КОМПОНЕНТЫ

За последние три года объемы продаж продукции компании ATI в России и других странах СНГ выросли более чем десятикратно и составляют ныне приблизительно 15% ее общего оборота. По заявлению Александра Жаворонкова, директора по продажам ATI в этом регионе, около 5,5 млн. ПК, проданных в России в 2005 г., были снабжены графикой их фирмы, а в 2006-м этот показатель планируется довести до 6 млн., что поможет компании захватить более 60% российского рынка компьютерной графики.

Стремительный рост сбыта в России не мог не привлечь к себе внимания в центральном офисе. И вот, объезжая дозором филиалы и представительства своей компании, Дэйв Ортон, президент и генеральный директор ATI Technologies (www.ati.com), на пару дней заглянул и в Москву. Это первый визит руководителя такого ранга за всю двадцатилетнюю историю компании и за два года существования ее российского офиса. Цель приезда президента прозаична - встреча со своими здешними ведущими дистрибьюторами, с тем чтобы прояснить особенности регионального спроса и определить направление маркетинговых усилий для увеличения продаж, поскольку период взрывного роста закончился.

Дэйв Ортон: “В идеале нам хотелось бы, чтобы каждый

пиксел на всех графических экранах мира создавался

с помощью решений ATI”

Результатами встреч с российскими партнерами Дэйв Ортон остался доволен. Во время обсуждения дел с одним из своих дистрибьюторов - крупным российским производителем компьютерной техники - совместными усилиями была придумана концепция продаж, которая, используя терминологию г-на Жаворонкова, “в случае ее реализации способна совершить [в своей области] подлинную революцию”. На опробование новой идеи может уйти от трех до шести месяцев, и продвигать ее будут не только в России, где она родилась, но и на глобальном рынке.

Оборот ATI в 2003 - 2005 гг. (млрд. долл.)

В планах ATI на текущий год предусмотрена специальная программа работы с российскими вузами. Для студентов планируется проводить презентации решений компании, технические семинары, готовить раздаточные материалы и даже спонсировать студенческие дискотеки. Возможно, будут введены и корпоративные стипендии, а наиболее успешных кандидатов из числа выпускников будут принимать в штат компании. Кроме того, ATI готовит гранты для поддержки научно-исследовательских работ. Эта программа стартует в сентябре.

Поскольку фирма не имеет собственных производственных мощностей и опирается в этом на своих партнеров, планирование поставок для нее - особо ответственное дело, по ходу которого возникают и накладки, как, например, это случилось в прошлом году в нашем регионе.

В России отмечается ярко выраженная сезонность покупок. Прошедшие осень и зима оказались для ATI очень “горячими” - было продано незапланированно высокое количество чипов. Зато в декабре - феврале спрос так же неожиданно “обвалился”. Из-за неверного прогноза вендор с трудом отреагировал на столь резкие колебания спроса. Вот и в ожидаемый во второй половине года рост продаж, который г-н Ортон увязывает с появлением MS Windows Vista (поддерживающей технологию DirectX с новыми возможностями обработки 3D-графики) и с внедрением форматов Blu-ray и HD-DVD (также подстегивающих интерес пользователей к высококачественному видео на ПК), уже приходится вносить коррективы, поскольку выход версии Vista для домашнего использования корпорация Microsoft совсем недавно перенесла на начало 2007 г.

Емкость рынка компьютерной графики (млрд. долл.)

Тем не менее в текущем году ATI хочет восстановить утраченное лидерство в секторе графических процессоров для настольных систем. Этому должен способствовать запуск в продажу в конце 2005 г. семейства Radeon X1000, процессоры которого первыми среди GPU производятся по технологии 90 нм. Наибольшего же роста продаж компания ожидает в секторе чипсетов. Их доля в доходах текущего года должна составить 20-25%. По мнению г-на Ортона, системные чипсеты его фирмы на российском рынке известны меньше, чем в других регионах мира, и ситуацию эту нужно исправлять.

ATI рассчитывает на быстрый рост продаж своих решений для рынка товаров широкого потребления - цифрового ТВ, игровых консолей, портативных устройств. Продукция компании уже используется в 35 моделях мобильных телефонов пяти крупнейших производителей. Постепенный переход всех стран на цифровое ТВ - прекрасная возможность для вендора внедрять свои разработки в цифровые телеприемники. В России подъем спроса на цифровое ТВ ожидается в 2008-2010 гг.

В денежном исчислении доля интегрированных решений составляет 13% (3,8 млрд. долл.) от общей емкости рынка компьютерной графики (усредненная оценка In-Stat/MDR, IDC, Gartner, Mercury Research и ATI за 2005 г.). Поэтому в данном направлении ATI работает столь активно, что даже Intel уже начала использовать ее продукты на своих системных платах. В интегрированной графике для ПК компания обеспечивает поддержку DirectX как для платформ Intel, так и для платформ AMD, обеспечивает готовность своих решений к работе с MS Windows Vista.

Ориентируясь на расширение рынка, компания-разработчик прежде всего должна думать о новых решениях. В связи с этим ATI сегодня упорно продвигает технологию AVIVO, нацеленную на достижение максимальной производительности при обработке всех аспектов видео и графики, подготавливает ПК к приходу новых стандартов видео высокой четкости - H.264 / VC1, Blue-ray, HD-DVD, с тем чтобы на них можно было воспроизводить подготовленный по новым стандартам контент.

Еще одна новинка ATI - технология CrossFire, которая позволяет эффективно и экономно масштабировать графическую мощность ПК (об аналогичном конкурентном решении SLI компании NVIDIA см. PC Week/RE, N 35/2005, с. 20). CrossFire дает возможность увеличивать мощность графической системы, не выбрасывая “ослабевший” графический адаптер, а добавляя к нему второй. Семейство Radeon X1000 с функциями CrossFire в состоянии поддерживать два устройства на шине PCI Express без взаимоограничений между устройствами по скорости. Реализованное в CrossFire оптимальное распределение нагрузки между двумя графическими адаптерами - технология suppertime - по оценкам инженеров ATI, пока не имеет аналогов среди продукции конкурентов. В перспективе компания планирует предложить вариант четырех одновременно работающих графических акселераторов, но он вызовет необходимость параллельного решения целого ряда проблем: проблемы питания (четырехпроцессорная графика потребует наличия в ПК источника питания киловаттной мощности); проблемы охлаждения системы (нужны новые конструкции корпусов, способные поддерживать такие системы); проблемы современного программного окружения (существующее ПО не способно использовать возможности таких систем). ATI кооперируется с производителями процессоров, с тем чтобы требования к блокам питания со стороны графических устройств учитывались наряду с требованиями, предъявляемыми другими элементами системы. По заявлению г-на Жаворонкова, летом нынешнего года их фирма будет готова продемонстрировать первые четырехпроцессорные решения, а также образцы графических ядер, разработанные по технологии 80 нм.