ПРОЕКТЫ

Компания "АйТи" (www.it.ru) осуществила модернизацию комплекса видеонаблюдения на участке третьего транспортного кольца в Сущевском тоннеле в Москве. Новое решение не требует крупных инвестиций и в то же время позволяет использовать преимущества современных IP-технологий: ранее в столичной подсистеме видеонаблюдения транспортных потоков, действующей в рамках общегородской системы управления дорожным движением "Cтарт", использовалось только аналоговое ТВ-оборудование.

Специалисты интеграторской компании "АйТи" предложили построить службу видеонаблюдения на основе IP-технологий. Заказчик, в качестве которого выступило "Специальное монтажное подразделение автоматизированных систем управления движением ГИБДД", это решение мониторинга транспортного движения признал экономически выгодным и эффективным.

Игорь Королев: “Комплекс

видеомониторинга  в Сущевском

тоннеле - экономически эффективное

и технически совершенное решение”

В отличие от аналогового комплекс, осуществляющий передачу видеосигнала по протоколу IP, практически не имеет ограничений по масштабированию. Кроме того, его использование ведет к повышению качества мониторинга транспортного движения, так как система позволяет просматривать изображения с любой камеры неограниченному числу пользователей. К этому надо добавить и значительное расширение функциональных возможностей.

Пилотный проект стартовал в декабре 2005-го и был завершен в марте нынешнего года. В его рамках специалисты "АйТи" установили в Сущевском тоннеле восемь камер производства компании Panasonic - шесть стационарных и две управляемые. Стационарные камеры неподвижно укреплены на стенах внутри тоннеля, а управляемые установлены в специальных сферах при въезде в тоннель и выезде из него. Камеры имеют дневной и ночной режимы работы.

Видеосигнал с камер передается по оптическим каналам связи. Сеть передачи данных построена на основе оборудования 3Com. Преобразование аналогового сигнала с камер в IP-пакет осуществляется с помощью ПО VisioWave и аппаратного средства VisioWave PCI-2 Video Codeq Board.

Система управления дорожным движением "Старт"

"Старт" - крупнейшая в России система управления дорожным движением - осуществляет мониторинг транспортных потоков и управление дорожным движением в пределах Москвы посредством входящих в ее состав светофоров, детекторов транспорта, информационных табло и подсистемы видеонаблюдения.

Система управления автотранспортом в Москве прошла несколько этапов развития. Ее начало было положено еще в конце 60-х годов прошлого века, когда в столице было введено в эксплуатацию несколько дистанционно управляемых светофоров. А в 80-х в полном объеме была реализована первая очередь системы "Старт", которая разрабатывалась МосгортрансНИИпроектом.

В 1997-1999 гг. стала складываться система управления второго поколения на новой технологической основе. Она включает более современные светофорные объекты и датчики, электронные табло и средства вычислительной техники, волоконно-оптические линии связи и средства промышленного телевидения.

Вместе с тем большинство светофоров в Москве продолжает работать по жесткой программе, в то время как за рубежом уже действуют системы управления IV поколения, учитывающие скорость автомобилей на трассе, оценивающие интенсивность транспортных потоков, регулирующие фазы дорожного движения и выдающие в режиме реального времени рекомендации всем его участникам.

Сегодня в службе видеонаблюдения системы "Cтарт" задействовано около 500 аналоговых телекамер, в том числе примерно 150 - в тоннелях. В настоящее время поддержка системы "Старт" ведется на бюджетные деньги на конкурсной основе. Для ее развития и реконструкции выделяется около 100 млн. руб. в год.

"Отличие системы видеонаблюдения в Сущевском тоннеле от применявшихся ранее заключается в способе обработки и передачи видеосигналов, - отметил Игорь Королев, заместитель начальника Центра телематического управления движением транспорта УГИБДД ГУВД г. Москвы. - Благодаря цифровым технологиям коммутацию видеосигналов может осуществлять сама сеть с помощью встроенных механизмов сетевой адресации".

В настоящее время система видеонаблюдения Сущевского тоннеля полностью интегрирована с системой "Старт". Она позволяет управлять камерами (поворот, масштабирование изображения, очистка объектива); создавать архивы записи и извлекать из них изображения, полученные за необходимый период времени; обеспечивать доступ к любой камере и архиву изображений с любого операторского места, наделенного соответствующими правами; подключать к камерам неограниченное число пользователей.

В центре управления движением транспорта УГИБДД Москвы

Построенная мультисервисная сеть передачи данных для мониторинга транспортного движения на участке Сущевского тоннеля - одна из самых современных в России. По мнению специалистов "АйТи", при дальнейшем тиражировании использованного в пилотном проекте решения можно будет создать единую систему видеонаблюдения за движением транспорта в Москве, отличающуюся не только высокой степенью масштабируемости, но и низкой стоимостью обслуживания и развития. Кроме того, данная система способна повысить эффективность решения задач в области мониторинга движения транспорта при одновременном уменьшении числа операторов.

"Реализованная в пилотном проекте технология не требует замены действующих в настоящее время аналоговых камер, но в то же время обеспечивает целый ряд преимуществ цифровых технологий", - подчеркнул Павел Шапкин, заместитель директора департамента отраслевого бизнеса компании "АйТи". Во-первых, сказал он, качество передаваемого видеосигнала в новой системе сохраняется независимо от расстояния. Во-вторых, цифровая система видеонаблюдения имеет практически неограниченные возможности расширения. Это позволит подключать к ней другие структуры, которым необходима информация о транспортной ситуации. И наконец, применение этой технологии экономически целесообразно, поскольку для передачи данных по IP требуются каналы значительно меньшей емкости.

В перспективе планируется расширение функционала действующего в Сущевском тоннеле комплекса видеонаблюдения. Специалистами "АйТи" будет установлено специализированное ПО компании VisioWave, позволяющее определять государственные регистрационные знаки автомобилей, измерять скорость транспортных средств, фиксировать нарушение правил дорожного движения, выявлять плотность потока транспорта.