ИССЛЕДОВАНИЯ

Результаты недавно проведенного исследования IBM свидетельствуют, что в предстоящие 15 лет мировую страховую отрасль ожидает ряд радикальных преобразований. Появится принципиально новый набор продуктов, услуг и бизнес-процессов, направленных на формирование прибыли и долгосрочный рост отрасли.

Так, по мнению экспертов, новая модель страхования, ориентированная на персонализацию услуг и активный учет рисков, существенно упростит обработку страховых требований и снизит затраты страховых компаний, перенеся акцент на предупреждение страховых случаев. Такая модель, предполагающая радикальное изменение бизнес-процессов, заменит применявшиеся в течение десятилетий модели страхования. Привычные отраслевые схемы взаимодействия с клиентом, по-видимому, себя уже исчерпали и в будущем не смогут обеспечить долгосрочных выгод. Им на смену придут новые методы организации работы, построенные на основе технологий, которые разрабатываются сегодня и будут создаваться в дальнейшем.

В ближайшее десятилетие значительно увеличится гибкость страховых продуктов благодаря массовому применению мобильных и беспроводных технологий.

Раскрытию этих и других концепций и посвящено упомянутое выше исследование “Страхование в 2020 году: инновации выходят за рамки старых моделей” (www.ibm.com/bcs/insurance2020), проводившееся в течение года подразделением IBM Institute for Business Value (IBV, www.ibm.com/iibv) путем опроса более трех десятков руководителей ведущих страховых организаций мира и других влиятельных персон страхового рынка. В данной работе рассматриваются движущие силы, которые будут влиять на отрасль в предстоящие годы - развитие технологий, сложные нормативные требования, рост числа участников рынка и конкуренции между ними. Исследование затрагивает задачи, связанные с изменением демографической структуры клиентской базы, развитием онлайновых источников информации и влиянием процесса глобализации на отрасль страхования. Его авторы предлагают новый взгляд на проблемы, с которыми придется столкнуться страховщикам в 2020 г., и рекомендуют стратегии успешного внедрения новаторских методов.

Глобальные тенденции и прогнозы

Анализ результатов опроса выявил четыре глобальные тенденции, которые подчеркивают необходимость преобразований и открывают заинтересованным сторонам путь к стабильной прибыльности на рубеже 2020 г.:

- технологии открывают путь к виртуальному взаимодействию страховщика с клиентом, снижая барьеры для входа на рынок. В ближайшие 15 лет появится ряд компаний, применяющих частично или даже полностью электронный способ связи с частными и корпоративными потребителями страховых услуг; вырастет число специализированных фирм, работающих в узких рыночных нишах;

- активные, информированные клиенты во всех демографических группах отдают предпочтения операторам, осваивающим нетрадиционные, современные методы взаимодействия с потребителями, и будут переходить к поставщикам услуг, способным оправдывать их ожидания;

- массовые страховые продукты становятся все более динамичными и требуют от операторов разработки гибких и адаптируемых услуг, которыми можно пользоваться в режиме реального времени, в том числе за счет применения средств защиты частной информации и специальных сетей, состоящих из датчиков для сбора данных, используемых в страховой деятельности;

- координация нормативной деятельности и применение отраслевых стандартов приобретают глобальный масштаб. Эта тенденция наряду с потребностью в повышении эффективности бизнеса будет способствовать защите интересов потребителей в разных регионах, росту автоматизации и поддержке стандартизации в масштабе всей отрасли.

По прогнозу респондентов, в ближайшее десятилетие значительно увеличится гибкость страховых продуктов благодаря массовому применению мобильных и беспроводных технологий. Для вычисления стоимости конкретных рисков будут использоваться недорогие датчики, подключенные к Интернету нового поколения. Данные, необходимые для эффективной страховой защиты, получаемые от таких датчиков, позволят вычислять риски в реальном времени и на основе их фактического уровня оперативно предлагать наиболее благоприятные цены, снижая стоимость полисов страхования жизни и собственности.

В пронизанном информационными каналами мире 2020-го держатели страховых полисов будут иметь гораздо больше возможностей для доступа к продуктам и принятия самостоятельных решений.

Аналогичные технологии позволят реализовать широкий спектр страховых продуктов, характеристики которых меняются на протяжении срока действия полиса, такие как страхование “pay-as-you-live” (“точно по времени”), когда, например, каждому этапу путешествия (поездка на автомобиле до вокзала, на поезде в другой город, от вокзала до офиса и т. п.) сопоставляется отдельный тип риска. В таком случае достигается снижение общей стоимости страхования в обмен на некоторое количество частной информации о местонахождении и расписании клиента. При этом та же самая сеть датчиков может служить удобным источником сведений для клиента, например, позволяя ему избежать поездки по перегруженной автостраде. Данные можно передавать по любому удобному каналу - через автомобильную аудиосистему, мобильный телефон, по электронной почте, в форме телефонного звонка в офис.

Еще один императив, выявленный в ходе исследования, - смещение центра внимания операторов от продукта к клиенту. В пронизанном информационными каналами мире 2020-го держатели страховых полисов будут иметь значительно больше возможностей для доступа к продуктам и принятия самостоятельных решений. Концепция страхового агента в конце концов уступит место концепции “адвоката”. Людям будут нужны “финансовые адвокаты”, способные помочь им советом на рынке страховых и финансовых услуг. Традиционный агентский канал не исчезнет, но будет выглядеть совершенно иначе. “Отрасль подходит к эпохе экспериментов и нововведений. - сказал Майк Адлер, руководитель подразделения IBM Global Business Services, отвечающий за взаимодействие с мировой страховой отраслью. - Основой прибыльности в будущем станут гибкие и ориентированные на потребности клиентов финансовые услуги и решения для смягчения рисков”.

Версия для печати