ГОСУДАРСТВО

Владимир Дрожжинов, Александр Штрик

Международный опыт показывает, что страны, имеющие эффективный и информационно открытый государственный сектор, а также высокоразвитое электронное правительство, в большинстве случаев возглавляют рейтинги экономического развития, свободы и конкурентоспособности*1. Правительства многих развитых и развивающихся государств сталкиваются с серьезными проблемами, такими, как старение населения, изменение климата, угроза терроризма, миграция населения. При этом граждане требуют улучшения государственного обслуживания, повышения безопасности и расширения демократии, в то время как бизнес стремится сократить бюрократию и повысить эффективность взаимодействия с госсектором. Внедрение информационных технологий может способствовать решению названных проблем.

_____

*1См.: World Economic Forum Global Competitiveness Reports, European Commission Innovation Trendcharts and Scoreboards, UN Global eGovernment Readiness Reports. На русском языке - PC Week/RE, № 41/2005, с. 45; № 9/2006, с. 42

Возможности э-правительства уже наглядно продемонстрировали несколько стран ЕС, которые лидируют в этой области. Например, электронное выставление счетов в Дании за год сберегает 150 млн. евро налогоплательщикам и 50 млн. евро бизнесу. Если реализовать такой подход в масштабах всего ЕС, то ежегодная экономия в целом могла бы достигнуть 50 млрд. евро. В Бельгии люди, имеющие те или иные физические недостатки, могут теперь получить полагающиеся им пособия через Интернет в течение нескольких секунд, тогда как раньше им для этого требовалось три-четыре недели. Подобные удобства и достигаемая экономия времени могли бы принести пользу всем гражданам в Европе во многих областях общественного обслуживания*1.

_____

*1Вспомним недавний случай с престарелым ветераном ВОВ, Героем Советского Союза из Воронежа, который был вынужден обратиться к В. Путину для получения полагающихся ему новых льгот после неоднократных безуспешных контактов с чиновниками городской системы соцзащиты населения. Он как раз отражает полное отсутствие э-правительства в регионах России. Из-за этого у нас существует только заявительный порядок получения льгот. Как недавно сказала одна чиновница из Минэкономразвития, чтобы получить полагающуюся льготу, нужно быть здоровым, психически устойчивым и хорошо ориентироваться в законодательстве, что, конечно, не характерно для инвалидов и пожилых людей. Если бы, к примеру, в регионах функционировала автоматизированная информационная система “Электронный социальный регистр населения субъекта РФ”, то она сама могла бы автоматически определять по своей базе данных лиц, которым полагается та или иная новая льгота

В ЕС это понимают и стараются воплотить ИКТ в и жизнь. Так, в апреле нынешнего года Европейская комиссия представила общественности "План действий по электронному правительству"*1, являющийся составной частью инициативы i2010 (см. PC Week/RE, N 35/ 2005, с. 48 и PC Week/RE, N 3/ 2006, с. 34). С помощью мероприятий этого плана Европейская комиссия стремится:

- ускорить предоставление ощутимых материальных выгод всем гражданам и бизнесу;

- гарантировать интеграцию э-правительств стран ЕС на горизонтальном уровне за счет реализации взаимодействия между ними;

Совершенствование процессов принятия решений и более широкое привлечение к ним граждан, в том числе и на общеевропейском уровне, имеет особое значение для создания единого европейского общества.

- расширить объемы преимуществ, получаемых с помощью э-правительства, которое позволит национальным экономикам сотрудничать в масштабах общего европейского информационного пространства;

- обеспечить совместную работу всех заинтересованных сторон в рамках ЕС в области создания и внедрения э-правительства.

_____

*1Communication from the Commission to the Council, The European Parliament, The European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions; i2010 eGovernment Action Plan: Accelerating Government in Europe for the Benefit of All. {SEC(2006) 511}

Главные задачи

"План действий..." направлен на достижение к 2010 г. следующих пяти основных целей.

1. Никто не должен остаться в стороне: все граждане смогут получать пользу от инновационных заслуживших доверие и легкодоступных услуг э-правительства.

2. Эффективность и результативность: обеспечить высокую степень удовлетворенности пользователей, прозрачность и ответственность госорганов, снижение административного бремени и рост эффективности госаппарата.

3. Реализация ключевых услуг для граждан и бизнеса: например, через электронные технологии будет доступно 100% государственных закупок в странах ЕС и примерно 50% закупок за их пределами.

4. Развертывание основных инструментов: с помощью средств аутентификации предоставить населению и бизнесу удобный и защищенный доступ к государственным услугам в масштабах всего Европейского Союза.

5. Повышение демократизации: запланирована демонстрация электронных средств для эффективного проведения общественных дебатов и участия граждан в демократическом принятии решений.

Рассмотрим более подробно, как ЕС понимает перечисленные задачи.

Цель 1. Электронные государственные услуги помогают социальной консолидации общества и, будучи спроектированы соответствующим образом, могут сократить людям с теми или иными физическими недостатками количество барьеров при взаимодействии с государством. Для доступа к государственным услугам будет использоваться не только Интернет, но и другие каналы, например цифровое телевидение, мобильные и стационарные телефоны и личные контакты с госслужащими.

Цель 2. Предоставление обществу эффективных и результативных услуг экономит гражданам и бизнесу время и деньги. Так что именно это обстоятельство из всех пяти целей настоящего плана является для них наиболее важным.

Цель 3. Продвижение э-правительства идет путем модернизации сотен видов общественных услуг. Большинство из них в настоящее время является местными, региональными и национальными, но имеется ряд услуг, осуществляемых между странами ЕС, реализация которых сейчас затруднена из-за национальных различий. Предполагается, что внедрение передовых методов, таких, как электронная идентификация и совместимость технологий, упростит их использование и позволит добиться высокого эффекта.

Рассмотрим, например, электронные государственные закупки, которые являются одним из наиболее важных видов услуг. В целом по ЕС годовые государственные доходы составляют приблизительно 45% ВВП, а объем госзакупок равен 15-20% ВВП, или 1500-2000 млрд. евро. Переход на электронные технологии может сократить издержки на закупки примерно на 5%, а на оформление деловых операций - на 10% и даже больше, что позволит ежегодно экономить десятки миллиардов евро.

Цель 4. К настоящему моменту э-правительство достигло в своем развитии определенного критического состояния. Для его дальнейшего существенного продвижения требуется реализация ключевых технологий, позволяющих радикально повысить его эффективность. Это прежде всего совместимые средства управления электронной идентификацией, предназначенные для доступа к услугам э-правительства, электронные методы установления подлинности документов (например, биометрические паспорта) и электронное архивирование. Данные технологии особенно важны в том смысле, что с их помощью европейские граждане и бизнесмены могут гарантированно получать максимальную выгоду от ИКТ, функционирующих на местных, региональных и национальных уровнях и удовлетворяющих общеевропейским требованиям по обеспечению защиты данных. Ведь с их помощью любой пользователь сможет идентифицировать себя при обращении за общественными или государственными услугами, независимо от того, где он находится - у себя дома или в любой другой стране ЕС.

Цель 5. Демократизация процессов принятия решений и привлечение к ним жителей связаны с рядом трудностей. В масштабах всей Европы степень участия граждан в голосованиях и выборах очень невелика как на национальных, так и на европейском уровне. При этом процессы принятия решений становятся все сложнее, поскольку информированность граждан растет и они требуют расширения своего участия. В ответ на это правительства стараются проводить политику укрепления демократии и снижения степени социальной разобщенности. Так что совершенствование процессов принятия решений и более широкое привлечение к ним граждан, в том числе и на общеевропейском уровне, имеет особое значение для создания единого европейского общества. Роль Европейской комиссии состоит в максимальном содействии такому сотрудничеству и в повышении прозрачности деятельности европейских учреждений.

Методы решения

Выполнение "Плана действий..." в значительной степени основывается на сотрудничестве с государствами - членами ЕС и другими заинтересованными сторонами. На уровне ЕС этот план будет поддерживаться в соответствии с текущими программами Modinis, eTEN, IST, IDABC и CIP*1. Европейская комиссия совместно со всеми участниками этих программ будет заниматься стратегическим мониторингом реализации плана, составлением графиков работ и контролем их выполнения. Кроме того, предполагается, что полученный опыт может быть полезен для дальнейшего международного сотрудничества, в том числе и с развивающимися странами.

_____

*1Соответственно europa.eu.int/information_society/eeurope/2005/ all_about/modinis/; europa.eu.int/information_society/activities/eten/; www.cordis.lu/ist/; europa.eu.int/idabc/; europa.eu.int/comm/enterprise/enterprise_policy/cip/

Версия для печати