ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ

Опыт показывает, что контроль работы источников бесперебойного питания (ИБП) существенно осложняется, если их много, если структура электропитания в компании иерархическая и тем более если источники установлены на большом удалении друг от друга да к тому же в местах, куда обслуживающему персоналу добраться трудно. Именно в этом случае эффективны инструменты, аналогичные недавно введенной в эксплуатацию подразделением GE Consumer & Industrial (GE C&I) корпорации General Electric (GE, www.ge.com) новой системе под названием IRIS для удаленного наблюдения за состоянием и обслуживания ИБП.

Работоспособность ИБП определяется как их надежностью, так и временем восстановления после отказа. Благодаря накоплению статистики по отказам оборудования и передаче этой информации изготовителю для последующего анализа и учета результатов при производстве ИБП удается повысить надежность устройств и наладить превентивную диагностику, способную обеспечить устойчивую работу систем электропитания у клиентов. Концепция, как видим, проста.

Общемировая тенденция использования надежных систем электропитания такова, что информационные технологии в целом, и в том числе телекоммуникационные сервисы, становятся неотъемлемой частью любого бизнеса, и их все труднее отделять друг от друга. Поэтому ИБП сегодня в первую очередь защищают общую критическую для всего бизнеса нагрузку.

В центре обработки системы IRIS накапливаются данные, подготавливаемые и передаваемые микропроцессорными системами ИБП. На основе анализа полученных данных операторы IRIS формируют отчеты и рекомендации, которые позволяют ремонтным бригадам, обслуживающим клиентов, оптимизировать свою работу. Критичная информация передается немедленно по доступным для клиента и ремонтников каналам: SMS, электронная почта, факс и т. п. Остальную информацию, как показывает опыт, достаточно передавать раз в неделю.

В настоящее время все клиенты IRIS независимо от места размещения обслуживаются из единого центра, расположенного в Германии. Эта страна выбрана только потому, что именно там эксплуатируется наибольшее количество ИБП, произведенных GE (кстати, качество электропитания в Германии одно из лучших в мире). Передача функций мониторинга клиентских ИБП специалистам GE C&I, по мнению руководства компании, в итоге снижает риски, связанные с отказами этих устройств. Компетентный анализ данных, поступающих от оборудования, позволяет выявлять критические ситуации и предотвращать отказы ИБП, корректируя графики технического обслуживания устройств и своевременно информируя клиентов о состоянии ИБП через рассылку отчетов и сообщений. Снижения времени ремонта можно добиться за счет приближения дислокации ремонтных бригад к местам расположения оборудования и поддержки оптимального ремонтного складского запаса.

Работающие с российскими компаниями внедренцы зачастую замечают с их стороны подозрительное отношение к зарубежному оборудованию и ПО. Похожее настроение проявилось и во время сообщения о системе IRIS на конференции "Энергетическая безопасность в решениях GE Consumer & Industrial". Из зала прозвучали замечания по поводу организации работы IRIS по схеме хостинга - сервер-то в Германии, а мы в России, и мониторингом занимаются сотрудники GE, а не "свои". На самом деле в IRIS можно задействовать бизнес-инфраструктуру не только самой GE (как это сделано сейчас), но и ее регионального партнера, а также воспользоваться и ресурсами самого клиента. Однако следует учитывать, что чем более подробная БД с информацией об устройствах используется в системе, тем более точные прогнозы по отказам могут делать работающие с ней аналитики. Если клиент захочет эксплуатировать IRIS самостоятельно, то в систему будет поступать информация только от его оборудования, в то время как единая для всех клиентов БД, управляемая ныне специалистами GE, располагает сведениями обо всех производимых миллионными тиражами устройствах, эксплуатировавшихся ранее и эксплуатируемых в настоящее время. Независимо от того, где располагается сервер IRIS, на электросеть заказчика никто из персонала, работающего с системой, воздействия оказать не может - специалисты только настраивают систему, следят за ее работой и анализируют считанную с клиентских ИБП информацию. Ничто не мешает установить свой IRIS-сервер в России или даже в корпоративной сети какой-либо компании - нужно только оценить целесообразность этого.

Согласно наблюдениям маркетологов из GE Consumer & Industrial, российский рынок решений для защиты электропитания, в том числе и сегмент, относящийся к защите электропитания информационных систем, по структуре принципиально ничем не отличается от западных, он всего лишь меньше по емкости, что является следствием его низкой насыщенности информационными технологиями: доля продаж подразделения GE C&I в нашей стране составляет 38% от полного объема, приходящегося на Восточную Европу и СНГ.

Борис Безродный, директор центра Всероссийского научно-исследовательского и проектно-конструкторского института информатизации, автоматизации и связи на железных дорогах (ВНИИАС МПС РФ), подчеркнул, что IRIS - не управляющая система, а информационная, ее предназначение - предотвращать аварии и способствовать сокращению времени восстановления ИБП, если авария все же случилась. В нынешнем режиме использования IRIS позволяет нашим компаниям снижать затраты на эксплуатацию системы электропитания. "Можно, конечно, потратить средства, установить сервер IRIS в России и подготовить собственные квалифицированные кадры для ее эксплуатации, но зачем дублировать уже налаженный высококлассный сервис? А от недекларированных возможностей в импортном ПО застраховаться нам помогают проверки специальными средствами, которые оно проходит во время процедур сертификации. Наша задача не в том, чтобы отгораживаться от мировых достижений, а в том, чтобы уметь ими воспользоваться. Это поможет создать в стране рабочие места для квалифицированной рабочей силы, а не только для лесорубов и буровиков", - так объясняет свое отношение к проблеме Борис Безродный. По его мнению, использование зарубежного ПО - вопрос интеллекта и компетентности, и специалисты РЖД в состоянии обеспечить безопасность людей и грузов. Продукция GE, поставляемая подразделениям российских железных дорог, сертифицируется в соответствии с требованиями этого клиента. "Более жестких требований за известную мне историю бизнеса GE по производству ИБП я не припоминаю, разве что со стороны авиации", - отмечает Алексей Савкин, руководитель отдела продаж GE в странах Восточной Европы и СНГ.

Г-н Савкин выделил новые подходы к реализации систем накопления энергии, которые представляют собой альтернативы традиционным аккумуляторным батареям и расширяют для заказчика выбор экономически обоснованных решений. Непредсказуемость поведения, сложности утилизации, небольшой температурный рабочий диапазон батарей, значительные габариты, а также требования конкретных схем электропитания заказчиков можно компенсировать использованием таких энергонакопителей, как, например, маховики или системы с нагретым и сжатым воздухом. Эти решения GE C&I продвигает в тесном сотрудничестве с компанией Active Power (www.activepower.com) из США, которой, собственно, и принадлежит их авторство. Их уже начали использовать в Чехии, а российская фирма "Абитех" (www.abitech.ru) прорабатывает возможности их вывода на наш рынок.

С января 2006 г. GE C&I стала второй компанией - производителем ИБП, сертифицировавшим одну из линеек ИБП на соответствие требованиям морского транспорта. Особо пристальное внимание GE C&I сегодня вызывают направления, открывающие большие перспективы для бизнеса: здравоохранение, сети розничной торговли, водный и железнодорожный транспорт.

По мнению г-на Савкина, российский рынок решений для защиты электропитания, в том числе и сегмент, относящийся к защите электропитания информационных систем, принципиально не отличается от западных, он лишь меньше по своей емкости, что является следствием более низкой насыщенности региона информационными технологиями. Доля продаж подразделения GE C&I в России составляет 38% от всего объема, приходящегося на Восточную Европу и СНГ. Примечательно, что даже среди продаж маломощных ИБП преобладают профессиональные онлайновые системы (они составляют 67% от всего объема продаж малых ИБП). Если же ранжировать рынки использования ИБП в России по бизнесу, то лидирует ИТ-бизнес, в котором, в свою очередь, выделяется телекоммуникационное направление. Среди нишевых потребителей ИБП - это предприятия с непрерывным циклом. Что касается тенденций российского рынка, то, как считает Евгений Михеев, председатель совета директоров "Абитех", следует ожидать прежде всего его существенного расширения, а также смещения потребления ИБП из ИТ-среды в индустриальную. Общемировая же тенденция использования надежных систем электропитания такова, что и ИТ в целом, и в том числе телекоммуникационные сервисы, становятся неотъемлемой частью любого бизнеса, и их все труднее отделять друг от друга, поэтому ИБП сегодня защищают общую критическую для бизнеса нагрузку.