УПРАВЛЕНИЕ ИТ

Два года назад правление РАО “ЕЭС России” приняло концепцию реформирования ИТ в отрасли. Перед руководством энергетики встала задача создания системы управления ИТ, поскольку неуправляемый объект реформировать невозможно. С этой целью в сентябре прошлого года нужно было утвердить стандарты предоставления ИТ-услуг и управления ими, призванные помочь структурировать работу ИТ-подразделений ДЗО (дочерних и зависимых обществ) энергохолдинга. Их разработкой занимались специалисты РАО “ЕЭС России”, “ГВЦ Энергетики” и IBM, основываясь на мировой практике построения ИТ-служб и прежде всего на подходе, сформулированном в ITIL (IT Infrastructure Library).

Внедрение таких стандартов должно было стать первым шагом на пути выделения информационных технологий ДЗО в самостоятельный, прозрачный, понятный для администрации и собственников управляемый вид деятельности внутри и вне компаний. Стандарты - это не что иное, как инструмент организации работы ИТ-подразделений в непростых условиях реформирования отрасли, помогающий ИТ-руководителям распределить ИТ-инфраструктуру своих предприятий между инсорсинговой и аутсорсинговой моделями обслуживания и управлять ИТ-услугами. Заложенная в них база соглашений об уровне сервиса (SLA) должна способствовать определению сроков и качества выполнения этих услуг и контролю процессов их предоставления независимо от того, по какой модели будет налажено обслуживание. Вновь назначаемые ИТ-директора с помощью стандартов в короткие сроки учатся выстраивать стратегию и формировать бюджет для своих вновь организуемых ИТ-структур, составлять планы проведения закупок и предоставления услуг, формировать регламенты ИТ-деятельности, организовывать внедрение систем управления ИТ.

Не дожидаясь более устойчивого состояния электроэнергетики, общество вынуждено вкладывать средства в эту отрасль. Смогут ли ИТ реализовать свой инновационный потенциал и предоставить необходимые инвесторам механизмы и инструменты контроля вложений?

На прошедшей в начале июня третьей Всероссийской конференции руководителей ИТ-служб компаний энергетического комплекса топ-менеджеры подвели полугодовые итоги реформирования своего сектора отрасли. Мнением о проблемах и подходах к решению этой задачи поделились ИТ-руководители первого эшелона: Александр Чернов, директор по информатизации федеральной сетевой компании “ЕЭС России”; Леонид Спицын, начальник департамента ИТ Корпоративного центра РАО; Евгений Аксенов, генеральный директор “ГВЦ Энергетики”. По их оценкам, внедрение стандартов заметно отстает от плановых сроков. На сегодняшний день стандарты утверждены на советах директоров в 62% ДЗО, планы закупок и ИТ-бюджеты, управляемые ИТ-директорами, формируются в 72% ДЗО, а внедрение конкретных инструментов управления ИТ-услугами (создание каталогов услуг, переход на договорные отношения с внутренними подрядчиками по прописанным в стандартах соглашениям об уровне сервисов, внутреннее разделение на службы заказчика и сервиса) прошло в очень немногих организациях. С разработкой ИТ-стратегии дело тоже обстоит непросто.

Как объясняют ИТ-руководители, работающие на местах (и организаторы реформирования ИТ российской электроэнергетики согласны с этими аргументами), затруднения вызваны объективными причинами: коль скоро в компаниях идут процессы общего формирования, невозможно ожидать, что руководство будет в первую очередь рассматривать проблемы ИТ. А говорить об ИТ-стратегии до выработки бизнес-стратегии преждевременно. Увы, есть и субъективные причины: зачастую в компаниях формально относятся к внедрению стандартов, не усматривая в них практической пользы, хотя сформулированы они так, чтобы каждое предприятие могло их приспособить под себя, сделать из них реальные инструменты для налаживания повседневного управления ИТ. Для внедрения стандартов был подготовлен набор методик, но, похоже, их оказалось недостаточно.

Пока не будет порядка в учете, электроэнергетика не сможет избавиться от "диких" показателей потерь (читай: воровства) и перейти к реинжинирингу.

Остро обозначилась проблема реализации типовых ИТ-решений, которую предполагается вынести на обсуждение представителей ИТ-специалистов отрасли. До недавнего времени административные меры были основным инструментом управления в энергетике. И если на верхнем уровне структуры отрасль пока остается холдингом и там еще можно использовать директивные рычаги, то компании более низкого уровня уже работают по законам рынка. Темпы формирования конкурентных отношений между ними заметно опередили ожидаемые, и теперь для внедрения типовых решений руководству отрасли приходится вместо властных подходов разрабатывать рекомендательные, основанные на конкурентных преимуществах.

Поскольку план перехода на стандарты просрочен, к концу года будут созданы механизмы контроля за процессом их внедрения и эффективностью использования. Предполагается проверять формальное состояние реализации различных элементов стандартов, степень развертывания таких инструментов, как системы service desk и call-центры, наличие действующих соглашений об уровне услуг, соответствие ИТ-планов бизнес-стратегии компании и при этом учитывать, как деятельность ИТ-отделов оценивается бизнес-подразделениями. На основе результатов проверки будет создана система ключевых показателей эффективности для ИТ-специалистов, которая либо войдет в действующую в холдинге систему ключевых показателей эффективности, либо в более мягком варианте будет использоваться в виде системы рейтингов зрелости ИТ, и тогда компаниям придется периодически отчитываться перед РАО ЕЭС.

Предприятия жалуются на отсутствие целенаправленной системы подготовки ИТ-кадров для энергетики. Учитывая это, с корпоративным университетом РАО ЕЭС заключена предварительная договоренность о создании в течение ближайших двух месяцев программы обучения специалистов по конкретным, востребованным отраслью технологическим и управленческим направлениям ИТ. Проводившиеся на нерегулярной основе семинары по внедрению стандартов тоже требуют перевода в постоянно действующую форму.

Сегодня управленческие решения в сфере энергетики принимаются на основе экспертных знаний специалистов. Сквозной учет должен обеспечить переход к планированию, базирующемуся на реальном состоянии ресурсов.

Сегодня управленческие решения в сфере энергетики принимаются на основе экспертных знаний специалистов. Сквозной учет должен обеспечить переход к планированию, базирующемуся на реальном состоянии ресурсов, хотя в отрасли этого пока объективно никто оценить не может. Нужно, чтобы каждая учетная единица была четко увязана в информационной системе со всеми видами учета - бухгалтерским, закупочным, управленческим и т. д. Это может обеспечить существенную экономию. Так, по данным IBM, наведение порядка в учете электроэнергии в Англии и США (что до конца не реализовано ни в одной российской сетевой энергетической компании) снизило неучтенные потери (читай: воровство) производимой электроэнергии до 1,5-5%. Там, где порядка нет (как, например, у нас), эта величина составляет 20-60%.

Создание единой учетной системы - тяжелая масштабная работа. Но пока не будет порядка в учете, сохранятся эти “дикие” показатели потерь и электроэнергетика не сможет перейти к реинжинирингу ИТ - так считает ИТ-руководство федеральной сетевой компании “ЕЭС России”. В РАО ЕЭС нет стандартов для организации учета, есть справочники, классификаторы, но они не приняты как стандарты. Стандартизация пока затронула только предоставление ИТ-услуг и управление ими. Но работа идет, и для развития базы стандартов будут созданы центры сертификации.

Несмотря на продолжающиеся процессы реструктуризации энергетика готовится к форсированному переходу в инвестиционную фазу реформ. Потребности в электроэнергии стимулируют общество вкладывать в отрасль средства, не дожидаясь более устойчивого ее состояния, чтобы избежать кризисных явлений в электрообеспечении. Но инвесторам нужны от представителей энергетики встречные деловые предложения, поясняющие, на что конкретно будут потрачены вкладываемые средства, как они будут окупаться, каким образом можно контролировать их использование. В энергетике сложилась благоприятная ситуация для ИТ, способствующая росту их значимости. Ведь информационные технологии благодаря своим инновационным возможностям способны предоставить необходимые инвесторам механизмы и инструменты контроля вложений, показать руководству, куда и сколько нужно вкладывать. Как только энергетические предприятия будут в состоянии отвечать на подобные вопросы в соответствии с законами рынка, деньги начнут поступать. Бизнес к такому повороту событий готов. Заявления об этом прозвучали также из уст первых лиц государства.

Реформа разделила энергопредприятия на генерирующие, сетевые и сбытовые, в каждом из них объект бизнеса видится по-разному, но по существу дела он остался единым, это - энергетика страны.

Версия для печати