"Мы создаем не отдельные устройства, а решения для печати"

ИНТЕРВЬЮ

В середине июня московское представительство OKI Printing Solutions (www.oki.ru) обнародовало итоги деятельности компании на мировом и локальном уровнях за 2005 финансовый год (он завершился 31 марта). В связи с этим директор OKI Printing Solutions по России Илья Сиротин ответил на вопросы шеф-редактора еженедельника PC Week/RE Игоря Кондратьева, касающиеся перспектив бизнеса компании и всего российского рынка печатающих устройств.

Илья Сиротин

PC Week: Какие тенденции на российском рынке печатающих устройств вы отмечаете в последнее время?

Илья Сиротин: Прежде всего отмечу, что в 2005-м компания IDC впервые с момента начала сбора данных по российскому рынку зафиксировала снижение объема рынка печатающих устройств на 7% в натуральном и на 12% в денежном выражении. Это произошло в первую очередь в связи с резким падением объемов потребления струйных принтеров (на 20% в штуках). По нашим данным, струйная печать заменяется либо на дешевую монохромную, либо на многофункциональные аппараты, которые по своей цене уже приблизились к струйным принтерам, но по стоимости эксплуатации (если говорить о монохромных лазерных устройствах) выглядят гораздо предпочтительнее и притом отличаются более богатой функциональностью.

Если посмотреть более детально на те сегменты, где на сегодняшний момент представлена продукция OKI Printing Solutions, то здесь можно отметить следующее. Рынок матричной печати становится все более специализированным и продолжает сокращаться: его совокупный объем в 2005-м уменьшился примерно на 18% (в штучном исчислении). Тем не менее некоторые категории потребителей и сегодня активно используют технологии матричной печати, поскольку они обеспечивают экономную и надежную работу устройств и выполняют те задачи, которые нецелесообразно решать иными средствами (примером может служить подготовка внутренней банковской отчетности).

К сожалению, в прошлом году наблюдалась стагнация сегмента монохромной лазерной печати. И хотя его объем в штучном выражении увеличился на 5%, в денежном исчислении этот сегмент уменьшился за счет продолжающегося снижения цен на монохромные устройства. Последнее обстоятельство стало следствием очень активной конкуренции, прежде всего в сегменте недорогих устройств (стоимостью от 120 до 150 долл.).

Если же говорить о сегменте цветной лазерной печати, то в 2005 г. здесь были отмечены наивысшие - в сравнении со всеми остальными сегментами - темпы развития (70% в натуральном выражении). При этом основной объем продаж сейчас приходится на устройства стоимостью в диапазоне от 350 до 450 долл.

Второй момент, который мне представляется очень важным для характеристики ситуации на рынке, - это изменения в позициях игроков: поставщики, которые прежде находились во втором эшелоне, теперь составили реальную альтернативу традиционным лидерам рынка. Конечно, это в первую очередь относится к сегменту монохромной лазерной печати, однако в нынешнем году данная тенденция распространилась и на сегмент цветной лазерной печати. В 2005-м на российском рынке появилось несколько новых имен, прежде не поставлявших свои печатающие устройства в нашу страну. По некоторым сведениям, и в ближайшей перспективе на рынке возможно появление новых игроков.

Третий важный момент - высокая динамика роста продаж цветных лазерных аппаратов, хотя в абсолютных цифрах они пока составляют незначительную долю совокупного рынка лазерной печати (в 2005 г. она составляла около 2,5%).

PC Week: Как в этом контексте развивался бизнес компании?

И. С.: Принимая в расчет только продажи печатающих устройств OKI Printing Solutions, можно констатировать рост их объема (по сравнению с 2004 финансовым годом) на 42% в штучном и на 63% в денежном выражении. Если говорить о совокупном сбыте продукции, включая расходные материалы для печати, то прирост за соответствующий период составил 60% (в денежном выражении). Я считаю, что с учетом сложившихся на российском рынке печатающих устройств тенденций свои прошлогодние итоги мы вправе считать достижением.

Если сегменты, на которых представлена продукция OKI Printing Solutions, рассматривать более детально, то можно отметить, что в области матричной печати нам практически удалось сохранить уровень продаж 2004 финансового года, что с учетом уменьшения объема этого сегмента дает основание говорить о росте нашей доли.

Замечу, что чуть больше 50% количества проданных в России устройств занимают принтеры типа Epson LX-300. Мы же в основном продаем продукцию корпоративной направленности, в том числе и в рамках тендерных поставок. Могу сказать, что в некоторых нишах матричной печати мы чувствуем себя особенно уверенно и являемся лидерами. Например, на рынке постоянно растет потребность в печати билетов, что объясняется развитием туристического бизнеса в нашей стране и ростом количества турагентств; соответственно увеличиваются и объемы поставляемых туда принтеров.

Другой очень важный для нас, да и для российского рынка в целом, сегмент - это монохромные лазерные принтеры: здесь продажи Oki увеличились на 75% (в штучном выражении).

Наконец, третье направление, в котором активно действует OKI Printing Solutions, представляет цветная лазерная печать. Здесь мы продемонстрировали 156%-ный рост в штучном выражении.

PC Week: Как изменился продуктовый портфель компании в минувшем году?

И. С.: В прошлом году мы обновили и существенно расширили свой ассортимент, особенно в сегменте цветной печати, добавив новые устройства форматов A4 и A3. В нашем модельном ряду, например, появились цветные многофункциональные аппараты формата A4 (причем OKI Printing Solutions стала одним из первых производителей, представивших устройства этого класса) и A3, нацеленные как на офисное использование, так и на оперативную полиграфию.

Знаменательным для нас событием стало заключение стратегического партнерства с фирмой EFI, которое позволяет встраивать ее RIP-контроллеры Fiery, улучшающие качество обработки цветных изображений, в наши новые печатающие устройства.

Важным шагом в направлении повышения качества печати стало также внедрение многоуровневой технологии ProQ2400, обеспечивающей более плавные переходы между цветовыми оттенками и более тонкую их градацию.

PC Week: Какого оборудования, на ваш взгляд, не хватает на сегодняшний день в ассортименте OKI Printing Solutions?

И. С.: Один из очень важных сегментов на российском рынке - это недорогие монохромные принтеры. Спрос на такие устройства формируется не только рынком SoHo (хотя это доминирующая целевая аудитория пользователей): в нашей стране он нередко возникает даже со стороны крупных корпоративных заказчиков. Последние при проведении тендеров предъявляют к принтерам минимальные требования: от печатающего устройства не ждут даже поддержки языка PCL, не говоря уже о более изощренных возможностях. В этих случаях речь обычно идет о самых простых GDI-принтерах со скоростью печати около 20 стр./мин.

К сожалению, на текущий момент у нас отсутствует предложение для данного сегмента, поскольку компания все-таки в первую очередь ориентирована на традиционный для корпоративных пользователей уровень. И, конечно, это несколько ограничивает наши возможности на местном рынке. Но возможность выпуска подобного устройства в настоящий момент всерьез рассматривается специалистами центра разработки продукции нашей компании.

PC Week: Как в целом меняются требования к печатающему оборудованию со стороны корпоративных заказчиков?

И. С.: По опыту работы с заказчиками могу сказать, что нынешний потребитель хочет получить от печатающего оборудования дополнительные возможности, он все чаще ориентируется на многофункциональные аппараты и, конечно, начинает все более активно использовать цвет. И здесь очень важно, чтобы в связи с усложнением технологий сами устройства были максимально просты в применении. Кроме того, для пользователей все большую ценность приобретает не просто отдельное устройство, а целый комплекс средств, обеспечивающий выполнение различных задач бизнес-печати. Клиенты начинают проявлять интерес, например, к такому вопросу, как контроль за расходами на печать.

OKI Printing Solutions в мире

По информации OKI Printing Solutions, прирост объема продаж ее продукции был достигнут во всех регионах, где ныне представлена компания. Как сообщил ее президент Микихико Маэно, по сравнению с предыдущим отчетным периодом увеличение объема продаж в регионе EMEA, в частности, составило 10%, а на американском континенте достигло 20%. При этом сбыт полноцветных принтеров вырос на 83 тыс. штук, что на 35% превысило результаты 2004 финансового года.

Компания открыла пять новых региональных офисов - один в Южной Корее, два в Бразилии, один в Малайзии и центр полиграфической обработки и услуг в Мексике. Кроме того, состоялся запуск нового завода и центра исследований и разработок в Китае, а также производственного предприятия в Шотландии.

Пожалуй, наиболее успешными для себя сама фирма считает результаты деятельности в сегменте цветной печати. На рынке EMEA в целом прирост объема сбыта цветных принтеров OKI Printing Solutions по отношению к 2004 финансовому году зафиксирован на уровне 40%. По утверждению компании, в настоящее время на рынке цветной лазерной печати в регионе EMEA она занимает четвертое место (по количеству продаваемого оборудования).

“Решение для печати далеко не ограничивается поставкой качественного оборудования, - комментирует общую стратегию своей компании Микихико Маэно. - Мы знаем, что оно должно быть удобным в использовании, а поэтому совершенствуем не только технику, но и программное обеспечение. С этой целью мы недавно открыли в Японии специализированный центр, в задачу которого будет входить разработка новых решений для печати и оперативное реагирование на потребности наших заказчиков”.

Мы не раз заявляли о том, что OKI Printing Solutions занимается продвижением решений для печати. Под этим понимается не только оборудование, но и программное обеспечение, носители для печати и те дополнительные услуги, которые предоставляют наши партнеры.

В качестве примера такого решения могу напомнить о нашем менеджере шаблонов (Template Manager), позволяющем использовать готовые и создавать собственные формы для печати различных типов документов. Другой пример - ПО Web Print, устраняющее проблему обрезания полей и другие погрешности при печати страниц с Web-сайтов.

PC Week: Каковы приоритеты OKI Printing Solutions в развитии бизнеса на российском рынке в нынешнем году?

И. С.: Выделю три аспекта: приоритеты с точки зрения продукции, стратегии работы на рынке и взаимодействия с заказчиками.

Что касается продукции, то компания по-прежнему заинтересована в продвижении всех видов оборудования - матричных принтеров, монохромных и цветных печатающих устройств, многофункциональных аппаратов. В этом году мы ожидаем обновления ассортимента в каждом из этих сегментов.

Стратегия нашей работы на рынке предусматривает дальнейшее укрепление института региональных представителей, внедренного нами в минувшем году и уже доказавшего свою эффективность. В конечном счете мы хотим, чтобы сеть наших представителей охватила практически все российские регионы. Пока же у нас остается неохваченным один крупный регион - юг страны.

Политика OKI Printing Solutions по отношению к заказчикам предусматривает более тесное сотрудничество с ними. Основной акцент мы будем делать на работе с системными интеграторами (являющимися ключевым звеном взаимодействия с корпоративными заказчиками), поощряя их заниматься продвижением наших решений в области печати.

PC Week: Спасибо за беседу.