ПРОЕКТЫ

Многие ИТ-вендоры хотели бы работать с Газпромом, но, по разным причинам, не у всех это получается. Сотрудничество же представительства SAP в странах СНГ и Балтии (www.sap.com/cis) с российским монополистом на газовом рынке развивается довольно успешно - продукты этой компании работают в центральном аппарате Газпрома, на дочерних предприятиях реализованы проекты по управлению процессами добычи газа (Уренгойгазпром, Оренбурггазпром, Ноябрьскнефтегаз), его транспортировки (Тюментрансгаз, Сургутгазпром, Лентрансгаз, Севергазпром, Уралтрансгаз, Югтрансгаз) и переработки (Сургутгазпром, Оренбурггазпром, Севергазпром, Омский НПЗ) на основе решений SAP. Теперь к этому списку добавилась компания "Ямбурггаздобыча" (ЯГД) - крупнейшее газодобывающее предприятие в системе Газпрома (40% от общей добычи газа, 15% разведанных запасов газа в России). Представители "Ямбурггаздобычи", компаний IBS (www.ibs.ru) и SAP CIS объявили о завершении двух проектов по внедрению систем SAP R/3 (декабрь 2002-го - апрель 2005 г.) и SAP BW (май 2005-го - февраль 2006 г.).

Георгий Нафанаилиди:

“В результате внедрения системы

удалось добиться существенного

экономического эффекта за

счет оптимизации затрат”

На момент принятия решения о построении новой информационной управляющей системы (ИУС), автоматизирующей финансово-хозяйственную сферу ЯГД, как рассказал начальник управления ИТ компании Георгий Нафанаилиди, на предприятии имела место лоскутная автоматизация отдельных учетных функций. В ИС компании работало более 80 различных морально устаревших, не интегрированных между собой СУБД и программ собственной разработки, 13 филиалов использовали разные методики учета и подготовки отчетности, отсутствовала формализация бизнес-процессов, локальные сети передачи данных были слабо развиты.

Проект по реорганизации бизнес-процессов и созданию ИУС выполнялся совместной командой, состоящей из сотрудников ЯГД и консультантов IBS, которые приступили к работе на предприятии в январе 2003 г. Специалисты IBS провели обследование и формализацию управленческих процедур в компании (что и было впоследствии зафиксировано в настройках и доработках программного продукта SAP R/3), создали концептуальную модель, ставшую основой будущей ИУС. Новую систему запустили в промышленную эксплуатацию в январе 2005 г., а в апреле с ее помощью уже подготовили первый квартальный отчет.

В рамках проекта были стандартизированы бизнес-процессы во всех филиалах компании, автоматизировано ведение бухгалтерского и налогового учета, учета затрат, управление материальными потоками (закупки и запасы), управление сбытом и анализ продаж. Автоматизацией в ИУС охвачена деятельность аппарата управления компании и всех 13 филиалов (характерной особенностью старта системы был ее одновременный запуск во всех филиалах), количество пользователей системы - более 700 человек, объем ежемесячно регистрируемых данных в системе - порядка 500 тыс. документов по бухгалтерскому и 400 тыс. по управленческому учету. Реализовано свыше 100 функций ведения регистрации, учета и контроля финансово-хозяйственной деятельности, автоматизировано формирование основных отчетных форм, произведена интеграция с другими программными продуктами ("Кадры", "Зарплата", "Банк-Клиент", "Путевые листы", "Авиаперевозки" и др.).

Основными целями второго проекта в рамках построения ИУС - автоматизации выпуска отчетности на базе SAP BW, реализация которого началась в мае 2005 г., - стали обеспечение прозрачности процесса подготовки отчетов и снижение объема ручного труда. На начальном этапе проекта были разработаны и формализованы алгоритмы формирования отчетности. В результате в ноябре был сформирован отчет на базе SAP BW за три квартала 2005 г., а в феврале - годовой.

В новой ИУС, как отметил г-н Нафанаилиди, созданы единые справочники нормативной информации, в компании прекращена эксплуатация около 40 программных продуктов, чьи функции теперь выполняют соответствующие модули SAP R/3.

Говоря о дальнейшем строительстве информационной системы ЯГД, начальник ИТ-департамента компании отметил, что SAP R/3 и система корпоративной отчетности на базе SAP BW легли в основу дальнейшего совершенствования управления компанией. На базе SAP R/3 в перспективе возможна реализация разрабатываемых Газпромом "Методических рекомендаций по планированию и калькулированию себестоимости добычи газа" (основная цель рекомендаций - экономически обоснованное определение затрат на добычу запланированного объема газа и газового конденсата и его реализацию дочерней компанией). После выработки соответствующей методологии возможно создание автоматизированной системы финансово-экономического планирования (бюджетирования), позволяющей автоматически формировать отчетность по исполнению бюджетов в SAP R/3 и SAP BW, а планирование вести средствами SAP BW/SEM.

В целом программа построения новой ИУС, в рамках которой реализованы оба проекта, рассчитана на несколько лет. В этот период намечено, в частности, создание системы управления имуществом, автоматизация учета и согласования договоров, реализация оперативного управления финансами, технического обслуживания и ремонта оборудования, системы ключевых показателей эффективности деятельности компании, а также разработка и внедрение системы управления персоналом и расчета заработной платы.

На вопрос, в какую сумму обошлись ЯГД проект внедрения SAP R/3 и SAP BW, его участники не ответили (ссылка на нормы корпоративной этики, которые нарушаются опубликованием сумм контрактов, стала почти традицией), но ожидаемый срок окупаемости проекта, как было заявлено, - 2008 г. Также было сказано, что "в результате внедрения системы удалось добиться существенного экономического эффекта за счет оптимизации затрат", а именно - снижена дебиторская задолженность и объем складских запасов (на 103,3 млн. руб.), сократились трудозатраты (на 21,2 млн. руб.), уменьшились расходы на сопровождение программных продуктов (на 21 млн. руб.), оптимизирована численность персонала (7,7 млн. руб.). Кроме того, существенно сокращены сроки закрытия отчетного периода, получен более качественный, детальный и точный учет затрат, снижена вероятность допущения ошибок при формировании отчетности, уменьшен бумажный документооборот.

Версия для печати