КАТАСТРОФЫ
Сейчас мало кто задумывается о том, что будет с бизнесом, если разразится эпидемия птичьего гриппа. Но Дэйв Коулсент, главный технолог компании VeriCenter, - исключение. В отличие от многих других руководителей информационных служб он рассматривает возможность пандемии и считает, что его компания, предоставляющая технические услуги, сравнительно хорошо подготовлена на случай, если вирус начнет передаваться от человека к человеку. Ведь подчиненная Коулсенту служба технической поддержки насчитывает 225 надомных сотрудников, которые управляют семью центрами обработки данных VeriCenter.
Это станет большим плюсом, если пандемия все-таки начнется, поскольку федеральное правительство будет рекомендовать сократить контакты между людьми для предотвращения роста заболеваемости. По прогнозу министерства здравоохранения США, при масштабной пандемии заболеет примерно 30% населения, или 90 млн. человек, из которых 2 млн. могут погибнуть. В результате компании недосчитаются примерно 40% сотрудников. "Необходимо перейти к дистанционному предоставлению информационных услуг и больше использовать средства связи", - считает Коулсент.
Главный вопрос: сколько организаций подготовилось к пандемии птичьего гриппа? В опубликованном в мае исследовании фирмы AMR Research говорится, что 68% предприятий с доходом свыше 1 млрд. долл. не готовы к пандемии. Ранее аналитическое агентство Deloitte & Touche пришло к выводу, что к пандемии не готово две трети компаний. Ведь для этого нужно решить множество проблем, например: как управлять находящимися дома сотрудниками? кто из работников должен находиться в центрах обработки данных, чтобы обслуживать серверы и контролировать электропитание? насколько надежны подключения домов работников к Интернету? Эти и другие вопросы возникнут, когда речь пойдет о сотрудниках технических и других служб, необходимых для обеспечения непрерывности бизнеса.
Но болезнь не отступает. На конец апреля Всемирная организация здравоохранения зарегистрировала 205 случаев заболевания птичьим гриппом, повлекших 113 смертельных исходов. Легкая форма птичьего гриппа была обнаружена и в США, на рынке живой птицы в Нью-Джерси.
"Эта проблема лишь начинает привлекать внимание предприятий", - считает Генри Файглейн, отвечающий за инновационную деятельность в компании Wyse Technology, выпускающей тонкие клиенты. Раньше он служил в Deutsche Bank, где руководил рабочей группой по подготовке к пандемии. По его словам, банк сейчас рассматривает возможность применения технологии тонкого клиента, чтобы сотрудники могли работать с банковскими приложениями из дома. Руководство Deutsche Bank заявило, что планирует обеспечить непрерывность бизнеса и сможет справиться с самыми различными непредвиденными обстоятельствами, в том числе с пандемиями.
Таким образом, подготовительные мероприятия начинаются. Хорошая новость заключается в том, что у нас еще есть время. "Птичий грипп разразится не завтра и, возможно, не скоро, - сказал Алекс Табб, главный партнер нью-йоркской консалтинговой фирмы The Tabb Group, обслуживающей финансовые компании. - Но это не означает, что подготовку можно отложить".
Льюис Тимерс, декан инженерной школы университета Майами, считает, что приготовление к пандемии должно стать одной из первоочередных задач. "Компании совершенно не уделяют внимания данному вопросу, - заявил Тимерс. - То же самое было и с проблемой-2000 - никто этим не озаботился, пока не настал канун Нового года. У большинства нет соответствующих планов".
Компании хранят молчание по поводу подготовки к птичьему гриппу, но учитывают связанные с ним риски. Согласно данным комиссии по ценным бумагам и биржам, в годовых и квартальных отчетах птичий грипп упоминался 388 раз.
Табб считает, что главная причина молчания компаний заключается в том, что они только приступают к решению проблемы. Кроме того, трудно извлечь пользу из ситуации, которая может никогда не случиться. Учитывая эту неопределенность, нужно предложить руководителям технологии, которые обеспечат отдачу, даже если пандемия не разразится. "Главное - определить, что из имеющегося у вас сегодня можно использовать в случае пандемии, - заметил Табб. - Важно быть прагматичным, если вы хотите, чтобы ваши сотрудники продолжали работать из дома".
Отсутствие быстрой отдачи от подготовки к птичьему гриппу побудило многие компании рассматривать свои действия в случае возможной пандемии как продолжение имеющихся планов обеспечения непрерывности бизнеса. "У нас есть схема действий в условиях урагана, и мы внесем в нее поправки на случай птичьего гриппа", - сообщил Джордж Чизмар, вице-президент по информационным технологиям компании Apple Vacations.
По словам Коулсента, в план VeriCenter входит проверка готовности наиболее важных технических инструментов к пандемии. А Файглейн рекомендует компаниям запланировать дни, когда сотрудники будут работать дома, чтобы проверить состояние инфраструктуры.
В условиях пандемии потребуются следующие технические средства:
- виртуальные частные сети (VPN). "VPN представляет собой важнейший метод создания надежного канала связи, которым смогут пользоваться сотрудники независимо от своего местонахождения", - сказал Коулсент. Проблема: канал нужно протестировать, чтобы он мог обслуживать множество работающих дома;
- поддержка настольных компьютеров. Некоторые сотрудники будут использовать свои домашние ПК. Компаниям необходимо стандартизировать настольные приложения и обеспечить их безопасность. Проблема: гарантия защиты ПК может оказаться непростым делом. "Легко сказать, что сотрудники будут работать у себя дома; но как поддержать безопасность, если у них не будет такого же уровня защиты приложений, как на работе?" - спрашивает Коулсент;
- управление доступом. Стив Росс, руководитель по обеспечению непрерывности бизнеса в Deloitte & Touche, считает, что пандемия вынудит компании ввести перекрестное обучение сотрудников различным технологиям. Например, аудитору придется научиться управлять базой данных. Проблема: компании потребуются технологии быстрого отслеживания и перераспределения рабочих функций и полномочий доступа, работающие в дистанционном режиме;
- Citrix Systems MetaFrame. Один из способов избежать стандартизации приложений заключается в работе с ними через туннелированный канал с помощью ПО компании Citrix, сказал Табб. Проблема: ограниченная пропускная способность линий связи может снизить производительность труда;
- тонкие клиенты. Файглейн сказал, что компания Wyse рассматривала возможность применения ПО для потоковой пересылки приложений на ПК. Deutsche Bank уже использует тонкие клиенты Wyse. Проблема: компаниям потребуется создать централизованную архитектуру для поддержки тонких клиентов, установленных у сотрудников дома.
Но эти технологии все равно не позволят избежать падения производительности труда. "Люди привыкли трудиться вместе, и если их разделить, дело может застопориться, - подчеркнул Росс. - При удаленной работе возникает много проблем, в основном из-за разобщенности".
Конечно, все эти планы не помогут компаниям, если они не обеспечат надежный доступ к домашним компьютерам сотрудников на так называемой последней миле. Табб сказал, что для поддержания связи с надомными работниками компании будут пользоваться услугами провайдеров кабельного или DSL-доступа: "Когда многим людям придется трудиться дома, эта последняя миля быстро окажется перегруженной. Если в обоих направлениях будут пересылаться огромные объемы данных, неизбежно возникнет затор".
Но у компаний есть задумки и на этот случай. Коулсент из VeriCenter рассказал, что его сотрудники имеют карты беспроводного доступа, которые можно подключить к сотовым сетям и использовать в отсутствие связи по DSL или кабельным каналам.
Но при подобной организации удаленной работы кто-то должен вести учет. "Вам необходима такая политика непрерывности бизнеса, в которой предусмотрены порядок работы через широкополосную связь и ответы на многие вопросы, например должна ли компания возместить расходы на организацию широкополосного доступа тем, кто не подключен к сети", - заметил Табб. Добавьте этот пункт к длинному списку мероприятий, необходимых в случае птичьего гриппа. "Никто не хочет искушать судьбу и заявлять, будто предусмотрел все возможные варианты событий, - сказал Росс. - Особенно если он еще даже не начинал по-настоящему изучать последствия".
Должны ли компании готовиться к пандемии?