РЕШЕНИЯ

Возможности и потребности в области ИТ небольших фирм существенно отличаются от таковых у крупных организаций, поэтому ИТ-компании зачастую предлагают для них отдельные решения. Например, корпорация Microsoft (www.microsoft.com) включила свое основное серверное ПО в пакет Small Business Server 2003 (SBS).

По словам Станислава Павлова, системного аналитика Quarta Technologies (www.quarta.ru), если потребности организации ограничиваются использованием общего принтера и предоставлением сотрудникам доступа к документам друг друга на их локальных ПК без каких-либо особых требований к безопасности и организации совместной работы, то никаких серверных технологий, в том числе SBS, применять не требуется: достаточно одноранговой сети на базе Windows XP. Главные достоинства такого решения - дешевизна и простота реализации. Однако такая схема чревата полным хаосом в документах, когда число работающих с ними сотрудников превысит 4-5 человек. Можно, конечно, хранить все документы общего пользования на одном из ПК, придав тем самым ему некоторые черты сервера, однако это решение половинчатое, поскольку не обеспечивает должной безопасности и не позволяет автоматизировать коллективную работу. Поэтому в большинстве случаев целесообразно использовать выделенный сервер.

В отличие от крупных компаний небольшие фирмы не могут себе позволить иметь несколько серверов. Учитывая это, Microsoft реализовала в SBS конфигурацию, предназначенную для функционирования всех входящих в его состав компонентов на одном компьютере. Конечно, можно добиться того же, приобретя входящие в SBS приложения по отдельности, но, во-первых, такая покупка обойдется в несколько раз дороже, а во-вторых, потребует значительных усилий по установке и настройке, а значит - квалифицированных ИТ-специалистов, которыми малые предприятия обычно не располагают.

SBS предлагается в двух вариантах - Standard и Premium. В первый помимо ОС Windows Server 2003 входят Exchange Server 2003, Outlook 2003, SharePoint Team Services V2 и такие специализированные компоненты SBS, как мастера настройки, средства контроля работоспособности и общего доступа к факсу. Редакция Premium дополнительно включает SQL Server, ISA Server 2004 и FrontPage 2003. Кроме того, в стоимость обоих вариантов включена цена пяти клиентских лицензий. Microsoft позиционирует SBS для организаций, где число компьютеров не превышает 50, хотя технически сервер способен поддерживать и более 75 ПК.

Как показали исследования Microsoft, потребности многих средних компаний покрываются возможностями стандартного варианта SBS, поскольку далеко не всем из них требуется SQL Server, ну а ISA Server 2004, несмотря на все свои потенциальные достоинства, пока еще не стал популярным продуктом (отчасти из-за не слишком удачной предыдущей версии этого решения). Однако представляется, что в российских условиях ситуация может оказаться несколько иной. Как известно, у нас в качестве ПО управления небольшим предприятием чрезвычайно популярна система "1С:Предприятие", и появление редакции Premium, использующей в качестве СУБД Microsoft SQL Server, способно поднять интерес к самой СУБД, а следовательно, и к SBS Premium.

Если со временем нагрузка на единственный сервер станет слишком большой, имеется возможность установить дополнительные серверы; правда, ПО для них нужно приобретать отдельно. В частности, можно отказаться от использования SBS и разнести все решения, входящие в его состав, по разным компьютерам. Для подобных случаев Microsoft предусматривает специальные средства, облегчающие процесс перехода.

Очевидное преимущество применения SBS - хорошо знакомая практически всем среда Microsoft Windows. По словам г-на Павлова, установить и правильно сконфигурировать SBS значительно проще, чем те же решения Microsoft, приобретенные по отдельности, и вполне по силам опытному пользователю, не являющемуся ИТ-специалистом в полном смысле этого слова. Продукты корпорации, в том числе и не входящие в состав SBS, хорошо интегрированы между собой. Немаловажным для отечественных компаний является и неплохое качество локализации решений Microsoft, причем не только прикладных программ, но и средств администрирования. Наконец, на ПК сотрудников почти всех компаний установлена ОС Windows XP, и применение серверной ОС того же семейства упрощает управление всей ИТ-инфраструктурой.

Альтернативой SBS может служить ПО с открытым исходным кодом. Например, в качестве ОС можно воспользоваться каким-либо дистрибутивом Linux либо Sun Solaris, в качестве СУБД - MySQL и т. д. Начальная цена такого решения будет, безусловно, ниже, чем у SBS: сами по себе эти продукты бесплатны и теоретически стоимость сервера равна стоимости компьютера, в то время как рекомендованная цена SBS 2003 Premium составляет 1499 долл. (в реальности она обычно ниже - скажем, Quarta Technologies предлагает этот пакет за 1259 долл.). Однако ПО с открытым исходным кодом имеет и ряд недостатков. Во-первых, его применение, скорей всего, повлечет за собой необходимость иметь в штате ИТ-специалиста. Для крупной компании это не проблема, но для мелкой фирмы может оказаться слишком обременительно (кроме того, шанс найти, например, бухгалтера, готового работать в среде Linux, куда меньше, чем квалифицированного пользователя Windows). Во-вторых, хотя сами решения open source бесплатны, за техническую поддержку, если она понадобится, придется платить, а при отсутствии штатных ИТ-специалистов без поддержки обойтись очень сложно. В-третьих, могут возникнуть проблемы с совместным использованием различных приложений, созданных независимыми разработчиками, а также различных ОС на сервере и на ПК сотрудников. Наконец, локализация ПО с открытым исходным кодом оставляет желать лучшего, и в ближайшее время существенных изменений в этой области не предвидится (как известно, программисты ненавидят писать документацию, ну а переводить ее на иностранные языки - тем более). В результате вполне вероятна ситуация, когда небольшой фирме экономически выгодно установить платное ПО от Microsoft, а крупной корпорации, имеющей мощную ИТ-службу, - решения open source. Однако выбор в любом случае должен базироваться на трезвой оценке стоящих перед фирмой задач и имеющихся возможностей.