ПРОЕКТЫ

Завершился очередной этап создания автоматизированной информационно-управляющей системы (АИУС) для Российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Заказчиком является Министерство по чрезвычайным ситуациям РФ, а исполнителем - компания "Стинс Коман".

Проект стартовал в 2000-м, когда "Стинс Коман" выиграла открытый конкурс на развитие АИУС РСЧС до 2005 г., став четвертым головным исполнителем работ по данной системе (c 1992-го этим занимались НИИ "Восход", НИИ "Пульсар" и ВНИИ ГОЧС). Перед компанией встала задача построения аппаратно-программной среды, которая сможет обеспечить информационную поддержку согласованной и оперативной работы многочисленных звеньев МЧС, участвующих в предупреждении и ликвидации последствий разного рода катастроф.

В декабре прошлого года система прошла государственные испытания и была признана готовой к масштабному развертыванию на объектах федерального и региональных центров, а также субъектов РФ. "На сегодняшний день построена пятиуровневая система, охватывающая федеральный, межрегиональный, региональный, территориальный и субъектный уровни и поддерживающая обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации о чрезвычайных ситуациях", - констатировал Владимир Рыбаков, замдиректора технического департамента "Стинс Коман" и руководитель проекта АИУС РСЧС.

Михаил Фалеев:

“Разнообразие бедствий

и катастроф отличает

Россию от других стран.

Поэтому у нас так много

информации о

чрезвычайных ситуациях”

Для этого было разработано специальное ПО, позволяющее автоматизировать деятельность должностных лиц министерства и круглосуточно работающих оперативных служб. По словам г-на Рыбакова, поставленные цели были достигнуты за счет сокращения времени прохождения сведений о чрезвычайных ситуациях (ЧС), формализации оперативной информации, использования средств прогнозирования ЧС, поддержки принятия обоснованных решений о ликвидации последствий ЧС и накопления знаний (методических рекомендаций и инструкций), обеспечивающих преемственность поколений спасателей. Последнему пункту он уделил особое внимание: "Удалось сохранить базу данных по ЧС, которая ведется с 1989 года и насчитывает более 130 тысяч записей".

Владимир Рыбаков также подчеркнул, что хотя АИУС РСЧС создавалась для МЧС, за счет модульности она получилась достаточно универсальной, чтобы стать основой для других автоматизированных систем управления в субъектах РФ.

В настоящее время в рамках выделенного объема финансирования АИУС развернута на федеральном, межрегиональном, а в некоторых случаях и на региональном уровнях (16 субъектов РФ). Но затем предполагается развернуть ее на местном уровне (более 25 тыс. муниципальных управлений по делам гражданской обороны и ликвидации ЧС) и на уровне объектов экономики (более 28 тыс. пунктов).

Как рассказал Сергей Ярыжнов, начальник отдела стратегических проектов "Стинс Коман", на федеральном уровне в системе работают около 500 сотрудников, а в каждом регионе - от 50 до 100 человек.

Что касается функционирования, то в настоящее время в АИУС РСЧС входит главная управляющая программа, настраиваемые модули (автоматизированное рабочее место руководителя, программа учета чрезвычайных ситуаций и происшествий, электронный архив документов по чрезвычайным ситуациям, ПО для учета данных о силах и средствах постоянной готовности МЧС и т. д.) и средства репликации данных. Последние играют важную роль. Ведь система охватывает множество подразделений министерства, в каждом из которых создается своя БД. Эту информацию нужно синхронизировать.

АИУС РСЧС реализована на базе Web-технологий и представляет собой интрасеть, объединяющую центральный аппарат МЧС с региональными центрами и другими органами управления. В качестве базового ПО министерство выбрало продукты компаний Microsoft и Oracle, а для поддержки зеркальной копии баз данных на запасном командном пункте был установлен многопроцессорный сервер на базе процессора Itanium 2 производства японской корпорации NEC, который в России распространяется под торговой маркой SeNECa, принадлежащей "Стинс Коман". По словам технического директора компании Петра Хижняка, АИУС РСЧС - распределенная система и данные серверы удобны с точки зрения дистанционного управления ею. Поэтому компания собирается предложить МЧС оснастить ими и другие основные региональные центры.

Но что бы ни говорили разработчики, главное слово остается за заказчиком. Судя по всему, он удовлетворен результатом. "Создана автоматизированная система российского масштаба, которая осуществляет поддержку МЧС со всеми входящими в него подразделениями, ведомствами и муниципальными образованиями, - заявил Михаил Фалеев, директор департамента предупреждения чрезвычайных ситуаций МЧС. - Она объединяет информационные ресурсы, позволяя принимать превентивные меры и ликвидировать последствия чрезвычайных ситуаций". Кроме того, подчеркнул он, появилась помощь в принятии решений. Ведь система не просто информационная, а экспертно-аналитическая. Поэтому благодаря ей люди, занимающие ответственные должности, могут грамотно выбрать правильный подход.

А Игорь Резник, заместитель начальника Центра управления в кризисных ситуациях МЧС России, добавил, что результаты начали ощущаться уже с самого начала внедрения. "Когда в 2001 году заработал первый модуль "Навигатор", резко сократилось количество звонков. Ведь мы собираем информацию для всего министерства. Раньше дежурный рассылал ее по списку, а теперь мог просто выкладывать на портал, - вспоминает он. - Правда, не обошлось без проблем. Когда дело дошло до более сложных технологий, связанных с базами данных, оказалось, что люди к этому не готовы. Пришлось показывать личный пример, выпускать приказы. Но постепенно они привыкли, и сейчас на внедрение очередного этапа в среднем уходит полгода. Уже работает система сбора и распространения информации, электронный архив, модули учета сил и резервов. Прошел государственные испытания модуль планирования, и сейчас идет его доводка". Что касается планов, то, по словам г-на Резника в настоящее время формируются требования на следующие этапы. В частности, планируется поддержка мобильной связи и КПК, а также обновление устаревшего аппаратного обеспечения.

"В ходе только что завершенного этапа построен фундамент для создания Национального центра управления кризисными ситуациями в России, - отметил г-н Фалеев. - Это будет распределенная иерархическая система, которая, объединив все структуры, занятые борьбой с ЧС, будет решать задачи на основе математического моделирования".

Для реализации Национального центра МЧС выбрало АФК "Система". Но по словам Сергея Ярыжнова, в качестве основы для этого центра министерство видит именно АИУС РСЧС. Поэтому сейчас АФК "Система" ведет со "Стинс Коман" переговоры об участии в проекте в качестве субподрядчика для выполнения интеграционных работ, разработки ПО и обеспечения функциональных возможностей решения.

Версия для печати