ТЕЛЕКОМ

Бизнесмены, военные и профессиональные революционеры во все времена прекрасно понимали, что контролирующие связь владеют ситуацией. Сегодня услуги телефонной связи предоставляют десятки крупных телефонных сетей в различных городах России. Однако будущее всей отрасли фиксированной связи в нашей стране пока под вопросом.

Рынок в ожидании перемен

Отечественный рынок городских телефонных сетей весьма стабилен - основная часть их доходов пока зависит от типовой абонентской платы, которая устанавливается государством. Объем рынка местной телефонной связи без учета междугородних звонков за I квартал 2006 г. составил 940 млн. долл., причем на частных абонентов (из 142 млн. жителей России фиксированной связью охвачено 60%) приходится около 30% этой суммы - они принесли операторам 310 млн. долл., тогда как корпоративный сектор - 630 млн. долл. (всего в России около 1 млн. действующих юридических лиц, более 90% из них находятся в городах, в среднем каждое имеет пять телефонных линий и платит около 30-35 долл. в месяц за линию). Однако строить прогнозы на конец года пока сложно. Несмотря на то что средний рост рынка в экономически активных городах составляет от 10 до 15% в год, неизвестно, как обернется дело с перераспределением доходов сотовых и фиксированных операторов в связи с введением принципа "платит звонящий". Бесспорно, часть выручки мобильных операторов "перетечет" в фиксированную связь. По расчетам аналитиков и самих сотовых компаний, они потеряют около 10% своих доходов, т. е. чисто теоретически ГТС по всей России должны получить 300 млн. долл. дополнительных доходов в квартал. Однако вполне возможен сценарий, когда после получения первых счетов частные абоненты предпочтут звонить с мобильного на мобильный.

Обход кабельных трасс в коммуникационном

коллекторе, глубина 5 м от поверхности земли,

длина коллектора - 40 м, постройка 60-х годов

Основная проблема отрасли - близкий к критическому износ оборудования в городских телефонных сетях по всей стране. В регионах, как правило, пока работают декадно-пошаговые АТС, которые монтировались в 70-80-х годах прошлого столетия. Поэтому, как отмечает директор по маркетингу телекоммуникационной компании "Караван" Андрей Цуманов, "техническое состояние большинства городских телефонных сетей оставляет желать лучшего - оборудование и кабельная инфраструктура не менялись с момента установки, квалифицированного инженерного состава практически нет". Соответственно и перечень услуг, которые предоставляются пользователям, за прошедшие несколько десятилетий практически не изменился. Любая городская сеть может зарабатывать лишь на нескольких основных сервисах. Главный источник дохода - это абонентская плата или плата за трафик при поминутной тарификации, плата за услуги зоновой связи (звонки в другие города и районы области, звонки на сотовые). Помогают и отчисления Ростелекома (а в будущем и альтернативных операторов дальней связи) за инициирование, пропуск и терминацию трафика дальней связи, есть и агентские платежи Ростелекома за работу с абонентами дальней связи. Но здесь добиться какого-то принципиального роста оператору трудно - у него свобода маневра крайне небольшая.

Дополнительными источниками поступлений могут стать такие услуги, как dial-up, ADSL, выделенные подключения для корпоративных клиентов, аренда каналов. В ряде регионов эти услуги, по данным аналитиков J’son & Partners, дают уже 15% от общего объема доходов. А вот услуги кабельного ТВ, несмотря на их потенциальную перспективность, пока составляют малую часть доходов ГТС. Компании не горят желанием инвестировать деньги в кабельную инфраструктуру, да и с контентом возникают сложности - телеканалов собственного производства нет, остается только "загонять в кабель" трансляцию со спутника, но здесь конкурентами являются организации, для которых это профильный бизнес, к примеру "НТВ Плюс", "Космос ТВ" и т. д.

В этой связи один из ключевых показателей успешности работы сети - даже не количество абонентов, которое во многом определялось исторически и досталось существующим ОАО в наследство после приватизации, а цифровизация сети. Если сравнивать крупных традиционных операторов, то, по данным аналитического агентства J’son & Partners, на начало нынешнего года в лидерах была компания "Уралсвязьинформ", у которой 74% сети работало в цифровом формате. Впрочем, большинство других МРК отстают совсем ненамного - у "Дальсвязи" 73%, у ЮТК, "Сибирьтелекома" и "Волгателекома" - по 67-70%. В аутсайдерах трое: "Центртелеком" (56%), "Северо-Западный Телеком" (57%) и МГТС (30%). Дело в том, что в зоне работы этих компаний, особенно в Москве и в Петербурге (где работает СЗТ), достаточно высокий уровень проникновения фиксированной связи был достигнут еще в "аналоговую" эпоху и соответственно масштаб работ по цифровизации сетей на порядок больше, чем в других регионах. Как отмечает руководитель аналитического направления компании J’son & Partners Борис Овчинников, единственная крупная полностью цифровая сеть находится в Казани. Среди средних и малых городов 100%-ная цифровизация реализуется быстрее, благо там проблема заключается в замене одной-двух аналоговых АТС. А вот для больших сетей процесс "перевода на новые рельсы" достаточно дорог и растянут во времени - протяженность кабельных трасс, подлежащих замене, весьма значительна.

Будущее столичной связи

В настоящее время крупнейшей в России является городская телефонная сеть Москвы (МГТС) - она предоставляет услуги связи в Москве более чем 4,3 млн. абонентов, в сети действует 525 телефонных станций. На ее примере можно обозначить перспективы, на которые в ближайшем будущем могут ориентироваться и региональные сети.

Декадно-пошаговая АТС . Примерно такие

станции работают сейчас по всей России

В настоящее время в МГТС выделено пять приоритетных направлений развития. Первое - сотрудничество с операторами, предоставляющими широкополосный доступ для конечных пользователей. Как отмечает Татьяна Толмачева, аналитик фирмы IKS-Consulting, в этом направлении у МГТС отлично налажено взаимодействие с компанией "СТРИМ" - обе они входят в АФК "Система" и давно сотрудничают в области подключения квартир и офисов москвичей к Интернету по быстрым каналам. МГТС в данном случае сдает в аренду свою кабельную транспортную инфраструктуру (низкие затраты на поддержание ее работоспособности приносят высокую маржу) и, самое главное, "последнюю милю" - телефонный кабель, уже проведенный в квартиру, к которому и подключается ADSL-модем.

Второе - сопутствующие услуги. Хорошие деньги приносит продажа номерной емкости сторонним операторам связи, а также межоператорское сотрудничество. Эти проекты затеваются с "дочками", которые и были созданы специально для таких случаев, а также с аффилированными компаниями. Еще один источник доходов - поступления от звонков с фиксированных телефонов на сотовые. С 1 июля потребителям выставляются счета по новому принципу тарификации - из 1,5 руб., в которые обойдется абоненту такой звонок за каждую минуту разговора, 32 коп. уйдут МГТС - не много, но явно больше нуля, как это было раньше.

Третье - дополнительные услуги, с помощью которых компания надеется поднять средний доход от одного пользователя (ARPU). Стандартный набор услуг полностью скопирован у операторов сотовой связи, и здесь особых новшеств не найти, хотя МГТС может выиграть за счет привлекательной цены. К примеру, интересная услуга по переадресации входящих вызовов стоит всего 23 руб., трафик с городских на городские номера пока обеспечивается бесплатно, а в сотовых сетях - по цене стоимости минуты. Услуга по организации конференц-связи позволяет устроить "мини-переговорную" для трех абонентов и стоит всего 17 руб. в месяц, трафик для городских номеров - без ограничений. Цифровой АОН обойдется подороже - 54 руб. (в сотовых сетях, для сравнения, он бесплатен). Пользователи цифровых АТС имеют возможность отправить SMS на городской или мобильный номер - это им будет стоить 75 коп. или 1 руб. соответственно. Правда, для этого им потребуется современный терминал фиксированной связи стоимостью от 100 долл.

Еще один вариант для МГТС заработать дополнительные деньги, четвертый по счету, - использовать высвобождаемые площади АТС. Дело в том, что у компании есть несколько сотен старых АТС, каждая из которых занимает четыре этажа стандартной пятиэтажки. При переводе на цифровое оборудование площади, требуемые для их полноценной работы, уменьшаются в пять раз. Фактически это означает, что компания без потери качества функционирования сети получает несколько сотен объектов недвижимости в пределах МКАД. Учитывая, что цены на столичную недвижимость растут как на дрожжах, а АТС расположены по всему городу, компания могла бы выгодно продать свои активы сторонним инвесторам - их купили бы не из-за зданий, а из-за земли, на которой они расположены. Однако менеджеры решили иначе: по словам гендиректора компании "Комстар - ОТС" Семена Рабовского (компания владеет большим количеством акций МГТС и активно проводит их скупку по договорам оферты), МГТС собирается реконструировать объекты или построить новые на имеющихся площадках. В этом случае доходом придется поделиться с компаниями-застройщиками, инвесторами (в основном - специализированными банками, которые предоставят "длинные" кредитные линии) и московским правительством. Однако потенциальная выручка, которая, по оценкам представителей МГТС, составит около 1 млрд. долл. уже в ближайшие 3-5 лет (и, учитывая постоянный рост цен на столичную недвижимость, может еще увеличиться), будет все равно вполне интересной.

Модельный ряд таксофонов - скоро некоторые

из них могут переделать под хот-споты Wi-Fi

И наконец, пятое направление развития, состоит из серии специальных проектов. Во-первых, снижение значимости таксофонов компания пытается компенсировать размещением в них хот-спотов Wi-Fi для выхода в Интернет без проводов. Во-вторых, планируется активное строительство новых проводных линий для бизнес-клиентов и частных пользователей - ведь отказы от проводных линий, несмотря на постоянное повышение абонентской платы и рост проникновения сотовой связи, вряд ли возможны - большей части населения сложно полагаться только на мобильные телефоны. По мнению потребителей, связь по проводным линиям надежнее - меньше обрывов и шумов, лучше качество передачи голоса. "Согласно нашему исследованию, снижение числа пользователей фиксированными каналами связи в США и Западной Европе было обусловлено снижением количества телефонных линий у отдельных домохозяйств - вместо двух-трех проводных линий оставляли одну, остальное компенсировали сотовые терминалы", - отмечает Татьяна Толмачева.

Модель успешного заработка

Доходы и перспективы операторов ГТС по всей России во многом определяются государственным регулированием тарифа и сохранением преимущественно абонентской системы оплаты. Подобное регулирование основного бизнеса заставляет операторов обращать внимание на нерегулируемые услуги, в первую очередь это, конечно, доступ в Интернет, сначала в формате dial-up, а теперь в виде ADSL, благо телефонный кабель для этого менять нет никакой необходимости. Борис Овчинников усматривает также определенные перспективы в конвергенции фиксированной и сотовой связи, которая в основном возможна там, где у фиксированных и сотовых сетей общие владельцы, - это такие города, как Москва, Нижний Новгород, Красноярск, Иркутск, Владивосток. В простейшем виде конвергенция может выражаться в пакетировании разнородных услуг (уже практикуется "Уралсвязьинформом"), затем возможны и более сложные решения с переадресацией звонков и реализацией принципа "всегда на связи". При этом, отмечает господин Овчинников, стоит понимать, что все работы, связанные с конвергенцией, - это, безусловно, инвестиции в будущее. Но если не начать предлагать и пробовать такие услуги уже сейчас, они никогда не станут популярными.

По мнению Александра Цейтлина, технического директора компании Synterra, основными дополнительными голосовыми сервисами городских телефонных сетей могут стать справочно-информационные услуги для частных пользователей. Правда, для их развития нужен добротный выверенный контент, быстрое обслуживание и цены чуть ниже, чем у сотовых операторов. Для корпоративных клиентов дополнительными сервисами становятся такие услуги, как виртуальная АТС, конференц-связь, переадресация звонка, голосовой почтовый ящик. Правда, в этом сегменте ГТС будут противостоять альтернативные операторы, которые давно и успешно работают на корпоративном рынке.

Монтаж современной цифровой АТС - к сожалению,

полностью они заменят предыдущее

поколение станций еще не скоро

Дальнейшее развитие ГТС во многом зависит от административного ресурса каждой конкретной городской телефонной сети и его способности привлечь инвесторов. К примеру, в небольшом городе Переславле-Залесском (Ярославская область) происходит весьма активное развитие ADSL. Проект осуществляет "Рустел". Цены пока высокие, но имеют тенденцию к снижению. Оператор вкладывает средства в техническую модернизацию сети: видя, что ADSL по действующим у местной ГТС линиям нормально не работает, "Рустел" прокладывает свои. "В случае удачного стечения обстоятельств российские города могут стать яркими примерами конвергенции каналов передачи данных: корпоративные абоненты будут получать по действующим коммуникациям высококачественный широкополосный доступ в Интернет, привычную телефонию, а также выгодные междугородные тарифы, - считает Андрей Цуманов. - Появится возможность объединения офисов в единую сеть передачи данных, традиционный для городов России небогатый набор телепрограмм расширится до нескольких десятков каналов".

В этой связи возможны два варианта развития местных ГТС. Первый, по словам Александра Цейтлина, предполагает, что компании "Связьинвеста" остаются обладателями медной инфраструктуры, предоставляя к ней доступ всем желающим операторам. При этом ГТС отказываются самостоятельно развивать дополнительные сервисы и самостоятельно по ним работать с конечными абонентами. Возможно, в краткосрочной перспективе это достаточно рентабельный бизнес, но по определению он тупиковый - оставаться только "транспортным потоком" могут себе позволить сотовые операторы, рядом с которыми сформирован пул компаний, работающих с контент-услугами. В фиксированной связи такой спрос еще только предстоит создать, и без поддержки операторов сторонние компании, особенно учитывая не самое современное состояние инфраструктуры и "рыхлую" абонентскую базу, вряд ли будут готовы инвестировать создание современных справочных служб и call-центров. Второй вариант - это самостоятельное развитие: вложения в инфраструктуру, маркетинг новых услуг, качественная подготовка персонала, работа на высококонкурентном рынке. Эксперты считают, что за этим вариантом будущее.

Версия для печати