ИНТЕРВЬЮ
Одна из главных проблем ИТ-подразделения любой компании - ограниченность бюджета. В богатой нефтегазовой отрасли, казалось бы, она должна отойти на второй план, но и масштаб ИТ-задач здесь тоже внушительный. Своим опытом и взглядом на отдельные проблемы внедрения ИТ в компании, имеющей сложную структуру, с корреспондентом PC Week/RE Алексеем Ворониным поделился начальник управления информационных технологий ОАО "Белкамнефть" Рашит Гараев.
Рашит Гараев
PC Week: В чем, с вашей точки зрения, проявляется специфика использования информационных технологий в нефтегазовой отрасли?
Рашит Гараев: Сложно судить об отрасли в целом. Все-таки ОАО "Белкамнефть" - сравнительно молодая компания. В следующем году нам будет только десять лет. Но по своему опыту могу сказать: где бы я ни работал (а до "Белкамнефти" это были вуз, малое предприятие и фирма среднего размера), везде мне приходилось организовывать вычислительные центры, автоматизированные рабочие места, отделы АСУ и серверные подразделения, а также проектировать и строить коммуникации. Так что особой специфики автоматизации в ОАО "Белкамнефть" по сравнению с предыдущими, не связанными с нефтегазовой отраслью компаниями, я не вижу, если, конечно, не принимать в расчет масштабы предприятия и его финансовые возможности. Чем крупнее организация, тем меньше финансовых ограничений при выборе и внедрении того или иного технического решения, хотя и тут, разумеется, приходится соблюдать принципы здравого смысла и разумной достаточности вложенных средств. На мой взгляд, если сравнить крупное нефтегазовое предприятие и, скажем, сеть крупных супермаркетов, то специфика работы их ИТ-подразделений во многом окажется схожей, хотя конкретные задачи будут разными. В нефтяной компании упор делается на учет технологических показателей, прямо влияющих на нефтедобычу (читай: на прибыль, рентабельность и т. п.), а в сети супермаркетов, наверное, больше внимания следует уделять таким системам, как CRM и др. Конкретные проекты, важные в тактическом плане, у каждой компании, конечно, всегда особые.
PC Week: Но ведь для нефтегазовой отрасли создаются свои, специализированные решения...
Р. Г.: Да, такие есть. Они помогают вести учет добываемой нефти и газа, а также обслуживать свойственные добывающей отрасли технологические процессы. Любые другие информационные системы, инсталлируемые у нас, применяются (или могут быть применены) и на предприятиях других отраслей. Возьмем, например, средства учета потребления электроэнергии. Они очень важны для "нефтянки", но не менее актуальны и в машиностроении, а тем более в металлургии. Впрочем, здесь есть некоторые особенности: нефтегазовой компании необходим учет потребленной электроэнергии на местах. Отдельные месторождения могут разделять сотни километров, а значит, возникает интересная задача организации территориальной системы сбора информации с неохраняемых площадок, на которых обслуживающий персонал появляется периодически. Причем, учтите, это не сотрудники департамента информационных технологий. Но схожие проблемы, я думаю, возникают везде.
Если говорить конкретно о "Белкамнефти", то у нас учет нефтедобычи организован на решениях компании "ГИС-АСУпроект" (www.ois.ru, г. Нижневартовск. - Прим. ред.). Функциональность такого рода ПО определяется исходя из его предназначения: оно должно доводить до пользователя любую важную информацию об объекте контроля или управления. При добыче нефти - о пусках и остановках механизмов, уровнях напряжений и токов в контрольных точках, показаниях тензометрических датчиков, а кроме того, сведения о произведенных ремонтных работах и замене оборудования, информацию о скважине, трубопроводах, линиях электропередачи. Если какой-либо функциональности не хватает, встает задача ее реализации в рамках либо данного, либо другого ПО. Причем есть и прямо противоположная проблема избыточной или неправильно настроенной функциональности. Например, подробную информацию о скважине целесообразно хранить не в системе учета добычи нефти, а в специализированной геологической информационной системе. С этой точки зрения иногда удивляет стремление разработчиков включать в свои программные продукты несвойственные функции, например в системы учета ремонта нефтепроводов внедряются элементы геоинформационных систем. На мой взгляд, правильнее было бы эту задачу переложить на специализированную систему, реализовав возможность отслеживания всей картографической информации по всем проектам в одном месте. Хотя я не исключаю, что такой своеобразный подход разработчиков к функционалу системы основан на пожеланиях предыдущих клиентов. Кстати, мы часто критикуем самописные решения, из которых нередко шьется "лоскутное одеяло автоматизации", но ведь исторически любое специализированное ПО, сегодня распространяемое независимыми фирмами, когда-то вышло из подобного "одеяла" некой компании, первой рискнувшей решить задачу автоматизации того или иного производственного участка. Эти корни, как мне кажется, очень часто мешают полноценно развивать функциональность разрабатываемого ПО.
PC Week: Какие каналы вы используете для связи с территориально распределенными региональными подразделениями компании?
Р. Г.: Региональные подразделения ОАО "Белкамнефть" разбросаны по всей Удмуртии - от южных границ республики (устье реки Белой) до самых северных (истоки Камы). Конечно, основная масса пользователей информационных ресурсов базируется в Ижевске и крупных районных центрах, но без связи с удаленными точками, где тоже работают люди, теряется эффективность функционирования нефтяной компании. Поэтому мы широко используем ресурсы местных телекоммуникационных операторов, а также других нефтедобывающих и нефтепроводных предприятий, работающих в Удмуртии. Задействованы и свои собственные магистральные каналы, решения "последней мили". В целом существующая в компании коммуникационная сеть гетерогенна по своей структуре, в ней используются различные технологии: радиорелейная связь, оптоволоконные и медные линии, Wi-Fi. При этом основные каналы связи, поставляющие информацию главным ее потребителям (производственным службам, геологам), как правило, дублируются резервными.
PC Week: Часто автоматизация бизнес-процессов начинается с внедрения бухгалтерской системы. Какая используется в вашей компании? Устраивает ли она по своей функциональности и производительности?
Р. Г.: До настоящего времени использовалась программа ИНФИН. С точки зрения основного заказчика (бухгалтерской службы) и требований органов государственного налогового учета она вполне устраивает нас и по своей функциональности, и по производительности. Но у руководства и топ-менеджеров компании другие требования к системе, поэтому с июля 2006 г. у нас начался этап промышленной эксплуатации ERP-системы SAP R/3. Решение о ее внедрении было принято в первую очередь с учетом позиции руководства ОАО "Белкамнефть" (а также ОАО НК "Русснефть" - материнской компании) в области информационных технологий.
PC Week: Как вы подходите к выбору поставщика ИТ-решения и выстраиваете с ним отношения, чтобы вопросы, возникающие на стадии внедрения и сопровождения информационного продукта, решались цивилизованно и оперативно?
Р. Г.: При выборе поставщика услуг или оборудования мы ставим во главу угла безусловное выполнение поставленной задачи при минимальных затратах со стороны компании. При этом под затратами понимаются любые из трех основных ресурсов - люди, деньги, время. Для цивилизованного и оперативного решения проблем, возникающих на какой бы то ни было стадии проекта, стараемся привлекать подрядчиков, имеющих опыт работы на данном конкретном направлении, способных нести материальную и финансовую ответственность в случае неудачи проекта и по возможности обладающих достаточными ресурсами для срочного выполнения большого объема заказов. Как правило, этим требованиям отвечают компании, успешно работающие на рынке без перерыва последние 8-10 лет. Это не относится к "карманным" (хотя и юридически независимым) подразделениям некоторых крупных структур, желающих расширить свой бизнес за счет новых заказов, - при первой же неудаче им либо прощаются долги, либо начинается этап "нецивилизованных взаимоотношений".
PC Week: Практикуется ли на вашем предприятии ИТ-аутсорсинг? Как выстраиваются отношения с поставщиками ИТ-сервисов?
Р. Г.: Без аутсорсинга сегодня нельзя никак. Можно сказать, что на нем держится практически вся работа ИТ-подразделения, в частности ремонт и поддержка копировального оборудования, проектные работы, обслуживание как арендованных, так и собственных каналов связи, внедрение новых систем (таких, как SAP R/3, "БОСС-Кадровик"). Бывает, правда, что некоторые виды работ мы, наоборот, передаем с аутсорсинга под ответственность собственной сервисной службы. Например, часть финансового учета в рамках "лоскутной автоматизации" была реализована в системе "1С:Предприятие". Финансовые подразделения компании постоянно требовали доработок этой части, которые выполнялись сопровождавшей систему внешней организацией. Когда стало понятно, что процесс доработки будет постоянным, решили подключить собственные трудовые ресурсы.
Что касается отношений с поставщиком услуг при аутсорсинге, то они регулируются в соответствии с общепринятой практикой - на основании договора, в рамках которого и решаются возникающие проблемы. При этом, конечно, важен правильный выбор поставщика, а также тщательная предварительная преддоговорная работа.
PC Week: Каким вам видится развитие ситуации в плане использования информационных технологий на предприятиях нефтегазовой отрасли? Какие программные продукты, по вашему мнению, будут наиболее востребованы отраслью в ближайшие годы?
Р. Г.: Делать прогнозы - неблагодарное занятие, но, на мой взгляд, будущее - за центрами обработки информации, когда пользователи находятся на рабочих местах любой степени удаленности от такого центра, ничего не зная о его конкретном местонахождении и даже, возможно, не подозревая о его существовании. В качестве центра, кстати, могут и должны выступать распределенные вычислительные ресурсы, т. е. большая роль отводится коммуникациям. Все это уже реалии сегодняшнего дня, осталось только правильно их использовать. Что касается востребованной функциональности продуктов, то она всегда определяется заказчиком и непосредственным пользователем, а ни в коем случае не ИТ-специалистами. Сегодня востребованы продукты, легко адаптируемые под многочисленные (и, увы, не всегда поддающиеся логическому осмыслению на местах) запросы от различных головных и контролирующих подразделений. Если пользователь может предоставить соответствующую информацию в запросивший ее орган на базе исходных документов, то он с радостью возьмет на вооружение продукт, автоматизирующий рутинную работу и поэтому выполняющий ее на порядок быстрее, чем вручную.
PC Week: В чем, с вашей точки зрения, заключаются особенности управления ИТ-службами в сравнении с другими подразделениями предприятия нефтегазовой отрасли?
Р. Г.: Я бы сказал, что управление ИТ-подразделением все чаще становится сродни управлению обычным структурным подразделением компании. В обоих случаях обязанности руководителя сводятся к тому, чтобы обеспечить решение стоящих перед подразделением задач в рамках выделенных ему людских и финансовых ресурсов. Никакой специфики ИТ в этом нет. Тем не менее руководителю ИТ-отдела нужно уметь предвидеть новые, перспективные решения, вовремя представлять их руководству компании (владельцам), добиваться их реализации - это очень важно. Но нужно также понимать, что внедрение ИТ в нефтегазовой отрасли даже в том случае, если достигаются все намеченные цели, не дает такого экономического эффекта, какой достигается за счет оптимизации используемых предприятием финансовых и юридических схем, а тем более за счет роста мировых цен на энергоресурсы.
PC Week: Спасибо за беседу.