УСЛУГИ

Или год спустя после ребрендинга

Топ-менеджмент московского оператора кабельного телевидения (КТВ), компании "Комкор-ТВ", ровно год назад пошел на достаточно рискованный шаг: вместе с запуском спектра новых услуг вышел на московский рынок с новым брендом - АКАДО (www.akado.com). Одновременно компания приступила к интенсивному строительству новых сетей. Началу новой жизни, видимо, в немалой степени способствовала очередная смена владельца фирмы, вызванная потребностью в финансовых вливаниях, причем немалых. Перейдя в собственность американской компании Moscow Cablecom (www.moscowcablecom.com), "Комкор-ТВ" оказался, как говорится, на "открытой площадке" - в отличие от многих российских операторов и провайдеров, о финансовом положении которых можно только гадать.

Михаил Силин: “К концу

2007 г. сетью AKAДO будет

охвачен миллион

московских квартир, а

число ее абонентов

достигнет 500 - 600 тыс.

 

Финансирование проекта осуществляется инвестиционной компанией Columbus Nova (известной как Renova), принадлежащей Виктору Вексельбергу; в декабре 2004 г. он купил блокирующий пакет акций Moscow Cablecom, единственным активом которой является "Комкор-ТВ". Сама Moscow Cableсom сейчас переживает не самые лучшие времена: ее чистый убыток в 2005 г. составил 12,1 млн. долл. Однако курс акций Moscow Cablecom, которые котируются на американской бирже NASDAQ, за последние шесть месяцев удвоился, что, по мнению экспертов, говорит о позитивном направлении развития АКАДО.

За год, прошедший с момента ребрендинга, "Комкор-ТВ" поделил с "Космос-ТВ" второе место (около 15%), а лидерство в сегменте ТВ осталось за "НТВ-Плюс" (55%). На московском рынке широкополосного доступа в Интернет, по данным J’Son & Partners, "Комкор-ТВ" имеет 6%-ную долю, уступая только "Стриму" ("МТУ-Интел").

Генеральный директор "Комкор-ТВ" Михаил Силин прокомментировал результаты, достигнутые компанией за прошедший год после запуска мультисервисного бренда АКАДО, ориентированного на предоставление услуг платного ТВ и широкополосного доступа в Интернет.

Так, по его словам, за год инвестиции в создание КТВ-сетей в новых районах столицы позволили увеличить число подключенных к АКАДО квартир почти вдвое (с 230 до 432 тыс.), в то время как база абонентов достигла 106 тыс. Из них 29 тыс. получают услуги платного ТВ, а более 62 тыс. пользуются безлимитным доступом во Всемирную паутину, максимальная скорость которого - 3 Мбит/с. Темпы строительства сети АКАДО таковы, что каждый месяц удается охватывать по 50 тыс. квартир. Как отметил г-н Силин, в среднем ежемесячный доход компании от одного абонента (ARPU) составляет порядка 10 долл. при предоставлении ему ТВ-услуг и 22 долл. в случае, если он пользуется Интернетом.

В июне 2005 г. была запущена новая цифровая платформа, что позволило компании перейти на перспективный формат телевизионного и радиовещания.

Как пояснил г-н Силин, при подключении к сети АКАДО абонент автоматически получает возможность пользоваться услугами некоммерческого ТВ (17 российских эфирных телеканалов) и радиовещания. В портфеле АКАДО - свыше 60 зарубежных и российских ТВ-каналов и более 60 тыс. телепередач в месяц. Техническая поддержка абонентской линии осуществляется для всех абонентов, подключенных к сети АКАДО, независимо от количества услуг, которыми они пользуются.

Компания располагает лицензиями на предоставление широкополосных информационно-развлекательных услуг для 1,5 млн. абонентов на территории Москвы.

Генеральный директор "Комкор-ТВ" поделился также планами развития компании, согласно которым к концу 2007 г. сетью AKAДO будет охвачен миллион московских квартир, а число ее абонентов достигнет 500-600 тыс. Он отметил, что по объему выделенных на развитие сетей инвестиций их фирма находится на первом месте, и в следующем году по количеству клиентов она рассчитывает обогнать лидера - "НТВ-Плюс", добившись прироста в 3,5 тыс. абонентов КТВ в месяц. Общий ежемесячный прирост абонентов (включая Интернет и комплексные услуги) составляет более 5 тыс. человек.

Сеть АКАДО - одна из немногих, построенных с обратным каналом, что позволяет предоставлять пользователям интерактивные сервисы. Компания занимается и развитием новых для себя направлений, в том числе интерактивного ТВ и телевидения высокой четкости HDTV.

Вопрос о выходе в ближайшее время сети за МКАД (не считая Зеленоградского округа) сегодня не рассматривается, но в перспективе такой вариант возможен. К июню 2006 г. сеть АКАДО стала доступна в Центральном административном округе Москвы, в некоторых районах Южного и Северо-Западного АО, а также для всех жителей города Зеленограда. Ведется активное строительство сети в Северо-Восточном АО - уже подключен район Лианозово, начинается строительство и в других районах округа.

По словам Михаила Силина, "Комкор-ТВ" в настоящее время предоставляет телекоммуникационные услуги, в том числе по телефонии, и юридическим лицам (торговым домам, предприятиям малого бизнеса), число которых достигло 1 тыс. Планируется и дальше развивать корпоративное направление предоставления услуг.

Структура московского рынка услуг

платного КТВ по основным операторам

(март - апрель 2006 г.)

Вместе с тем г-н Силин признал, что бизнес компании все еще остается убыточным, поскольку доходы АКАДО, приносящие ежемесячно 1,5 млн. долл., пока не покрывают инвестиционных расходов на строительство сетей. Эти расходы с учетом того, что затраты на подключение одной квартиры оцениваются в 60-70 долл., составляют 3-4 млн. долл. в месяц.

Видимо, в ближайшие два-три года топ-менеджерам АКАДО, несмотря на освоение столь значительных инвестиций в расширение сетевой инфраструктуры, сделать доходным основной бизнес все же вряд ли удастся. Тому препятствуют главным образом два известных фактора: богатый (по объему, новизне и тематике) контент высокого качества, предоставляемый многочисленными эфирными каналами, и многолетняя привычка москвичей получать его на бесплатной основе. Хотя рост доходов населения, возможно, переломит эту тенденцию. Кроме того, АКАДО придется считаться с усиливающейся конкуренцией на рынке платных услуг - как ТВ, так и мультисервисных.