Генералы "Электронной России" - капитанам бизнеса

ГОСУДАРСТВО

19 июня в НИИ “Восход” прошла встреча руководства Федерального агентства по информационным технологиям (ФАИТ) Мининформсвязи РФ с руководителями ИТ-компаний (выступавшие именовали их “капитанами бизнеса”) и журналистами. Это третья официальная встреча за два года существования агентства. На ней были оглашены основные направления работ ФАИТ на нынешний год, порядок проведения тендеров, показан центр обработки данных, а на импровизированной пресс-конференции руководитель этой организации Владимир Георгиевич Матюхин ответил на вопросы журналистов.

Стратегия ФАИТ, как следует из доклада г-на Матюхина, заключается в создании трех национальных пространств: пространства доверия (PKI-пространство), пространства системы идентификации и пространства хранения данных. В соответствии с этим трансформируется программа “Электронная Россия” (ЭР).

PKI-пространство. Речь идет об удостоверяющих центрах (УЦ), использующих для электронной цифровой подписи (ЭЦП) инфраструктуру асимметричного шифрования, именуемую также шифрованием с открытым ключом. В прошлом году ФАИТ создало корневой УЦ для электронных цифровых подписей. Однако нормативной базы для выстраивания иерархической системы УЦ пока нет. Как заявил г-н Матюхин: “Сейчас все равны - и шарлатаны, и добропорядочные бизнесмены”. (Нужно, конечно, быть совершенно отвязным шарлатаном, чтобы пойти на очень большие начальные вложения, которых требует создание УЦ. Также заметим лукаво, что закон об ЭЦП, который сейчас критикует Владимир Георгиевич, а ранее сильно критиковали юристы, принимался под мощным давлением со стороны возглавлявшегося им ФАПСИ, писавшего этот закон под себя.) Сейчас же ФАИТ разработало соответствующее положение о федеральном УЦ и системе аккредитации в нем, которое в настоящее время проходит апробацию в министерствах и ведомствах.

Владимир Георгиевич Матюхин

Одна из задач в этой области - межгосударственное признание сертификатов ЭЦП для пунктов таможенного контроля. Работа в этом направлении идет между Польшей и Россией. Интерес к подобным соглашениям выразили восточноевропейские страны, входившие ранее в СЭВ, что обусловлено невостребованностью их продукции на западных рынках и желанием восстановить утраченные ранее хозяйственные связи с Россией.

 Единая национальная система идентификации. Можно считать, оптимистично заявил г-н Матюхин, что такая система у нас уже есть, если учитывать карточки школьников и студентов, социальные и клубные карты, смарт-карты расчетных систем. По инициативе Совета региональных конструкторов ФАИТ прорабатывал вопрос о базовом решении в области идентификационных карт. За основу рекомендаций регионам взято решение, принятое в Москве (социальная карта москвича), однако оно, по его словам, не проработано с точки зрения информационной безопасности (ИБ) и тиражировать его на всю страну было бы безответственно. В настоящее время образован коллектив разработчиков, в который вошли и все создатели “Социальной карты москвича”. Ими написана новая концепция такой карты для регионов, завершается подготовка требований к ней. Карту предполагается привязать также к платежной системе Сбербанка РФ, объявившего программу создания единой платежной системы. На очереди - переговоры с Пенсионным фондом и железнодорожниками. (Вопрос, что лучше: иметь одну универсальную карту, как предлагает г-н Матюхин, или несколько специализированных, - не так однозначен, как это может показаться. В случае утраты универсальной карты или ее хищения владелец лишается сразу всех сервисов, а похититель получает всю возможную информацию, в то время как специализированные карты можно хранить раздельно. Здесь интересен подход Малайзии, давно уже реализовавшей подобную систему.)

 Пространство хранения данных. Оно заключается в создании территориально распределенного хранилища данных с авторизованным доступом. В НИИ “Восход” установлено два пилотных (демонстрационных) кластера на базе серверов Sun и IBM. Каждый из них разделен на два контура: первый для межведомственного взаимодействия, а второй - для взаимодействия государства с населением. Это решение на базе СУБД Oracle c дисковой памятью объемом 1 Тб готово для тиражирования в регионы. В нынешнем году запланировано создание двух территориальных кластеров в регионах. На базе данной системы российскими компаниями отрабатывались технологии единого окна, общественной приемной, система раскрытия информации, система нотариата и др. Подготовкой расширенного набора сервисов занимаются специалисты МГУ им. М.В. Ломоносова. Ряд регионов уже готов тиражировать у себя данную систему за свой счет.

Как объявили на встрече, в той части программы “Электронная Россия”, которая финансируется через ФАИТ, лимит этого года - 970 млн. руб., из которых львиная доля идет по разделу “Государственные капитальные расходы”, на НИОКР выделено 38 млн. руб., 300 млн. - на прочие расходы.

В тендерах будет разыграно 32-33 лота, платежи по которым пройдут шестью траншами. Задержки с проведением тендеров объясняются тем, что пока не вышло ни одного подзаконного акта, позволяющего определять дееспособность их участников, так что на ФАИТ лежит ответственность полной проверки представленных ими данных, поскольку, по новому закону, запрашивать эти данные у самих участников ФАИТ не имеет права. Агентство разработало некую методику, чтобы избежать неприятностей от Антимонопольной службы. Тем не менее было обещано проведение в конце июня первых 5-6 тендеров по лотам, закрывающим программы по международному сотрудничеству, по совершенствованию сайта Президента. ФАИТ рассчитывает раз в две недели объявлять новый транш. Ориентировочный график с наименованием лотов, лимитом финансирования по каждой статье и времени ожидаемого появления конкурсной документации будет вывешен на сайте министерства. Прозвучали жалобы и на нехватку квалифицированных юристов, проектировщиков и других специалистов для проверки конкурсной документации. Производительность ФАИТ - два комплекта документов в неделю.

Задачей ФАИТ на следующий год является увеличение доли НИОКР в расходах на “Электронную Россию” и уменьшение доли государственных капитальных вложений.

Что обо всем этом думают капитаны бизнеса, выяснить, к сожалению, не удалось. Выслушав генералов от министерства, они молча удалились, оставив площадку журналистам.

Версия для печати