КОЛОНКА ОБОЗРЕВАТЕЛЯ
Пару-тройку лет назад российские поисковые системы на запрос "ИТ-менеджер" выдавали две-три тысячи сайтов. Сегодня число их возросло на один-два порядка, а пользователи даже в жаркое летнее время интересуются этим словосочетанием по сто тысяч раз в месяц. Однако стихийный спрос удовлетворен пока слабо - например, высшая школа формально не предлагает обучение подобной несуществующей (!) специальности. Причин такого разрыва несколько.
Буквально в последние два-три года наконец-то свершился переход в обучении информатике от "объясняю мелом на доске" к "показываю на компьютере". Школы, техникумы, вузы получили достаточное количество ПК, преподаватели этому крайне рады, и студенты уже не только учат теорию по книжкам, но и получают реальные компьютерные навыки. Люди на собственном опыте понимают, что информационные технологии - это совсем не так сложно, как кажется, а в результате лавинообразно увеличивается интерес к ИТ-профессиям. Многие желают одновременно получить техническую специальность и сделать хорошую карьеру, но пока смутно представляют конкретные варианты трудоустройства. По оценкам российских кадровых агентств, профессия ИТ-менеджера (в первую очередь, конечно, CIO) станет, пожалуй, первой в списке профессий отечественных топ-менеджеров, чей годовой доход перевалит за 100 тыс. долл. Соответствующий интерес и выражается в поисковых запросах, сочетающих слова "ИТ" и "менеджер". Интересно, что "на ИТ-менеджера" пока не готовят и в западных университетах. По крайней мере, единой стандартной программы подготовки подобных специалистов там нет.
Грамотный CIO нередко становится наиболее реальным кандидатом на место генерального директора |
Само понятие "ИТ-менеджер" очень расплывчато, под ним понимают и CIO, и ИТ-директора или зам. генерального по ИТ, и начальника ИТ-отдела, и руководителя проекта, и программиста, и системного администратора, и вообще мастера на все руки ("аникейщика" all-in-one). В советское время существовала должность "начальник машины" (ЕС ЭВМ действительно заслуживали начальника, и не одного). Возможно, и сегодня кто-то под ИТ-менеджером подразумевает начальника ПК, ноутбука или смартфона... Кадровики и директора компаний, напрямую не связанных с ИТ, пока слабо разбираются в неустоявшейся терминологии. Они, как правило, делят всех кандидатов на две большие группы: программисты (рядовые операторы, системные администраторы, проектировщики и собственно разработчики ПО) и ИТ-менеджеры (начальники программистов). Выполнить еще один достаточно очевидный шаг в отборе кандидатов способны подчас лишь кадровые отделы крупных компаний и единичные агентства, а уж точно подобрать на нужную позицию грамотного специалиста с подходящими знаниями практически нереально - тем более что спрос значительно превышает предложение. Поэтому руководитель, нуждающийся в специалисте по автоматизации, не будет изучать официальные списки специальностей и выяснять правильное название наподобие "инженера по автоматизации бизнес-процессов" или аббревиатуры CIO, а попытается нанять универсального ИТ-менеджера.
Если же корпоративный профиль подразумевает масштабные ИТ-проекты, которые всегда сложны и неоднозначны, то удается более-менее быстро подобрать лишь кодировщиков. Для алгоритмической постановки задач требуются сотрудники с хорошо развитым абстрактным мышлением, понимающие при этом конкретную предметную область автоматизации. Но вузовские преподаватели жалуются, что абстрактная форма мышления и способность взглянуть на проблему с разных сторон у сегодняшних студентов практически отсутствует, поэтому подобные специалисты ценятся все выше, а отыскиваются все реже.
Особенность профессии ИТ-менеджера еще и в том, что ИТ быстро меняются - в отличие от множества других технологий, которые успешно преподаются по учебникам 30-50-летней давности. ИТ-менеджеру не обойтись без приличного багажа специальных знаний и способности к быстрому и самостоятельному изучению новых веяний. Так, руководителю проекта автоматизации в дополнение к умению внедрить КИС необходимо знание концепций ERP. А вот человек, хорошо владеющий организацией бизнес-процессов, далеко не всегда разбирается в тонкостях автоматизации. В результате грамотный CIO из всего перечня топ-менеджеров в компании нередко становится наиболее реальным кандидатом на место генерального директора, что приводит к еще большей нехватке CIO.
Нередко высокому карьерному росту способствует и такое важное качество ИТ-менеджера, как способность переживать неудачи. Внедрение ИТ-систем во всем мире часто заканчивается перерасходом бюджета и нарушением сроков, а то и полным провалом, а классические управленцы обычно не понимают специфических сложностей ИТ-проектов. Поэтому ИТ-менеджеру приходится действовать в постоянных стрессовых условиях и не всегда при полной поддержке руководства. Несмотря на многолетние обсуждения в прессе вопросов отдачи от КИС, проекты автоматизации традиционно считаются расходными. Выгоды от проекта автоматизации во многих случаях вторичны и далеко не всегда проявляются сразу, сказываясь спустя длительное время. По оценкам CIO Insight (cioinsight.com, исследовательское подразделение Ziff-Davis), сегодня лишь 60% компаний пытаются оценить прямую отдачу от ИТ, а 62% руководителей относятся к такой возможности скептически. Но при этом 59% руководителей полагают, что ИТ вносят в общую продуктивность компании более 10%, и лишь 8% считают, что ИТ не дают заметного эффекта.
Согласно опросу американских CIO, проведенному eWeek, средняя доля корпоративных расходов на ИТ в обороте в 2005 г. составила 2%, впервые превысив уровень 1997 г., когда, кстати, рост ИТ-бюджета во многом был связан с проблемой Y2K. Можно предположить, что стихийное стремление к "специализации" по ИТ-менеджменту, дополненное корпоративными потребностями в управлении внушительными ИТ-бюджетами, не останется незамеченным на государственном уровне, и в ближайшие годы ИТ-менеджер станет официальной вузовской специальностью. О ее очевидной, привычной, и оттого все реже замечаемой важности свидетельствует простой эксперимент. Представим на миг, что в организации вдруг исчезли компьютеры (все вместе или некоторые группы). Как тогда будет развиваться основной бизнес и проживет ли он хотя бы один день? Несложно определить корпоративные потери от такого исчезновения, выявить приостановленные процессы, которые наиболее серьезно повлияют на итоговый ущерб, и взяться за совершенствование автоматизации именно этих процессов. Подобный прием нередко приносит почти мгновенные выгоды, а также служит хорошим доводом в пользу важности ИТ-менеджмента.
С автором можно связаться по адресу: sbo@pcweek.ru.