Настоящий бум на рынке многофункциональных устройств (МФУ) начался два-три года назад, и связан он, по мнению как независимых аналитиков, так и вендоров, с массовым наступлением так называемых легких аппаратов, относящихся к младшей группе МФУ. Такие аппараты удобно располагаются на столе (и потому часто называются настольными или персональными) и ориентированы на индивидуальное использование в домашних условиях, а также в офисах малых и средних компаний. Сегмент рынка "легкой" офисной техники развивается, процесс его формирования еще не закончен, что проявляется, в частности, в несовпадении взглядов различных компаний на позиционирование и потребительскую ценность изделий.

Появление МФУ младшего класса связано с рядом факторов: жесткой конкуренцией на рынке печатающего оборудования начального уровня (принтеров, копиров), а также с открывшейся возможностью переноса отработанных (на аппаратах средней и тяжелой групп) решений и технологий "сверху вниз". Кроме того, для освоения массовых рынков сбыта требовалась и новая продукция. И все же, как показывает динамика продаж оборудования hardcopy и на мировых рынках, и в России, главным фактором роста популярности МФУ у массового потребителя стало резкое - в несколько раз! - снижение цен на такие аппараты.

Рост превосходит ожидания

Увеличившийся в последние три года, по данным ITResearch, рост продаж - с 3% в 2003 г. до 17% в I квартале 2005-го - малогабаритных печатающих комбайнов изменил структуру мира цифровой печати. Пользователи из сегментов SoHo (малый и домашний офис) и SMB (малые и средние предприятия) все чаще стали отказываться от традиционных решений, заменяя копир, принтер, сканер, а часто и офисный факс одним МФУ.

По оценкам ITResearch, в России в январе - июне 2005 г. рынок МФУ по сравнению с соответствующим периодом 2004-го увеличился на 167,2% в натуральном выражении и на 77,9% - в денежном. К аналогичным выводам пришли и аналитики из IDC, однако, по их данным, за указанный период этот рынок вырос соответственно на 156 и 29% (см. также PC Week/RE, N 38/2005, с. 24).

Та же ITResearch отмечает, что за первое полугодие 2005-го струйных и лазерных настольных МФУ было продано свыше 360 тыс. шт. (это сопоставимо с объемом поставок за весь 2004 г.) и на их долю пришлось свыше 17% рынка (против 7% год назад). Соответственно уменьшилась рыночная доля других сегментов. В частности, объем продаж струйных принтеров снизился на 9%, причем в основном в самой массовой категории устройств ценой до 100 долл., а также сократились продажи сканеров. И это вполне объяснимо: сегодня цена настольного многофункционального устройства во многих случаях всего на 10-20% превышает стоимость самого дорогого из специализированных устройств с одной функцией.

Данные отчета IDC "The Russian Quarterly Printer Market Tracker" по итогам IV квартала и 2005 г. в целом свидетельствуют о том, что многофункциональные устройства пользуются все большей популярностью, и это подтверждается стремительным - в 2,5 раза в натуральном выражении - ростом их поставок. Причем суммарно сегмент струйных принтеров и МФУ вырос почти на 6%. А доля МФУ в этом сегменте увеличилась очень заметно - с 12,5 до 33,5%. В сегменте же лазерных устройств, напротив, доминируют принтеры. Лидирующие позиции как на рынке принтеров, так и в секторе МФУ сохранила HP. Не изменился и состав ведущих поставщиков: Canon, Epson, Samsung, Xerox, Lexmark. По прогнозам IDC, в 2006 г. спад на рынке принтеров продолжится, но за счет бурного роста продаж МФУ рынок печатающих устройств в целом будет расти.

Сегментация рынка и основные игроки

Число моделей, представленных в настоящее время на рынке легких многоцелевых аппаратов, измеряется десятками, а линейки, "впитывая" новейшие технологии (в основном от своих старших собратьев), продолжают расширяться и обновляться.

"Легкий" класс сегодня представлен главным образом двумя категориями МФУ: цветными струйными и монохромными лазерными. Между тем в группе струйных устройств в последнее время можно выделить подгруппу моделей, ориентированных на обслуживание фотолюбителей, - так называемые многофункциональные фотоцентры. Можно уже говорить и о том, что началось формирование сегмента цветных лазерных МФУ младшего уровня, появление которых обусловлено значительным удешевлением этой технологии.

К особенностям таких аппаратов относятся малые габаритные размеры и масса, низкое энергопотребление и пониженный уровень шумов во время работы. Пользователи обращают внимание на простоту обслуживания такого оборудования, затрачиваемое на подготовку к работе время, удобство управления заданиями, надежность. Часто определяющим фактором при выборе МФУ для клиентов являются затраты на расходные материалы.

Аппараты различаются по количеству функций, выполняемых тем или иным устройством, характеристикам (производительность и т. п.), габаритам, назначению и конечно же цене, которая изменяется в соответствии с конъюнктурой на рынке.

Струйные МФУ

Все струйные аппараты позиционируются участниками рынка как устройства индивидуального пользования. В этом сегменте в России (по данным ITResearch) лидирует четверка ведущих мировых производителей струйной техники - Canon, Epson, Hewlett-Packard и Lexmark (перечислены в алфавитном порядке). За ними следуют компании Brother (в прошлом году вышедшая на пятое место) и Dell.

Средняя розничная цена многоцелевых струйных моделей, по информации ITResearch, за год снизилась почти на 30% (до 150 долл. во II квартале 2005 г.), а для некоторых моделей она приблизилась к 100 долл.

Струйные МФУ начального уровня, рассчитанные на домашних пользователей, имеют минимальный состав функций, но многие из них уже поддерживают фототехнологии.

На сегменты SoHo и SMB ориентированы струйные аппараты более высокого класса. Кроме повышенной производительности и надежности, лучшего качества печати, увеличенного ресурса картриджей они могут иметь и расширенный набор интерфейсов, в том числе проводной или беспроводной сетевой адаптер.

Одним из наиболее перспективных направлений в сегменте струйной печати сегодня является выпуск многофункциональных фотоцентров, представленных в линейках всех основных игроков на данном рынке. Как правило, в них используется система картриджей с большим количеством цветов, нежели в офисных устройствах.

Принципиальный сдвиг как в цене, так и в качестве печати таких устройств привел к взрывному росту данного сегмента рынка, охватившего огромное количество домашних пользователей. С помощью фотоцентров теперь стало возможно не только распечатывать снимки, но также копировать и сканировать старые фотографии.

Многие фотоцентры оснащаются ридером карт памяти и ЖК-дисплеем с диагональю 2-4 дюйма для более комфортной работы без компьютера. Если фотоцентр оборудован цветным дисплеем, то с помощью кнопок на панели устройства на нем можно выбирать снимки для печати, форматировать их, подстраивать яркость, контраст, цветовую гамму и т. п. Устройства комплектуются пакетом программ для автономного (без ПК) сканирования, копирования, просмотра и редактирования фотографий, в том числе сделанных ранее. Уже появились такие МФУ с поддержкой беспроводного соединения (Wi-Fi и Bluetooth).

Однако не все участники рынка и аналитики склонны выделять фотоцентры в отдельный сегмент рынка. Так, например, в Lexmark полагают, что более объективной будет оценка рынка струйных МФУ в целом, поскольку к концу нынешнего года фотопечать станет неотъемлемым атрибутом любого струйного МФУ.

И действительно, все основные производители струйной техники активно поддерживают это направление, делая упор на включение фототехнологий в свои новые многоцелевые разработки для младшего сегмента.

Монохромные лазерные МФУ

В сегменте монохромных лазерных МФУ сегодня присутствуют семь вендоров - Brother, Canon, Dell, Epson, Hewlett-Packard, Samsung и Xerox (перечислены в алфавитном порядке).

Лазерные аппараты - более дорогие, нежели струйные, их линейки обновляются и расширяются не столь часто, поэтому среди них количество новинок, выведенных на рынок за год, измеряется единицами. Однако спрос на эти продукты держится устойчиво, и сейчас цены на них в обновленных линейках ведущих вендоров варьируются от 195 до 476 долл. при средней цене 367 долл.

Преимущества лазерной печати (высокая производительность, низкая себестоимость копии, простота в управлении) позволяют надеяться, что сегмент настольных МФУ на основе лазерных принтеров продолжит свое развитие более интенсивно при условии, что тенденция падения цен на них сохранится.

Монохромные лазерные МФУ начального уровня ориентированы (в качестве персональных устройств) на малый и домашний офисы. Такие аппараты для подключения к ПК используют проводной и/или беспроводной сетевой адаптер, оснащены ЖК-дисплеем для отображения режимов работы и настройки. Их цена находится в пределах 200-350 долл.

Более развитые легкие лазерные аппараты с большим числом функций довольно широкое применение находят в секторе SMB как для персонального использования, так и для малых рабочих групп (их цена - в диапазоне от 350 до 476 долл.). Такие машины нередко оснащаются сетевым интерфейсом либо располагают возможностью опциональной установки сетевой карты. В большинстве своем они построены на основе принтеров соответствующего класса со скоростями печати 12-20 стр./мин и выше. Если в подобном аппарате отсутствует "факсимильный" модуль, то в нем может быть реализована функция интернет-факса, когда отсканированный документ отправляется в виде вложения в письмо электронной почты.

Лазерные МФУ в цветном сегменте

Интересное положение складывается с цветными лазерными аппаратами, в том числе с МФУ, цена которых в прошлом году начала резко падать.

Согласно данным исследования, опубликованным в сентябре прошлого года независимой аналитической компанией Current Analysis, в январе 2005 г. мировые продажи цветных лазерных МФУ составляли менее 2% от всех продаж лазерных многофункциональных аппаратов. Однако уже к 20 августа их продажи возросли в четыре раза и превысили 8%. Аналитики из Current Analysis этот феномен объясняют тем, что соответствующее количество пользователей из сектора малого бизнеса, а также домашних и малых офисов в этот период перешли с монохромных МФУ на цветные, поскольку их качество печати и скоростные характеристики не уступают монохромным, а цена оказалась более доступной.

В числе лидеров-производителей в цветном сегменте младшей группы (ориентированных на малый бизнес) лазерных МФУ Current Analysis называет Canon, HP и Epson.

Доля рынка цветных лазерных МФУ в % от

всего рынка лазерных МФУ

Сегодня такая "цветовая" лазерная волна коснулась легких МФУ не только на Западе. Эта тенденция, как считают в ITResearch, незамедлительно отразилась и на российском рынке hardcopy: появился новый сегмент многофункциональных устройств - цветных лазерных МФУ, ориентированных на персональное использование или на небольшие рабочие группы. В первом полугодии 2005 г. их представили сразу три компании - Epson, HP и Konica Minolta, причем цена на некоторые модели была установлена ниже 1 тыс. долл. Новое цветное лазерное МФУ Brother MFC-9420CN, предназначенное для рабочих групп и впервые появившееся на российском рынке, поступит также в розничную продажу по цене не выше 1000 долл. Недавно Konica Minolta вывела на наш рынок полноцветное МФУ magicolor 2480, ориентированное на малые рабочие группы, цена которого, как ожидается, также не будет превышать 1 тыс. долл.

В августе прошлого года компания Oki приступила к поставкам в Россию цветных лазерных МФУ, среди которых аппарат OKI C5510 MFP. Оптовая цена этой модели, уже поступившей в продажу, вплотную приблизилась к 1 тыс. долл., и ее, видимо, уже можно включить в начавший формироваться сегмент легких цветных МФУ. В дальнейшем следует ожидать расширения круга поставщиков подобных аппаратов.

Многие специалисты и участники рынка - как у нас, так и за рубежом - весьма оптимистичны относительно перспектив нового сегмента, ориентированного на SoHo и SMB. Например, аналитики из исследовательской фирмы Lyra Research прогнозируют рост мирового рынка цветных лазерных МФУ в ближайшие пять лет со среднегодовыми темпами 220%, причем основной спрос на эти устройства придется на сектор SoHo, малые и средние предприятия и, в меньшей степени, на рабочие группы в корпорациях.

Особенности сервиса легких МФУ

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Каждая, даже самая совершенная, машина нуждается в сервисном обслуживании. Легкие МФУ не являются исключением. Московское "Бюро офисных машин" (www. lekom.ru) почти 14 лет занимается сервисом печатающей техники разных производителей и накопило в данной области значительный опыт.

Коммерческий директор этой компании Игорь Челебаев поделился с нашими читателями информацией о специфике обслуживания и ремонта персональных МФУ.

МФУ ценой в пределах 200-500 долл., например Samsung 4100, 4216, Xerox PE16 или HP LJ 3030, как правило, созданы на базе самых младших моделей принтеров. При разработке конструкции таких устройств в качестве основного критерия принимается цена, которая должна быть максимально низкой. Такой подход приводит к появлению в конструкции узких мест, которые снижают надежность и удобство работы пользователя. Поэтому при почти тех же технических характеристиках, что и у персональных МФУ начального уровня, старшие модели этих устройств (например, Brother MFC8840, Develop D16G, Kyocera FS-1118MFP) предпочтительнее, поскольку, как правило, они лишены явных конструктивных просчетов и недостатков и достаточно надежны для работы в офисе.

Если говорить о струйных МФУ, то здесь ситуация несколько иная, и правило "чем дороже, тем надежнее" уже может не сработать, так же как и известность бренда. Зачастую цена МФУ увеличивается из-за погони за количеством точек на дюйм и в результате того, что данные устройства наделяются дополнительными функциями.

Большинство струйных МФУ конструктивно базируется на принтере с пристроенным на него сверху сканером. Единственным исключением, насколько мне известно, являются модели Brother DCP-115, DCP-115, MFC-210, MFC-425, изначально сконструированные как МФУ.

По нашему опыту, можно сказать, что основная доля легких аппаратов (стоимостью до 500 долл.), используемых в офисах, через один-два года попадает в ремонт, причем частенько его стоимость достигает половины цены нового аппарата, а то и больше.

В очень многих случаях в поломке струйных МФУ виноваты некачественные или перезаправленные расходные материалы, а также подделки под оригинальные продукты. Чаще всего из-за них выходят из строя печатающие головки. Кроме того, некачественные картриджи могут становиться причиной поломок и других узлов, ухудшать качество печати.

Что касается лазерных МФУ, то работа с оригинальными расходными материалами проблем почти не вызывает, а вот использование некачественных и перезаправленных приводит к поломкам. Отмечены случаи, когда дефекты на первый взгляд вроде и не связаны с использованием некачественного картриджа, но на самом деле вызваны именно им. Так, причиной преждевременного износа узла закрепления может быть повышенная агрессия совместимого тонера, шестерни редуктора или ролика переноса выходят из строя из-за высыпавшегося из картриджа тонера и т. п.

Совместимые (получаемые от третьих фирм) расходные материалы и заправка картриджей находят своих покупателей как раз в нише пользователей недорогих МФУ, поскольку львиная доля затрат здесь ложится на расходные материалы, а пользователи, естественно, стремятся сэкономить.

Все же наибольшее количество отказов имеет механическую природу. Современная электроника достаточно надежна, а вот механические узлы выходят из строя. Поломки происходят как по вине пользователя, скажем, ни разу не сдававшего аппарат на профилактику, так и из-за конструктивных просчетов производителя. Например, у струйных МФУ случаются отказы печатающих головок, и порой, если не удалось их промыть, стоимость замены такого узла, с учетом затрат на восстановительные работы и новые оригинальные картриджи, может оказаться соизмеримой с ценой нового аппарата.

Цены на ремонт легких МФУ в Москве довольно сильно варьируются в зависимости от квалификации персонала и позиционирования компании. Существуют "старые" официальные сервисные центры, занимающие чуть ли не монопольное положение в области сервиса того или иного бренда и диктующие свои расценки, но есть и небольшие "фирмочки" из двух-трех человек, выполняющие работу гораздо дешевле, но, как правило, они занимаются только простым ремонтом, поскольку для серьезных работ у них нет ни знаний, ни опыта, ни времени.

Стоимость ремонта начинается от 20 у. е. за аппарат, в среднем ремонтные работы одного МФУ обходятся в 30-40 у. е. Детали и расходные материалы оплачиваются отдельно. Поэтому многие пользователи недорогих МФУ, заплатившие за устройство менее 200 долл., не могут понять, почему так дорого обходится ремонт дешевого устройства. Им кажется, что ремонт аппарата должен стоить не больше 20% его цены. Тем не менее на ремонт персонального устройства порой тратится даже больше времени и сил, чем на обслуживание "тяжелого" офисного. Часто причиной этого является компактность механизма персонального МФУ, вообще не рассчитанного на ремонт. Видимо, производители полагают, что в случае поломки недорогого МФУ пользователь просто выкинет его и купит новый.

Все же надо признать, что границы, которые стараются установить как вендоры, рассчитывающие покрыть своей продукцией именно определенный сегмент рынка, так и торговые компании, по назначению и сфере применения многоцелевых аппаратов младшей группы весьма условны и часто бывают достаточно размытыми. Нередки случаи, когда, например, МФУ, предназначенное для малого бизнеса или домашнего офиса, оказывается на столе секретаря или даже руководителя среднего звена весьма крупной фирмы. Здесь, безусловно, играют свою роль и стильный дизайн (не придется краснеть перед посетителями офиса), и характеристики (производительность и т. д.), и функциональные возможности, включая прием и отправку факсов на месте, а также повышение уровня конфиденциальности.

Настольный парад печати

Настольные МФУ

Вторая половина прошлого года и начало нынешнего ознаменовались в буквальном смысле шквалом новинок, представленных на отечественном рынке легких МФУ, главным образом в струйном сегменте. Так, с августа по декабрь у ведущей пятерки (Brother, Canon, Epson, Lexmark, HP) таковых оказалось 19 моделей (см. табл. 1). Начало нового года оказалось еще более плодотворным: в феврале компаниями Brother, Canon, Lexmark и HP было анонсировано семь новых МФУ.

Таблица 1. Струйные легкие МФУ ведущих вендоров (на конец февраля 2006 г.)

Существенное обновление затронуло и более консервативный лазерный "легкий" сегмент, хотя и не в столь значительной степени. Весной прошлого года (апрель - май) Brother и Canon вместе выпустили семь новых аппаратов, осенью к ним Samsung добавила еще два, и в нынешнем году свои линейки в этом сегменте обновили Brother, HP и Xerox, анонсировав четыре МФУ (см. табл. 2).

Таблица 2. Лазерные легкие монохромные МФУ ведущих вендоров

(на конец февраля 2006 г.)

Таким образом, в стороне не остался ни один ведущий вендор, причем среди них были представившие сразу по нескольку моделей. В ряде случаев линейки были расширены за счет новинок, а в некоторых устаревшие аппараты были заменены новыми. В табл. 1 и 2 приведены модели, выпускаемые на сегодняшний день (февраль 2006 г.) ведущими производителями. Однако на перенасыщенном российском рынке печатных устройств находится в продаже немалое количество легких МФУ, выпуск которых уже прекращен. Такие аппараты не вошли в таблицы. Причем процесс замены легких моделей и снятия еще не успевших устареть аппаратов с продажи идет очень динамично.

Можно наблюдать "переход" некоторых старших и дорогих моделей в нижнюю ценовую категорию, которой объединяются легкие МФУ. В результате сегмент легких многоцелевых аппаратов пополняется "сверху".

Так, например, реальная цена аппаратов HP LaserJet 3020 и 3030, выпущенных в феврале 2004 г. по цене соответственно 540 и 640 долл., теперь находится на уровне 400 и 450 долл., что соответствует стоимости новых аналогичных моделей 3050 и 3052, хотя по своим характеристикам эти последние превосходят своих старших собратьев. А вот выпущенное одновременно с ними МФУ 3055, отличающееся улучшенными характеристиками факса, не смогло войти в "легкий" сегмент, так как его цена составляет уже 560 долл.

Анализируя характеристики новинок, нужно отметить (в отличие от лазерного оборудования) тенденцию функционального "ухода" легких струйных МФУ на более высокий уровень как по назначению (малые рабочие группы и т. п.), так и по нагрузочной способности (а значит, и надежности) и функциям, связанным главным образом с работой в сети. При этом такие развитые МФУ остаются в ценовой категории легких (до 500 долл.) и соответственно входят в этот сегмент. А ведь до недавнего времени даже не предполагалось использование струйных аппаратов в серьезном бизнесе.

Поскольку количество легких многоцелевых аппаратов весьма велико и состав их динамично меняется, то для оценки положения на рынке продуктов ведущих компаний остановимся на основных характеристиках лишь некоторых струйных устройств, выпущенных (или анонсированных) в последнем полугодии (см. табл. 3), а лазерных - в период с мая 2005 г. по февраль 2006-го (см. табл. 4). Диапазон легких струйных и монохромных лазерных аппаратов ограничим сверху ценой в 500 долл.

Таблица 3. Сравнительные характеристики новых легких струйных МФУ основных вендоров

Струйные комбайны

Компания Brother (www.brother.ru) наращивает свое присутствие на российском рынке печати; она в очередной раз расширила две линейки - DCP и MFC - цветных струйных МФУ: в этом году ею уже выпущены четыре модели, выполненные в новом дизайне и обладающие идентичными базовыми характеристиками. Как считают в компании, функционально они закрывают весь диапазон возможных потребностей домашнего пользователя. Последний может ограничиться функциями цветного принтера, копира, сканера и центра обработки изображений, напрямую загружаемых с карточек памяти (аппарат DCP-115C); при желании данные устройства можно дополнить функциями факса (модель MFC-215C) или автоподатчиком документов (МФУ DCP-120C). Наконец, для домашнего или малого офиса хорошо подходит модель MFC-425CN, обладающая всеми перечисленными функциональными возможностями и к тому же снабженная сетевым интерфейсом. Из основных усовершенствований в этих аппаратах отметим возможность сканирования документов с автоматическим распознаванием текста и переводом его на другой язык (для чего используется ПО Web Translator 5.0 компании Systran), а также поддержку функций PC-FAX (прием факсимильных сообщений на ПК) в моделях со встроенным факсом.

Компания Canon (www.canon.ru) - лидер по числу представленных моделей на рынке легких струйных МФУ - постоянно обновляет и расширяет модельный ряд струйных многофункциональных аппаратов серии PIXMA с возможностями профессиональной фотопечати. В феврале этого года Canon выпустила в продажу два новых МФУ, адресованных предприятиям малого бизнеса, - PIXMA MP830 и MP530. Однако старший аппарат MP830 не укладывается в ценовой диапазон легких МФУ.

Среди новинок, предназначенных для персонального использования и отличающихся традиционным для серии PIXMA стильным дизайном, - устройства МР150 и MP170, пришедшие на смену появившимся год назад аппаратам PIXMA MP110 и MP130. В новых МФУ реализованы наиболее совершенные технологии Canon (все они уже были успешно опробованы в выпущенных ранее струйных фотопринтерах и МФУ), связанные с обработкой и печатью изображений. Основу аппаратов серии PIXMA составляют печатающие головки, изготовленные по технологии FINE (Full-photolithography Inkjet Nozzle Engineering), которая, как утверждает производитель, позволяет повысить плотность расположения и точность позиционирования микросопел.

По информации Canon, сочетание изготовленной по технологии FINE печатающей головки, чернил и специальных материалов для печати (эти компоненты представляют собой единую систему ChromaLife100, анонсированную компанией в июле 2005 г.) позволяет создавать отпечатки, по долговечности (в частности, светостойкости) и качеству не уступающие традиционным фотографиям. По данным производителя, при хранении в альбоме такие снимки (напечатанные на профессиональной фотобумаге) не потеряют своих красок на протяжении ста лет.

Dell (www.dell.com), приступающая к освоению российского рынка, предлагает два многофункциональных фотоцентра - Photo All-In-One Printer 924 и 944 с улучшенными характеристиками печати фотографий, дизайна и функциями беспроводной связи. Оба аппарата способны печатать фотографии прямо с цифровой камеры без подключения компьютера.

Epson (www.epson.ru) расширила линейку универсальных МФУ устройствами Stylus СХ3700, CX4100 и CX4700. В этих МФУ используются новые чернила DURABrite Ultra с полимерным покрытием, которое обеспечивает длительный срок службы отпечатка, а также устойчивость к воде и механическим воздействиям. Свою светостойкость отпечаток, по оценкам Epson, сохранит на протяжении двухсот лет при хранении в альбоме.

В комплект поставки устройств входит ПО Epson Creativity Suite, которое позволяет обрабатывать и редактировать фотографии.

Что касается компании Hewlett-Packard (www.hp.ru), то всем пяти ее моделям не исполнилось и года. МФУ HP PSC 1410 (цена 115 долл.), выпущенное летом 2005-го, предназначено для домашних пользователей. Похоже, HP делает ставку на офисные модели и профессионалов SoHo. Выделим недорогие и простые в использовании офисные устройства HP Officejet 5610 и анонсированное в феврале HP Officejet 6213. Оба аппарата, предназначенные для малых рабочих групп, снабжены встроенным факс-модемом и поддерживают функцию фильтрации нежелательных факсов. Для профессионалов представляет интерес недешевый фотоцентр HP Photosmart 3313 (цена 470 долл.), который имеет функцию немедленной отправки изображения по сети через встроенный Ethernet-адаптер и поддерживает беспроводную печать по протоколу Bluetooth.

В новых МФУ Hewlett-Packard применена технология Real Life, способствующая повышению качества печати. С помощью ПО Image Zone можно редактировать изображения на компьютере, а технология HP Instant Share позволяет автоматически уменьшить объем фотографии и затем отправить ее по электронной почте адресату.   

Таблица 4. Сравнительные характеристики новых легких монохромных лазерных МФУ основных вендоров

Постоянно обновляемый модельный ряд настольных МФУ компании Lex-mark International (www.lexmark.ru) сейчас включает 12 аппаратов. МФУ Lexmark X2350 (119 долл ) с одним картриджем и на данный момент считается одним из наиболее компактных на рынке. В двух других новинках - X3350 и P4350 - применена оригинальная технология шестицветной печати Lexmark. Все эти устройства комплектуются ПО Lexmark Imaging Studio, упрощающим процесс печати фотографий.

Лазерные комбайны

Если граница между старшими и средними моделями просматривается достаточно четко, то между аппаратами младшего и среднего классов она часто оказывается размытой. Этот феномен объясняется тем, что часть функций и характеристик производители в целях повышения конкурентоспособности продукта переносят "сверху вниз", а также формируют линейку из аппаратов, относящихся к разным ценовым категориям. Так, в лазерном сегменте устройства с близкими функциональными возможностями и из одной линейки (например, Samsung SCX или Canon LaserBase), аналогичные по назначению, оказываются в разных группах, поскольку цена старших моделей превышает 500 долл., хотя производитель их не разделяет по назначению и включает в одну серию. Другой пример: в этом году Xerox выпустила три новых лазерных МФУ, которые компания относит к младшей группе и позиционирует как персональные продукты. Однако цена двух старших моделей превышает условный ценовой барьер, что не позволило отнести их к легким аппаратам.

Фирма Brother продолжает пополнять ассортимент многофункциональных устройств в лазерном сегменте. Ее очередные модели - DCP-7010R (225 долл.) и MFC-7420R (330 долл.). Невысокая цена DCP-7010R делает его доступным практически любому пользователю, нуждающемуся в многофункциональном помощнике. На малый офис рассчитано и новое полностью русифицированное монохромное лазерное МФУ DCP-7025R, оснащенное устройством автоматической подачи документов. Для оптического распознавания символов оно комплектуется программными пакетами ScanSoft PaperPort и OmniPage OCR для Windows.

Canon обновила линейку лазерных МФУ прошлой весной, выпустив модели MF5730, MF5750 и MF5770. Сначала по цене, превышающей условную границу, MF5770 нельзя было отнести к классу легких. Однако сейчас аппарат уже стоит менее 500 долл. и входит в этот сегмент. Он полностью готов к работе в сети, а для поддержки сетевых функций для обеих моделей необходимо дополнительно приобрести сервер печати. С помощью веб-сервера, встроенного в MF5770, пользователи и администраторы могут узнать о состоянии аппарата, не отходя от компьютера.

Заслуживает внимания новинка, выпущенная Dell, - многофункциональный сетевой монохромный лазерный аппарат 1600n. Это устройство позиционируется как решение для небольшого офиса с месячной нагрузкой до 15 тыс. страниц и для персонального пользования. Оно поддерживает средства администрирования Toner Management System и Printer Web Tool.

У Hewlett-Packard есть несколько легких многофункциональных аппаратов, которые отличаются большей нагрузочной способностью, наличием сетевого интерфейса, дуплекса и факса, предназначены для офисов и продаются по более высокой цене. Одним из них является новинка HP LaserJet 3050, отнесенная к начальному классу устройств.

В семейство многофункциональных устройств Samsung включены две новые компактные персональные модели: SCX-4321 (300 долл.) и SCX-4521F (350 долл.). Первая сканирует, копирует и печатает, а во вторую к этим функциям добавлен факс. Скорость лазерной печати и копирования с разрешением 600 точек на дюйм доходит до 20 стр./мин. В комплекте с МФУ поставляется программа SmarThru4, позволяющая организовать безбумажный документооборот.

Среди лидеров продаж прошлого года отмечены две лазерные модели Xerox - WorkCentre PE16 и Work Centre PE114e. Оба МФУ ориентированы на персональное использование в офисе. Однако в феврале этого года PE16 (в продаже с 2003 г.) было снято с производства и заменено новой более компактной и быстродействующей моделью WorkCentre PE220, которая, как и WorkCentre PE114e, может размещаться на одном столе с ПК.

Анатолий Скляревский, руководитель отдела маркетинга продукции компании "Ксерокс Россия", полагает, что в этом году цена персональных лазерных МФУ начального уровня опустится ниже 200 долл. и вплотную приблизится к ценам на персональные лазерные принтеры; в результате появится новая категория - персональное полноцветное лазерное МФУ стоимостью около 500 долл. (см. PC Week/RE, N 4/2006, с. 14).

Вместо заключения

Практически все ведущие вендоры на рынке печати стараются укрепить и расширить на нем свои позиции. Они постоянно обновляют, расширяют свои линейки легких МФУ, разрабатывают и выпускают новые офисные комбайны, предназначенные для персонального использования, SoHo, малых рабочих групп. Причем более совершенные модели с улучшенными характеристиками, с большим числом функций оказываются в продаже по более низкой цене по сравнению с выпущенными совсем недавно. Такие быстро "устаревшие" аппараты приходится снимать с производства, но в продаже они еще некоторое время занимают место новой техники. При этом возникает парадоксальная ситуация, которая на первый взгляд кажется необъяснимой: старый аппарат оказывается дороже нового такого же класса.    

Факс-МФУ

Рынок факсов сформировался, но тем не менее продолжает расти. Одной из основных причин этого является то, что на сегодняшний день пересылка факса - единственный способ передачи "чистой" информации, когда гарантировано отсутствие вирусов. На этом фоне на рынке присутствуют многофункциональные факс-аппараты, которые производители иногда включают в свои линейки МФУ.

Компании Brother, Canon и Panasonic выпускают недорогие многоцелевые устройства на основе факсов, ставшие первыми комбайнами, поскольку обычный автономный факсимильный аппарат уже имеет встроенную функцию копирования. Такие многоцелевые устройства отличаются от обычного факс-аппарата возможностью их подключения к ПК и печати на них документов, хранящихся в компьютере или на внешнем носителе. Все же основное назначение факс-МФУ - работа с факсимильными сообщениями, в том числе быстрый набор номера, групповая рассылка факсов и их прием, их отсроченная передача для экономии средств на оплату телефонной связи и т. п. Конструктивно эти факс-устройства построены на основе более дешевого (по сравнению с планшетным) протяжного сканера, имеют значительно меньше функций принтерной печати, и себестоимость копии на факс-аппарате значительно выше. Поэтому они преимущественно используются для приема и передачи документов в офисе. Возможность непосредственной телефонной связи (через трубку с помощью номеронабирателя) выделяет эту группу из остальных настольных МФУ, где факсимильная функция является опциональной. В качестве примера можно привести высококачественный цветной факсимильный аппарат Brother FAX-1840C с функцией цветного копира и встроенной телефонной трубкой. Дизайн такого аппарата соответствует традиционному факсу.

Эти особенности, а также конструктивное оформление (в виде традиционного факс-аппарата) и наличие трубки позволяют отнести подобные устройства скорее к коммуникационным, и поэтому аналитики большей частью не включают их в сегмент рынка печатающих МФУ.

    

Рынок настольных МФУ развивается столь стремительно, что результаты исследований его состояния не всегда успевают за реалиями, отражающими тенденции. За год (а иногда и за шесть месяцев) на нем появляются десятки (!) новых моделей. Сколь долго и до какого предела это будет продолжаться, покажет время.