ИТ-ЗАКУПКИ

Завершается организационный период реформ в российской энергетике. Через пару лет прекратит свое существование структура РАО "ЕЭС России". На ее фундаменте уже создано боле тридцати новых компаний, каждая из которых объединяет до нескольких десятков предприятий отрасли. И стоящую перед ними задачу эффективного, прозрачного управления без активного привлечения ИТ решить невозможно. Очевидность этого руководством энергетического комплекса осознана вполне: на ИТ тратится до 2,95% отраслевого оборота, что заметно превышает среднемировой показатель в 2,6%. Вопрос в другом - как этими средствами распорядиться эффективно.

На сегодняшний день в отрасли нет согласованной ИТ-политики. Это подтвердил аудит ИТ-подразделений дочерних и зависимых обществ (ДЗО) РАО ЕЭС, проведенный сотрудниками ОАО "ГВЦ Энергетики" совместно с департаментом информационных технологий РАО. Как следствие - неоправданно высокие расходы на поддержку и развитие ИТ-инфраструктуры. Если учесть, что около 40% ИТ-бюджета расходуется на закупку нового оборудования и ПО, то очевидна идея начать с повышения эффективности именно этого направления.

Ольга Константинова:

“Централизованные закупки  -

рычаг недирективной

стандартизации и легализации

 ПО на выгодных для

заказчиков условиях”

Седьмого сентября прошлого года правлением энергохолдинга было принято решение о создании на базе "ГВЦ Энергетики" единого для отрасли центра отраслевых поставок (ЦОП). Цель - добиться снижения издержек при закупках оборудования для нужд ИТ-подразделений ДЗО.

Для этого ЦОП должен решить следующие задачи:

- проводить сбор и консолидацию заявок от ДЗО на приобретение компьютерного оборудования и ПО;

- разработать совместно с вендорами специальные программы лицензирования, обеспечивающие максимальные скидки на поставляемые в отрасли ПО и оборудование;

- поставлять в ДЗО через конкурсные процедуры программное обеспечение и оборудование в соответствии с условиями разработанных программ и на наиболее выгодных для предприятий отрасли условиях;

- наладить учет лицензий на поставленное ПО;

- информировать заказчиков об изменениях цен и условиях поставки лицензий и оборудования;

- реализовать экспертизу планируемых поставок и проектов по поставкам оборудования и ПО.

Фактически ЦОП должен был выступить, с одной стороны, внутриотраслевым экспертом по закупкам программного обеспечения и соответствующего оборудования, реально востребованного предприятиями энергетики, а с другой - "единой точкой входа" в отрасль для производителей компьютерной техники и ПО.

За прошедшие несколько месяцев со дня организации центр показал результаты, внушающие оптимизм тем, кто менее года назад принял решение о его открытии. Сегодня в его "обойме" договоры более чем с тридцатью западными и отечественными производителями ИТ-оборудования и программного обеспечения, со многими из них - на эксклюзивных условиях сотрудничества. По оценкам руководителя ЦОП Ольги Константиновой, в нынешнем году можно ожидать трехкратного увеличения оборота центра.

Евгений Аксенов: “Крупному

аутсорсеру нужны спрофилированные

 централизованные заказы отраслевых

 компаний на ИТ-обслуживание”

ЦОП работает с вендорами по нескольким схемам, избегая зависимости от конкретных поставщиков. По одному классу продуктов прорабатываются и закрепляются два-три предложения по поставкам. Организовывать это непросто, но необходимо.

Взаимодействие с одним из своих основных поставщиков - Fujitsu Siemens - ГВЦ (читай: ЦОП) построил по схеме авторизованного партнерства с вендором. ЦОП протестировал ПК Fujitsu Siemens и выбрал их как один из отраслевых стандартов для поставок в РАО "ЕЭС России". Сейчас идут закупки ПК этой компании в затребованной ГВЦ конфигурации. Собирают компьютеры на российской производственной базе Fujitsu Siemens в Зеленограде.

ЦОП действует и как консолидирующий центр закупок РАО ЕЭС. По этой схеме выстроена программа приобретения ПО корпорации Microsoft. Результаты программы особенно впечатляют специалистов ЦОП, высоко оценивших встречную заинтересованность корпорации. Проект по сотрудничеству начинался в ту пору, когда в структуре РАО еще не было института ИТ-директоров - он только начинал формироваться, а были лишь отвечавшие за направление ИТ специалисты, рассеянные по разным подразделениям компаний. Не было даже понятно, кому предстоит эксплуатировать закупаемое ПО. С февраля 2005-го по апрель 2006 г. было лицензировано ПО для 4644 рабочих мест предприятий энергетики. Еще 2600 компьютеров пока ждут своей очереди: лицензирование проводится по конкурсной схеме, а конкурсные процедуры в энергохолдинге требуют немалого времени. При общей стоимости программы в 6,8 млн. долл. суммарная экономия от ее реализации должна составить около 3 млн. Рассчитанная вначале на шесть месяцев, программа продлена еще на три года.

ГВЦ - рыночная компания. Поэтому в закупках для отраслевых предприятий он только собирает сведения для составления планов консолидированных заявок. А далее участвует в тендерах наравне с другими поставщиками. ДЗО экономически самостоятельны. Согласно п. 1.8. решения правления РАО "ЕЭС России" от 7 сентября 2005 г. генеральные директора ДЗО всего-навсего приглашают ОАО "ГВЦ Энергетики" к участию в регламентных процедурах закупок, "...если это не противоречит стандартам по закупочной деятельности, принятым в дочерних и зависимых обществах (ДЗО), по приобретению и обслуживанию ИТ-оборудования и программного обеспечения". Обязательств делать закупки только через ЦОП у отраслевых заказчиков, как видим, нет, и успешность деятельности центра может обеспечиваться только квалификацией, умелым взаимодействием с заказчиками и поставщиками.

Благодаря созданию ЦОП как "единой точки" входа в отрасль вендоры компьютерного оборудования и ПО приобрели квалифицированного партнера, владеющего информацией об ИТ-потребностях отрасли. А РАО "ЕЭС России" получило инструмент, позволяющий сокращать закупочные издержки и тем самым повышающий рентабельность холдинга и инвестиционную привлекательность отрасли.

Снижение затрат - важная, но не основная функция централизации закупок. Стратегическая ее ценность заключается в создании условий для недирективной стандартизации и легализации используемого в отрасли ПО. В ближайших планах ГВЦ - формирование продуктовых пакетов, их тестирование на собственной базе в центре обработки данных и продвижение на рынок.

Другая область приложения усилий ГВЦ сегодня - системы хранения данных, кластерные решения, мощные блейд-серверы, средства высокой готовности для восстановления после катастроф, решения поддержки непрерывности бизнеса. Именно на подобных инфраструктурных решениях, по оценкам руководства "ГВЦ Энергетики", сосредоточены нынешние ИТ-интересы отрасли. Это подтверждается и структурой отраслевого бюджета ИТ, в котором доля инфраструктурных затрат превышает 50%.

Чтобы точнее оценивать тенденции развития ИТ в отрасли и участвовать в их формировании, ГВЦ организовал в Москве центр обработки данных и создал систему Service Desk. Эти централизованные сервисы компания продает отраслевым заказчикам на рыночных условиях, параллельно проводя мониторинг качества услуг конкурирующих аутсорсеров. У ГВЦ есть потенциал, чтобы двигаться и дальше, расширяя диапазон услуг ИТ-аутсорсинга. Однако, как считает руководство ОАО "ГВЦ Энергетики", отрасль к этому не готова. Пока еще невозможно сформировать единую стратегию развития ИТ в энергетике и рано говорить о централизации ИТ-проектов. Крупным внешним аутсорсерам, способным предоставить предприятиям энергетики качественные ИТ-услуги, избавив их от необходимости "изобретать велосипеды" или заниматься "натуральным хозяйством" в области ИТ, нужны долгосрочные (на 5-7 лет), профилированные централизованные заказы на обслуживание. Для того чтобы сформировать их, в отрасли должна быть сформирована структура, способная консолидировать ИТ-потребности энергетики, нужен действующий по рыночным законам агент по профилированию ИТ-заказов, который сумеет объединить интересы ДЗО РАО "ЕЭС России". Именно так работает реальный рыночный аутсорсер. Это позиция ГВЦ. Как считает Евгений Аксенов, генеральный директор ОАО "ГВЦ Энергетики", создание ЦОД - первый шаг на пути организации в России рыночного аутсорсинга ИТ-услуг. Логичным продолжением этого процесса должно стать рождение ИТ-холдинга, который сумеет привлечь необходимые инвестиции в развитие централизованной ИТ-инфраструктуры энергетики.