ИНИЦИАТИВЫ

В последнее время практически все производители, поставляющие оборудование и/или ПО для крупных корпораций и мощных государственных структур (так называемых Enterprise-клиентов), все чаще начали обращать свои взоры на средние и малые предприятия (в западной терминологии SMB, Small and Medium-sized Business), к которым, по принятой в IDC классификации, относятся компании с числом сотрудников 500 и менее*1. Не исключено, что в этом явлении "виновата" и сама IDC, утверждающая, что в большинстве стран именно SMB-cегмент ИТ-рынка сейчас развивается особенно бурно.

_____

*1 Практически у каждой ИТ-компании есть свое определение SMB-сегмента. В одном случае на первый план выходит число автоматизированных рабочих мест, в другом - затраты на развитие и эксплуатацию ИТ-структуры, в третьем - наличие достаточно крупного ИТ-отдела, в четвертом - число используемых конкурентных лицензий на ПО, в пятом - число процессоров в центральном сервере и т. д.

Возможно, так оно и есть, ведь если крупные корпорации уже насытились "хардом" и "софтом" (и теперь, как правило, лишь восполняют потери, вызванные вышедшим из строя или морально устаревшим оборудованием), то многие средние и малые предприятия еще только приобщаются к ИТ-прогрессу и потому представляют интерес для очень многих интеграторов, берущихся за различные аспекты их автоматизации. Кроме того, ИТ-прогресс привел к тому, что многие виды ИТ-оборудования стали стремительно дешеветь и ныне многие относительно "бедные" SMB-заказчики могут позволить себе такие высокопроизводительные ИТ-решения, которые раньше были не по карману даже "богатеньким" Enterprise-клиентам.

Леонид Циклин: “Консолидированные

системы хранения данных более

перспективны, чем автономные”

Что же обычно происходит у SMB-заказчиков с точки зрения компьютеризации бизнеса? По мере увеличения числа находящихся в эксплуатации ПК их начинают объединять в сети и хранить общие данные на серверах. При этом одним сервером дело, как правило, не ограничивается. Рано или поздно - обычно после того как в один не самый прекрасный день по тем или иным причинам (выход из строя оборудования, последствия вирусной или хакерской атаки, банальная кража и т.д.) все хранящиеся на том или ином сервере данные пропадут, - руководство компании осознает, что данные надо не только хранить, но и каким-то образом резервировать и архивировать*1

_____

*1 Разница между архивированием и резервированием весьма условна: резервируют обычно те данные, которые используются достаточно часто, а архивируют то, что вдруг когда-либо может потребоваться. C высоких трибун в таких случаях, как правило, говорят о концепции управления жизненным циклом информации (Information Lifecycle Management, ILM), которая представляет собой подход к управлению хранением данных, позволяющий учитывать, как они меняются во времени, и в соответствии с этим автоматически выполнять их администрирование, защиту и перенос с одного носителя на другой. Различные аспекты концепции ILM раскрываются в статье “ILM - это путь, не имеющий конца” (PC Week/RE, № 40/2005, c. 44).

Рано или поздно компании осознают, что данные надо не только хранить, но и каким-то образом резервировать и архивировать.

Здесь возникает выбор: как именно производить это самое резервирование и архивирование - автономно (т.е. дополнять системой резервирования и архивирования каждый сервер) или централизованно (консолидированно). Разумеется, каждый из подходов имеет свои плюсы и минусы, но второй подход, похоже, становится все более популярным не только среди Enterprise-клиентов, но и среди SMB-заказчиков.

Сергей Поздняков: “Наша корпорация

росла “сверху вниз”, т. е. от “тяжелых”

решений переходила к более “легким”

и простым в эксплуатации”

Осознав это, корпорация EMC (http://russia.emc.com) - в рамках недавно объявленной всемирной акции Making Storage Simple (MSS, ее буквальный перевод: "Сделай хранение данных простым") - предложила вниманию SMB-заказчиков дюжину недорогих (стоимостью от 1,5 до 20 тыс. долл.) стандартных программно-аппаратных комплексов (SMB-решений) начального и среднего уровня (емкостью до нескольких десятков терабайтов), решающих типовые задачи этих предприятий. Более того, она - впервые в своей истории - решилась установить на них рекомендованные цены. Дабы сразу было ясно, во сколько предприятию обойдется решение той или иной проблемы. Сергей Поздняков, руководитель департамента по работе с партнерами московского офиса EMC, утверждает, что самые простые из этих SMB-решений заказчики (если у них в штате есть хотя бы один достаточно грамотный ИТ-специалист) могут инсталлировать и эксплуатировать собственными силами.

Но важно не только предложить решение, но и в кратчайшие сроки донести его до сведения потенциальных пользователей. Делать это решено с помощью специализированных тематических сайтов, открываемых в различных регионах планеты и поддерживаемых, как правило, ключевыми партнерами. В начале этого года сайты, пропагандирующие программу MSS, уже были открыты в некоторых европейских странах. Дошла очередь и до России, где начал функционировать локализованный сайт www.emc-mss.ru, созданный при поддержке компании OCS (www. ocs.ru) - единственного в нашей стране широкопрофильного дистрибьютора EMC, еще четыре года назад (см. PC Week/RE, N 8/2002, с. 11) авторизованного на всю линейку аппаратных и программных средств транснациональной корпорации.

С помощью этого сайта SMB-клиент может пройти бесплатный краткий курс дистанционного обучения по системам хранения данных, ознакомиться с решениями, предлагаемыми EMC в рамках акции Making Storage Simple, и узнать соответствующие цены, а также выбрать компанию, которая ему это решение поставит (если же в регионе, где располагается потенциальный клиент, авторизованного партнера не окажется, то такой клиент может через сайт отправить в EMC описание своей проблемы, а специалисты корпорации помогут ему найти грамотного интегратора).

Если крупные корпорации уже насытились "хардом" и "софтом", то многие средние и малые предприятия еще только приобщаются к ИТ-прогрессу.

По словам директора департамента RISC/Unix и Storage-систем OCS Леонида Циклина, на этом сайте можно найти координаты всех фирм, взаимодействующих с OCS по решениям EMC. На сегодняшний день это 32 российские компании (21 московская, две петербургские, две екатеринбургские и по одной из Воронежа, Нижнего Новгорода, Новочеркасска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары и Челябинска) и три зарубежные (по одной из Алма-Аты, Киева и Минска). Интересно отметить, что год назад такого рода партнеров у OCS было на десяток меньше, а два года назад - всего 14.

Леонид Циклин отмечает высокие темпы роста продаж EMC-решений в его компании. По итогам прошлого года они в сравнении с 2004-м увеличились на 130%. Для сравнения: аналогичный показатель за 2004 г. составлял лишь 40% (см. заметку "OCS подводит итоги сотрудничества с EMC", PC Week/RE, N 11/2005, с. 8).

Г-н Циклин утверждает, что в течение 2005 г. через его компанию прошло 195 заказов на системы хранения данных EMC. При этом продажи небольших (емкостью до 6 Тб) и относительно недорогих устройств семейства AX (в штучном выражении и по сравнению с 2004 г.) увеличились в несколько раз, систем семейства Symmetrix DMX (их емкость ныне может достигать 1200 Тб) - в 2,3 раза, а изделий семейства CLARiiON CX (максимальная емкость - 60 Тб) - на 42%.

В целом же бизнес EMC в России (где корпорация кроме OCS напрямую работает еще с двумя специализированными дистрибьюторами и несколькими интеграторскими компаниями), как утверждает Сергей Поздняков, по итогам прошлого года в сравнении с 2004-м вырос на 92%. "Виды на урожай" в нашей стране, т. е. прогнозы роста продаж своего оборудования в этом году, корпорация EMC пока не озвучивает.