживания, который позволит на деньги, собираемые со всех действующих операторов, внедрить в этих населенных пунктах базовые услуги связи и к концу 2008 г. полностью решить проблему телефонизации в России.

Леонид Рейман: “Мы планируем

закончить программу телефонизации

населенных пунктов России в

2008 г. и в дальнейшем намерены

расширить перечень универсальных

услуг, например перейти к такому

понятию, как телефон в одной семье”

К этому же сроку министр рассчитывает каждую российскую школу оснастить как минимум одним современным компьютерным классом, подключенным к Интернету. Предполагается, что это позволит уравнять по степени оснащенности школы по всей стране и таким образом станет дополнительным шагом на пути устранения цифрового неравенства среди регионов. Очевидно, что ничего фантастического в такой затее нет. Например, чтобы обеспечить все школы компьютерными классами уже к 2007-му, необходимо дополнительно выделить всего 4 млрд. руб. В этом случае, по подсчетам Мининформсвязи РФ, в каждой сельской школе появится компьютерный класс с шестью ПК для учеников и одним для учителя, а в городской школе - соответственно двенадцатью и одним ПК (в принципе, вопросы информатизации школ можно было решить и раньше в рамках ФЦП "Электронная Россия", да не заладилось дело с финансированием проектов: на министерский пиар денег хватало, а на школьные компьютеры - нет).

"В стране сложились серьезные диспропорции между регионами. Субъекты федерации, развивающие коммуникационную инфраструктуру, существенно отличаются друг от друга. Например, по использованию мобильной связи - в 80 раз, количеству домашних компьютеров - в 50 раз".

"Только 5% учителей используют сегодня информационные технологии в учебном процессе, в то время как в странах Западной Европы эта цифра значительно выше. В Великобритании, например, этот показатель приблизился к 60%".

"70% объектов почты находится в сельской местности. А ведь это - территории, где отсутствуют новые коммуникационные услуги и почта остается основным каналом связи между людьми, поэтому ее деятельность нуждается в существенной модернизации".

Из выступления В. В. Путина

на заседании Президиума

Государственного Совета РФ 16.02.2006 г.

Что касается здравоохранения, то тут, по мнению министра, первоочередная задача состоит в том, чтобы современными средствами связи оснастить все машины скорой помощи и медучреждения (очевидно, раньше на повестке дня стояли более важные проблемы).

Связными коммуникациями (а заодно и системами автоматизированного учета потребления коммунальных услуг), считает г-н Рейман, нужно изначально оснащать и вновь построенное жилье. А в сельском хозяйстве теперь помимо коммуникационных систем предлагается срочно внедрить современные средства управления и электронной торговли, что даст фермерским хозяйствам информацию о конъюнктуре и спросе на сельхозпродукцию, позволит участвовать в реализации госзаказа и т. д.

Складывается впечатление, что некоторые реформы в области телекома наконец получают шанс выйти из режима пробуксовки после того, как с начала 90-х под псевдодемократические декларации была обрушена инфраструктура сельской связи и радиофикации, якобы из экономических соображений резко снизились темпы телефонизации в деревнях, стали активно закрываться нерентабельные отделения почтовой связи. (Между тем, по нашим данным, за 15 лет реформ только в Подмосковье возникло более 250 коттеджных поселков. И, заметьте, ни один из них не испытывает никаких проблем с современными услугами связи.)

ИКТ-инициативы в структуре национальных проектов

Жилье

- Телефон и Интернет в каждом новом доме

- Цифровизация сети телевещания

- Внедрение автоматизированных систем учета ЖКХ-услуг

- Современная почтовая связь в новых районах

Здоровье

- Радиостанция в каждой машине скорой помощи

- Современная связь в больницах и поликлиниках

- Телемедицинская сеть в регионах

- Система мониторинга наличия лекарств

Образование

- Подключение школ к Интернету

- ИТ-мониторинг уровня образования

- Создание электронных образовательных ресурсов

Развитие АПК

- Современная система управления АПК

- Информационно-маркетинговые центры

Источник: Мининформсвязи РФ.

Хорошо, что появились национальные проекты. Теперь-то уж непременно всем миром на основе новых технологий и организационно-экономической базе решим накопившиеся проблемы инфокоммуникаций в социально-экономической сфере и на селе. К 2008 году... Хорошо бы успеть до выборов нового президента!

Для полноты картины отметим, что общие подходы к ИКТ-поддержке национальных проектов были сформированы министерством еще в конце прошлого года и обнародованы 21 декабря. Но в них слишком большой акцент делался не на содержательную, а на формальную сторону процесса.

Согласно прежним предложениям Мининформсвязи, предполагалось создать информационную систему поддержки реализации национальных проектов, включающую в себя четыре основных элемента: систему сбора и обработки отчетности от профильных ведомств, телефонный информационно-справочный центр, интернет-портал и систему мониторинга освещения национальных проектов в СМИ.

Вряд ли столь бюрократизированный подход мог вызвать положительную реакцию в Кремле, и вот сейчас наконец зазвучали уже вполне здравые, социально-ориентированные и общественно значимые предложения, которые могут вызвать и одобрение руководства страны, и понимание населения.

Версия для печати