КОНФЕРЕНЦИИ

Интеграция двумя волнами...

Основу семейства Dynamics сегодня составляют четыре унаследованных ERP-решения - GP (Great Plains) 9.0, SL (Solomon) 6.5, AX (Axapta) 3.0 и NAV (Navision) 4.0. Они будут двигаться в направлении создания единой ERP-платформы, но даже ориентировочных сроков ее появления никто не называл. Сама Microsoft займется созданием горизонтальных продуктов, а формирование вертикальных, отраслевых решений будет возложено в основном на ведущих партнеров (сейчас это делается в рамках программы Microsoft Industry Builder).

Особая роль отводится продукту Dynamics CRM 3.0, который сохранит свой автономный статус. Кроме того, будут развиваться более специализированные решения, некоторые из них, в частности FRx (Financial Reporting, финансовая отчетность), Forecaster (бюджетирование и планирование) и Retail Management System (управление розничной торговлей), были представлены на конференции, но пока они доступны практически только на рынке США, и сегодня в их названии даже не используется логотип Dynamics.

Развитие и интеграция ERP-продуктов пройдут в два этапа (рис. 1). Стоит обратить внимание, что такая схема была представлена Microsoft еще осенью прошлого года, но тогда сроки второй волны были обозначены как 2008+, а сегодня - 2008-2009+. Судя по всему, на первом этапе речь пойдет в первую очередь о поэтапной интеграции бизнес-решений с базовым ПО (SQL Server, SharePoint Server, Office) и унификации пользовательского интерфейса и набора API. На втором будет выполняться перевод продуктов на новое технологическое ядро, в формировании которого должны сыграть большую роль технологические инновации Windows Vista/Longhorn, в частности ее компоненты Windows Communication Foundation и Windows Workflow Foundation.

Рис. 1. Дорожная карта продуктов Microsoft Dynamics

Что касается планов выпуска конкретных продуктов, то они таковы:

- 2006 г. - NAV 5.0 и AX 4.0;

- 2007 г. - GP 10.0, SL 7.0, CRM 4.0;

- 2008-2009 гг. - AX.5.0, NAV 6.0, GP 11.0, SL 8.0, CRM 5.0.

О сроках, даже ориентировочных, выхода единого ERP-продукта представители Microsoft принципиально отказывались говорить, намекая при этом, что возможно еще и появление третьей волны. Что же касается архитектуры и функционала будущего решения, то, очевидно, это будет определяться в виде сбора "лучших функций" (best of functionality) от уже существующих продуктов, что задает определенный уровень конкуренции между разными командами разработчиков.

Правда, и сейчас не очень понятно, на какие сегменты заказчиков ориентирована эта будущая система: только на средний рынок или также на крупный и малый? Но можно ли второй вариант реализовать в рамках одного архитектурного решения? Вопросы остаются...

Большое видится на расстоянии

Хотя конференция Convergence имеет общекорпоративный (т. е. всемирный) статус, место ее проведения предопределяет тот факт, что 70-80% ее участников представляли США. Неудивительно поэтому, что секции, посвященные решениям GP и SL, пользовались большей популярностью. И тем не менее нужно сказать, что их европейские аналоги - AX и NAV - были также представлены очень хорошо (что весьма необычно, поскольку в США всегда доминируют местные продукты). Вот, например, статистика по числу докладов: GP - 31, SL - 15, AX - 25, NAV - 14, CRM - 15. На стендах партнеров выставки Expo (более 180 участников) эти продукты были представлены также примерно в равных пропорциях. О повышении значимости Старого Света свидетельствует и то, что нынешней осенью должна впервые пройти европейская конференция Convergence.

Все это говорит о том, что AX и NAV имеют очень хорошие перспективы для расширения географии своего применения, а значит, и возможности функционального развития*1. Так, отвечая на мой вопрос по этому поводу, менеджер по продуктам MBS Джефф Мак-Ки (Jeff McKee) отметил, что о продвижении AX на рынок США вряд ли будет идти речь (хотя некоторые партнеры продают здесь эту системы), а вот в отношении таких значительных рынков, как Китай, Индия и Бразилия, ставка делается как раз на AX (после того, как в ней появилась поддержка Unicode). Обращает на себя внимание и то, что инициатива Microsoft Industry Builder реализуется также в первую очередь на базе AX (осуществлением двух из тринадцати проектов занимается Columbus IT, ведущая активную работу и в России).

_____

*1 В этой связи позволю себе одно предположение. Судя по всему, поначалу, в 2001-2002 гг., Microsoft решила за основу своего будущего ERP-решения взять американский вариант - Great Plains, переведя его на платформу .NET. Однако потом оказалось, что было бы неплохо учесть также технологические и архитектурные инновации Axapta и Navision. Теперь очевидно, что лучшие варианты европейских продуктов займут достойное место в объединенном Dynamics.

Говоря о перспективах развития AX, Джефф Мак-Ки подчеркнул, что система будет и впредь поддерживать две СУБД - SQL Server и Oracle, но все же акцент делается на более полное использование возможностей средств Microsoft. Как известно, Axapta уже сейчас имеет довольно представительную встроенную функциональность (порталы, BI, CRM). Эти средства также получат определенное развитие, но большое внимание будет уделяться и интеграции с базовыми технологиями - SharePoint, SQL Server (BI) и MS CRM. Все это хорошо видно на примере новой версии AX 4.0, предварительный вариант которой был объявлен на Convergence 2006. Кстати, в нем реализована возможность создания модулей расширения AX в среде Visual Studio. А в будущей версии 5.0, как обещано, Visual Studio станет базовым инструментом для разработки AX-приложений.

Примерно в этих же направлениях движется и Dynamics NAV, которая сегодня имеет более 1 млн. лицензионных пользователей в 50 тыс. организаций. Более того, поскольку эта система не обладает такой расширенной функциональностью, как AX, то процесс ее интеграции с сопутствующими продуктами Microsoft будет идти даже несколько быстрее.

Корпорация позиционирует NAV как оптимальное решение для средних компаний нижнего уровня и поэтому уделяет большое внимание снижению затрат на ее внедрение и сопровождение. На конференции была анонсирована методология быстрой реализации (Rapid Implementation Methodology, RIM) для Dynamics NAV. Помимо прочего она включает набор инструментов для упрощения установки и настройки системы, а также переноса данных в новые версии.

В беседе с главным менеджером продуктового направления NAV Могенсом Елсбергом (Mogens Elsberg) я поинтересовался, почему этот продукт в России несколько отстает по расширению клиентской базы от AX? Это наша местная специфика или общемировая тенденция? По мнению представителя Microsoft, такое положение характерно именно для России и объясняется целым рядом причин. Одна из главных - сильная конкуренция со стороны местных поставщиков*1, вторая - это специфическая структура заказчиков (в России целевая группа потенциальных клиентов NAV тяготеет к более дешевым и менее функциональным решениям), третья - это национальные особенности локализации (очень частая коррекция нормативно-законодательной базы). Хотя есть и некоторые ошибки в маркетинге со стороны европейского и российского отделения MBS, которые сейчас исправляются. Так или иначе, но Microsoft не собирается сдавать свои позиции по продвижению Navision в России, правда, нет у нее и намерений понижать планку для желающих стать ее клиентами, открывая дорогу в их ряды малым заказчикам.

_____

*1 Мне удалось побеседовать с американскими менеджерами всех продуктов Dynamics, представленных в России, и все они, говоря о нашей стране, сразу отмечали, что компания "One-C" - это очень серьезный конкурент.

Нужно также сказать о MS Dynamics CRM, с которым у Microsoft связаны весьма амбициозные планы, в том числе и в России. По данным корпорации, этот продукт последние два года демонстрирует двукратное увеличение объемов продаж ежегодно. В настоящее время им пользуются 180 тыс. человек в 7000 предприятий самого разного масштаба - от малых до самых крупных.

Напомним, что MS CRM стал первым деловым приложением, созданным полностью самой корпорацией, в котором она смогла сразу задействовать все свои технологические достижения (в частности, .NET). А его версия 3.0 стала первым решением, российская версия которого появилась одновременно с международной (см. PC Week/RE, N 47/2005, c. 10).

Важным новшеством 3.0 стало еще и то, что Microsoft предлагает партнерам возможность лицензирования продукта для создания на его базе хост-решений, т. е. реализации сервисной модели обслуживания заказчиков через Интернет. В развитие этого направления на прошедшей конференции было представлено новое издание MS Dynamics CRM Professional Edition for Service Providers. При этом независимые поставщики ПО (ISV) могут, как и ранее, использовать MS CRM в качестве встроенного механизма в своих продуктах (как это сделала еще три года назад Scala).

MS CRM 3.0 имеет теперь также специальную версию для малого бизнеса - Small Business Edition, спроектированную для работы под управлением Microsoft Windows Small Business Server и устанавливаемую на сервер буквально за десять кликов мышью. Для него имеются средства миграции пользователей с Business Contact Manager (инструмент в составе Microsoft Office Outlook 2003). Недавно также выпущена версия CRM Mobile, с которой можно работать, используя любые мобильные устройства, функционирующие под управлением Windows Mobile.

Развитие этого продукта помимо расширения функциональности идет за счет взаимодействия в реальном времени с различными внешними приложениями через набор коннекторов (рис. 2). На Convergence 2006 было объявлено о выпуске коннектора для Dynamics PG, в течение ближайшего года должны появиться аналогичные модули для других ERP-продуктов Dynamics ERP, а также для систем других поставщиков (Siebel Systems, SAP и Oracle).

Рис. 2. Архитектура коннекторов MS Dynamics CRM

 

Чем сердце успокоится

Теперь, в конце статьи, можно наконец попытаться ответить на вопрос, обозначенный в ее начале: будет ли Microsoft разрабатывать и продвигать собственные ERP-продукты или ограничится формированием некоторой базовой платформы для их формирования независимыми поставщиками? Ответ, по-видимому, должен выглядеть сегодня так: корпорация решила пойти по первому пути, развивая при этом возможности для расширения и дополнения своих продуктов силами партнеров и независимых разработчиков ПО. Ну, а задачи интеграции будет выполнять базовая платформа Microsoft, которая скоро предстанет в варианте Windows Vista/Longhorn + Office 2007 + Visual Studio 2005 + SQL Server 2005.

При этом Microsoft за последний год скорректировала и внутреннюю политику по интеграции MSB в общекорпоративную структуру. Первая такая форсированная попытка, по-видимому, оказалась не очень удачной (в 2003-2004 гг. реализация перспективного проекта Green была передана в команду Visual Studio, проводилось ускоренное объединение партнерских сетей, служб локализации и т. д.). Похоже, что Microsoft осознала, что специфика ERP-рынка требует более гибких подходов к выбору моделей бизнеса и внутренней организации работы.

Так или иначе, но можно ожидать, что продвижение корпорации в сторону делового софта со временем будет только усиливаться.