ИНТЕРВЬЮ
Национальная награда “Премия Рунета”, вручаемая за вклад в развитие российского сегмента сети Интернет, с 2005 г. получила статус государственной; процедура определения ее лауреатов проводится под патронатом Федерального агентства РФ по печати и массовым коммуникациям. В прошедшем году в номинации “Наука и образование” этой награды был удостоен Государственный институт информационных технологий и телекоммуникаций “Информика”. О стратегии и тактике развития ИТ в области образования главному редактору PC Week/RE Алексею Максимову и корреспонденту Татьяне Богатовой рассказывает директор института, доктор технических наук, член-корреспондент РАО, Лауреат премии Правительства РФ в области образования за 2000 г. Александр Николаевич Тихонов.
Александр Тихонов
PC Week: Как вы считаете, насколько успешна в последние годы политика наших ведущих министерств в области информационно-коммуникационных технологий [ИКТ], в частности в сфере образования?
Александр Тихонов: Как известно, для расширения использования ИКТ несколько лет назад по инициативе президента РФ была принята федеральная программа “Развитие единой образовательной информационной среды”, в рамках которой велись работы по широкому внедрению ИТ в образование (в том числе по обеспечению школ компьютерами, подключенными к Интернету, электронными обучающими средствами, по повышению квалификации учителей и пр.). Это направление сейчас вошло в виде составной части в Федеральную программу развития образования - ФПРО. Разворачивается и рассчитанный на три года проект “Информатизация системы образования”, реализуемый на базе семи пилотных регионов. На его осуществление планируется потратить 100 млн. долл., полученных в виде займа от Всемирного банка, и такую же сумму должны будут выделить регионы. Вторая очередь в случае успешного завершения пилотных проектов предполагает удвоение финансирования (как со стороны Всемирного банка, так и со стороны РФ) для распространения проекта на всю страну.
Обе эти программы нацелены не только на обеспечение учебных заведений разного уровня оборудованием и возможностью доступа в глобальную сеть, но и на обучение учителей и руководителей школ, подготовку для образовательного сегмента системных администраторов и т. п.
PC Week: Для чего, на ваш взгляд, это делается - чтобы не отстать от мировых образовательных технологий?
А. Т.: Ну почему? Ведь образование - не самоцель, это средство, позволяющее стране быстрее развиваться, быть конкурентоспособной. Хорошо обученные люди (в частности, владеющие компьютерами) нужны не только в науке и ИКТ - не менее востребованы они сегодня и в промышленности, где CALS-технологии стали практически неотъемлемой составной частью производственного процесса. Речь прежде всего идет о наукоемких отраслях, таких, например, как “оборонка”. Многие страны Европы и Америки уже не станут закупать продукцию, если она “не сопровождается цифрой”. И к этому движется весь мир, так что активное освоение ИКТ просто необходимо для поддержания конкурентоспособности страны в целом. И хотя при обсуждении проблем развития образования у нас часто на первый план выходят социальные вопросы (зарплата преподавателей, стипендии студентов), ИКТ, на мой взгляд, являются главным рычагом перехода к новому качеству образования и жизни в целом. А здесь, поверьте, нам еще очень много предстоит сделать.
PC Week: Иными словами, сегодня государство планирует расходовать на информатизацию образования суммы, соизмеримые с отпущенными на организацию ИКТ-ориентированных предприятий - технопарков и пр.?
А. Т.: Видите ли, на ИТ-развитие в сфере образования эти суммы уже выделяются. Что же касается ИТ-парков, то речь пока идет лишь о планах. К тому же я весьма скептически отношусь к реализации данных проектов. Ведь дело не в том, чтобы построить здания и закупить компьютеры. Это не проблема. Проблема в том, кто будет там работать. Уже сейчас на рынке дефицит квалифицированных программистов, системщиков, специалистов по управлению сетями, администраторов и т. д. Неспроста зарплата опытного программиста в Москве подбирается уже к двум тысячам долларов, это довольно резко отличается от того, что получают люди других профессий.
PC Week: Почему, вы думаете, образовался такой дефицит?
А. Т.: Давайте подсчитаем: в стране из 1100 государственных вузов около 700 выпускают специалистов по ИКТ (прикладной математике, программированию, вычислительным системам, телекоммуникациям и т. д.), в год 100-120 тыс. человек. Если бы реально это были высококвалифицированные люди, которых хоть завтра можно принять на работу, проблемы бы не было. Страны ЕС ежегодно выпускают около 100 тыс. таких специалистов, однако, по оценкам экспертов, им нужно 110 тыс., т. е. и их потребность - правда, по другой причине - не закрывается. Существует мнение, что в какой-то мере решить вопрос этим странам помогают мигранты из России, однако сегодня массового оттока наших специалистов уже не наблюдается - им и здесь с такой зарплатой неплохо, за границей же они часто лишены ряда социальных льгот. Поэтому работать за рубеж сегодня едут буквально единицы, об этом говорит и опыт нашего института: если раньше для дежурства на узлах связи по RUNNet*1 мы брали в штат десять постмастеров (восемь - для посменной работы, с учетом ночных дежурств, а двоих - “про запас”, если вдруг кто-то из основных уедет), то в последние годы у нас работает только восемь человек, которые не собираются никуда ехать. Но мы, конечно, следим, чтобы их зарплата была в рамках “рыночной”.
_____
*1 Федеральная университетская компьютерная сеть России RUNNet (Russian UNiversity Network) является основой телекоммуникационной инфраструктуры единой образовательной информационной среды. Она была создана в 1994 г. в рамках государственной программы “Университеты России” для объединения региональных сетей и сетей крупных научно-образовательных учреждений. - Прим. ред.
Наш институт проводил исследование: из всего годового выпуска московских вузов лишь около 500 человек способны сразу начать работу в ИКТ-отрасли, фирмы их расхватывают как горячие пирожки. В Петербурге ежегодно на рынок приходит еще меньше - примерно 400 выпускников, и они тоже уходят “влет”. Но надо подчеркнуть, что их высокая квалификация - заслуга не системы образования, а самих ребят, которые за период обучения по собственной инициативе прошли курсы ведущих вендоров - Cisco, Oracle, Microsoft или, к примеру, закончили Высшую школу программирования при МГУ им. М. В. Ломоносова (у нее, кстати, выпуск совсем небольшой - приблизительно 50 человек).
PC Week: Вы занимаетесь информатизацией образования и науки и, видимо, знаете, что нужно делать, чтобы справиться с теми проблемами, которые сегодня есть в этой области (в частности, с такой, как дефицит кадров). Что сейчас предпринимается для этого?
А. Т.: В нынешнем и следующем году должны быть пересмотрены государственные образовательные стандарты [ГОС] на подготовку специалистов для ИКТ-отрасли. Да и в тексте ФПРО прямо написано, что в настоящее время одной из основных проблем является несоответствие требований, заложенных в ГОСах, реальным запросам рынка труда; то же отмечается и в разработанной Мининформсвязи Концепции информатизации. Ведь эта отрасль особенно подвержена быстрым изменениям. Я и многие мои коллеги убеждены, что в ИКТ возраст преподавателей не должен превышать 40 лет, после этого они уже в большинстве случаев не могут “угнаться за прогрессом” - способности к освоению нового уже не те. И это особенность данной отрасли. Сегодня же средний возраст докторов и профессоров в вузах - за шестьдесят, смены им нет: никто не хочет идти в преподаватели.
PC Week: Каков же выход?
А. Т.: Платить нормальную зарплату. Это во-первых. Во-вторых, можно пойти и таким путем: в вузе оставить фундаментальную составляющую образования, актуальные же технологии вынести в систему дополнительного образования. И такие проекты уже реализуются. Отрасль ИКТ и сама поняла, что это целесообразно, и начала действовать. Сегодня свои услуги предлагают профильные учебные центры, возникают учебные подразделения при крупных компаниях. Ряд фирм принимают участие в вузовских проектах, в организации новых кафедр, преподавании, подготовке специалистов по новым направлениям. Мы также второй год участвуем в проекте, связанном с разработкой учебных средств и программ для дополнительного образования.
Сегодня, я считаю, вузам в их работе нужно отталкиваться не от суммы знаний, которые требуется дать человеку в процессе обучения, а идти по линии компетенций, которыми он должен обладать в результате. Тех компетенций, что востребованы рынком. А это связано не просто с пересмотром образовательных стандартов, а с перестройкой всей парадигмы образования. Это, разумеется, сделать непросто, но необходимо.
Кроме того, система знаний, построенная на компетенциях, хорошо измерима. Иными словами, надо исходить не только (а возможно, и не столько) из того, что надо студенту преподать, а из того, что он в результате обучения будет реально знать и уметь. Именно это нужно учитывать при построении учебных планов и программ. Если квалификация выпускников будет соответствовать потребностям экономики и рынка, то в вузы пойдут кредиты, финансирование. При составлении же наших ГОСов запросы реальных отраслей экономики учтены, к сожалению, слабо, отсюда и все прочие нестыковки.
Конечно, перестройка парадигмы образования - процесс не быстрый, а сегодняшняя ситуация уже требует неотложных мер. Поэтому на ближайшее время можно было бы предусмотреть более плотную привязку к высшему образованию дополнительного обучения (в частности, пройти такое обучение можно на авторизованных курсах ведущих вендоров, которые как раз ориентированы на то, чтобы дать своим ученикам те или иные компетенции и навыки). Необходимо ориентировать студентов старших курсов на дополнительные усилия.
Образование - не самоцель, это средство, позволяющее стране быстрее развиваться, быть конкурентоспособной.
Хорошо обученные люди нужны не только в науке и ИКТ - не менее востребованы они сегодня и в промышленности. |
PC Week: Как вы относитесь к идее среднего программистского образования?
А. Т.: Положительно. И считаю, что среднее и высшее образование взаимосвязано. Я имею в виду идею непрерывного образования, которое соответствует различным уровням или сферам деятельности. Ведь есть потребность в обслуживании, ремонте техники - здесь было бы достаточно уровня ПТУ или специализированного лицея; существуют простые задачи программирования - можно задействовать колледжи (в прошлом техникумы); для ряда задач необходимо высшее образование, а затем идет несколько уровней, требующих дополнительных знаний. Но для этого нужно, чтобы уже сегодня имелся перечень требований к профессиям, который следует постоянно актуализировать. Нынешний же устарел лет на двадцать, а его обновлением, к сожалению, никто не занимается.
У нас еще есть немало областей, где мы до сих пор находимся на лидирующих позициях, и нам эти позиции надо сохранить.
PC Week: А кто должен это решать?
А. Т.: Так или иначе, решает здесь во многом бизнес, то есть те, кто вкладывает деньги в реализацию идей, в развитие отрасли. Однако государство может серьезно продвинуть этот процесс, и не обязательно с помощью больших денег. Здесь важен протекционизм, государственные гарантии, правильно сформулированные национальные проекты. Если в эти гарантии государства поверит инвестор, то в отрасль пойдут деньги. Для примера можно привести национальный проект, развернутый в Японии и посвященный ЭВМ пятого поколения. Он оказался колоссальным стимулом для бизнеса, и не только японского - японцы заняли, конечно, соответствующие позиции в этой индустрии, но не за счет одних лишь государственных средств: там в эти инициативы поверил инвестор и стал вкладывать деньги. Кроме того, и другие страны начали проявлять активность - в частности, в России тогда было создано специальное отделение в Академии наук, работали целые институты, и было немало сделано. Именно тогда появились машины “Эльбрус”, “Кентавр” и др.
В США сейчас анализируется в разных аспектах состояние информационных технологий, начиная от образования и заканчивая прикладными аспектами, т. е. всего того, что можно объединить термином “информатика” (он, кстати, происходит как раз из России). Думаю, что подобным анализом следовало бы заняться и нам, выделив то, что сегодня в этой области имеет приоритетное значение и где наши позиции достаточно сильны. На мой взгляд, это, во-первых, математическое моделирование - его приложения затем лягут в основу многих сфер человеческой деятельности (от проведения хирургических операций до исследования генома). Во-вторых, высокопроизводительные вычисления - здесь у нас много классных специалистов, это уникальные умы. Список можно продолжить. Перечисленные направления нуждаются в статусе национальных проектов - такая мера не только вызовет интерес к подобным проектам со стороны инвесторов, но и повлечет за собой изменения в образовании, в ориентации научных исследований.
PC Week: Какие продукты и методики для образования и науки разрабатывает ваш институт?
А. Т.: Помимо создания и сопровождения порталов на нас лежит в первую очередь обязанность развития и управления проектом научно-образовательной сети, ее администрирование. В данной сети осуществляются и международные проекты, на ее базе работает и Российская академия наук, и вузы, и научные учреждения. Мы обеспечиваем магистральную реализацию (с помощью провайдеров уровня Ростелекома, Транстелекома и т. д.), администрирование с обеспечением тех сервисов, которые требуются научно-образовательному сообществу. Мы покупаем у провайдеров канальную емкость, управляем ею и предоставляем необходимые услуги. Помимо нас в финансировании этой сети участвуют Минатом, Минобрнауки (и его агентства), Минздрав (вносит плату за медицинские вузы), Минсельхоз (платит за сельскохозяйственные предприятия), Роспром.
PC Week: Зачем всем этим организациям кооперироваться в единую сеть? Они же могут и сами воспользоваться услугами коммерческих операторов.
А. Т.: Во-первых, RUNNet предоставляет целый ряд услуг, имея на своих узлах весьма квалифицированный персонал, который мы регулярно учим, приглашая зарубежных инструкторов. Кроме того, благодаря большим скидкам (предоставление которых для пользователей научно-образовательных сетей - общемировая практика) работа в этой сети обходится в разы дешевле, чем в коммерческой, здесь другая стоимость трафика. Конечно, мы следим за тем, чтобы научно-образовательная сеть не использовалась в коммерческих целях (это предусмотрено уставом).
На сегодняшний день у нас около 2 млн. пользователей; к нашей сети подключено 800 вузов и более 300 научных организаций. Мы стараемся поддерживать в актуальном состоянии оборудование, на его модернизацию уходит немало средств (например, только у Cisco мы ежегодно закупаем техники на 1-1,5 млн. долл.), но это позволяет сети активно развиваться: еще четыре года назад для ее работы было достаточно канальной емкости 16 Мбит/c, сегодня у нас функционирует два потока по 622 Мбит/c, и они близки к заполнению.
PC Week: Спасибо за беседу!