Один из самых удобных и безусловно самых быстрых способов попасть в Интернет из дома - подключение к Сети по выделенной линии. Такой сервис для индивидуальных пользователей обеспечивают домовые локальные сети, у которых в нашей стране доступные цены за услуги и большой потенциал роста.

Цифры и факты

Количество "домашних" пользователей широкополосного доступа в России неуклонно растет. Если на начало нынешнего года, по оценкам аналитического агентства J’son & Partners (www.json.ru), было зафиксировано 1,2 млн. индивидуальных выделенных каналов выхода в Интернет, то к середине 2006-го их уже должно стать 1,8 млн., а к концу - 2,4 млн. Напомним, что год назад, в конце II квартала 2005-го, количество таких абонентов составляло всего 870 тыс. человек.

Количество "домашних" пользователей широкополосного доступа в России к концу года составит 2,4 млн. человек.

В силу развитой конкуренции среди телекоммуникационных компаний, высокой концентрации платежеспособных абонентов, отсутствия больших проблем с "последней милей" и быстрого роста рынка аренды каналов в России (его объем на начало 2006 г. составил 190 млн. долл.; оценка IKS-Consulting, www.iks-consulting.ru) ведущие позиции пока занимают Москва, Санкт-Петербург, а также Ленинградская и Московская области. На конец прошлого года, по данным J’son & Partners, на их долю приходилось 76% доходов рынка "домашнего" доступа в Интернет. Однако и регионы постепенно наращивают обороты: на конец IV квартала 2006-го они завоюют уже 34% рынка, в результате чего "представительство столиц" упадет до 66% и в дальнейшем будет иметь ярко выраженную тенденцию к уменьшению. Складывающаяся ситуация очень напоминает развитие российского рынка сотовой связи: операторы начинают понимать, что не все деньги сосредоточены в пределах МКАД, и активно продвигают региональные проекты. Однако пока разрыв довольно велик. Если в среднем по стране на начало 2006 г. приходилось 2,3 домашнего широкополосного подключения на 100 домохозяйств, то в зависимости от региона цифры "скакали" весьма резво: в Москве речь шла о 18% проникновения (количество пользователей, охваченных широкополосным "домашним" доступом в Интернет, по отношению к общему числу жителей), а в регионах - в среднем только об 1%. При этом на конец 2006 г. весь рынок "домашнего" широкополосного доступа составит 350 млн. долл. (годом ранее, по уточненным данным аналитического агентства J’son & Partners, было 210 млн. долл.).

Средний доход оператора с одного пользователя "домашнего" широкополосного Интернета (ARPU) постепенно уменьшается: с $20 на начало текущего года до $18 на конец II квартала (отметим, что этот показатель существенно не меняется от региона к региону). Как отмечает Борис Овчинников, руководитель аналитического направления компании J’son & Partners, в целом по России ARPU за год падает примерно на 15-20% как из-за снижения тарифов, так и за счет "движения" рынка из Москвы в регионы и от активных опытных пользователей к малоактивным новичкам.

В скорости каналов подключения между центром и регионами пока сохраняются различия. К примеру, в Москве стандартный пользовательский пакет предложений включает 256, 512 и 1024 кбит/с; есть и двухмегабитные "безлимитки". В регионах "безлимитный" доступ - это, как правило, 64 или 128 кбит/с, притом по ценам, в несколько раз превышающим московские. По словам Бориса Овчинникова, независимо от способа тарификации (по объему трафика или по скорости) москвич за тот же сервис платит в 3-10 раз меньше, чем жители большинства других регионов. Региональные провайдеры просто наживаются на клиентах, чувствуя свое практически монопольное положение и общую неразвитость рынка. Одним из барьеров на пути распространения широкополосного доступа является цена магистрального трафика (его доставки из Москвы в региональный, а тем более районный центр) - она неоправданно завышена. "Помогают" такому положению дел неразвитость кабельной инфраструктуры и монополизм региональных операторов связи. А вот с трафиком от международных узлов в Москву все иначе: цена падает с каждым годом, чему способствует высокий уровень конкуренции и развитая инфраструктура столицы.

В качестве примера можно рассмотреть город Тверь, который находится между двумя самыми развитыми в телекоммуникационном плане регионами - Москвой и Санкт-Петербургом. В городе с 500-тысячным населением пять операторов связи - вполне типичная ситуация для многих областных центров Средней России.

Операторский центр (дочерняя компания провайдера "Теленет") и "Центртелеком-Тверь" контролируют все транспортные магистрали и телефонные колодцы, через которые можно проложить кабель для соединения нескольких домов и районов единой сетью. Эти две компании организуют подключение к Интернету конечных пользователей только при условии, что те самостоятельно объединятся в небольшие "ячейки" из 5-10 (не меньше) человек на каждый дом. У провайдеров подключенные микрорайоны разбиты на отдельные сегменты локальной сети, между которыми организованы весьма слабые каналы для передачи внутригородского трафика. Оплата с индивидуальных пользователей взимается как за передачу данных между такими сегментами (около рубля за мегабайт) внутри локальной сети каждого провайдера, так и за доступ в Интернет (от 8 до 11 центов за 1 Мб данных).

Основной технологией широкополосного подключения российских пользователей к Интернету остается Ethernet. Но ситуация может измениться в середине следующего года.

СФТ ("экс-модемный" провайдер, сейчас преимущественно развивающий проекты домашних сетей) и "АнНет" прокладывают каналы для домашних сетей по крышам домов, охватывая таким образом по четыре-пять городских кварталов вокруг своих головных контор. Внутренних сегментов в сетях этих провайдеров нет, локальный трафик - бесплатный (с его помощью можно получить некоторое количество фильмов, музыки, обменяться данными с другими пользователями, поиграть в сетевые игры), но есть жесткие ограничения по скорости, а стоимость доступа в Интернет составляет 7-8 центов за мегабайт.

Провайдер Homelan (проект "Ратмир-Телеком") соединяет домашние сети посредством радиоканалов: одна точка присутствия стоит от $600, мегабайт трафика - от 12 центов.

В городе серьезные инфраструктурные проблемы с прокладкой "последней мили" и с подключением к магистральным каналам, немало и административных препон. В итоге - нет возможности снижать цены на подключение и трафик.

По всей России основной технологией для подключения остается Ethernet. На его долю, по данным J’son & Partners, приходится примерно половина рынка "домашнего" широкополосного доступа. За ним следует ADSL, потом - телевизионные кабельные сети. Но к середине следующего года ситуация может измениться: ADSL-операторы за счет более широкого покрытия и массивного маркетинга сейчас наращивают свою долю, и не исключено, что к III кварталу 2007-го показатели Ethernet и ADSL сравняются. А вот с оттоком пользователей технологии dial-up не все так просто. Конечно, домовые сети отбирают часть рынка у провайдеров, предоставляющих коммутируемый доступ в Интернет. Однако в регионах, по наблюдениям J’son & Partners, часто сочетаются обе технологии: днем используется кабельное подключение, а dial-up задействуется на дешевых ночных тарифах для закачки "тяжелого" контента. Такие тарифные планы местные операторы применяют для того, чтобы удержать долю рынка, - они в состоянии с часу ночи до восьми утра предлагать dial-up совершенно бесплатно.

В регионах крупнейшими провайдерами, по версии J’son & Partners, являются межрегиональные компании "Связьинвеста" (ЮТК, "Дальсвязь", "ВолгаТелеком"), которые за последние два квартала активизировали свою деятельность по развитию подобных сетей. Их успех вполне очевиден, поскольку они успели выйти на локальные рынки на ранней стадии их развития. Крупнейшими провайдерами являются также КабInet (Екатеринбург), "Дейтаком" (Великий Новгород), "Марк-ИТТ" (Ижевск). Регионами-лидерами, где широкополосный доступ преобладает или равен коммутируемому, остаются Великий Новгород, Удмуртия, Красноярский край, Свердловская, Новосибирская, Челябинская, Ростовская области и Приморье.

Изменилась ситуация с крупнейшими провайдерами в Москве. По данным аналитического агентства J’son & Partners на начало III квартала 2006 г., лидерство на московском рынке с долей около 40% сохраняет "Стрим". Определилась тройка лидеров среди кабельных провайдеров: это "Комкор-ТВ", "Корбина" и "Центел", которые сегодня в разы опережают прежних лидеров рынка домовых сетей - "Корвет-Телеком", "ТК Экзе", "Миг-Телеком" и других.

Факторы развития

Развитию домашнего широкополосного Интернета может способствовать строительство Wi-Fi-сетей в городах-миллионниках, где население платежеспособно и осведомлено о новых технологиях. В городах с населением от 200 тыс. человек такие проекты могут не пойти из-за слабой кабельной инфраструктуры и недостаточного количества потенциальных клиентов. Для домовых сетей возможно два варианта - либо ставить Wi-Fi-концентратор в квартире каждого пользователя, либо с помощью этой технологии связывать сегменты сети в зданиях, находящихся в прямой видимости.

Можно пойти дальше и объединить такие беспроводные домовые сети с коммерческими хот-спотами на основе единого пользовательского счета (к примеру, за $20-30 в месяц за безлимитный доступ). Учитывая рост количества устройств с Wi-Fi-адаптерами, подобные проекты могли бы быть популярными. Как считает Станислав Мирин, ведущий аналитик департамента консалтинга компании "РосБизнесКонсалтинг": "Беспроводной доступ в таком варианте очень перспективен и будет относительно недорог для пользователя. Если создать сеть из нескольких тысяч хот-спотов, то это может стать реальной альтернативой "Стриму". Причем пользователь не привязывается к определенному номеру или узлу доступа своего провайдера, а может перемещаться со своим ноутбуком в пределах города".

Прямое хищение трафика обещает стать бессмысленным. А вот на его "пожирание" по причине заражения вредоносными программами пользователям обязательно стоит обратить внимание.

Реализация подобных сервисов под силу двум операторам на столичном рынке: компании "Комстар - Объединенные Телесистемы" (которая осуществляет программу строительства хот-спотов в виде публичных точек доступа с 2005 г.; в настоящее время действует 93 публичных хот-спота по Москве и области, из них 16 бесплатных), и фирме "Голден Телеком" (в нынешнем марте она объявила о планах создания крупнейшей в Москве сети беспроводного Wi-Fi-доступа в Интернет, которая будет состоять из 5 тыс. хот-спотов. Проект только начался, данных о конкретных инсталляциях пока нет).

Скорее всего развитие подобных проектов пока возможно только в премиум-сегменте домашних широкополосных подключений. Как отмечают эксперты из компании "Комстар - Объединенные Телесистемы", монтирующие такие точки в частных домовладениях на Рублевском шоссе в Подмосковье, пока Wi-Fi идет в качестве дополнительной услуги: подводя скоростной канал связи к своему коттеджу либо элитному дому, пользователи чаще всего не хотят иметь дела с проводами. Например, пресс-секретарь ОАО "Комстар - Объединенные Телесистемы" Юлия Ясиновская отмечает: "Максимум, что соединяется с сетью Интернет по кабелю, - один-два настольных компьютера. После этого ставится Wi-Fi-концентратор, к которому могут подключаться ноутбуки или карманные компьютеры, благо все современные модели имеют адаптеры беспроводной связи".

Не секрет, что технология развивается благодаря приложениям, позволяющим использовать ее возможности наилучшим образом. Аналогичная ситуация сложилась и с широкополосным доступом: простым интернет-серфингом и текстовыми чатами пользователя уже не заинтересовать. На первый план выходят сервисы, которым нужна емкость канала и гарантированная скорость. По сути, происходит увеличение трафика за счет внедрения полезных приложений. Одним из таких сервисов является передача видеосигнала через компьютерные сети - "видео по запросу", трансляция телевизионных каналов через Интернет или видеозвонки от пользователя к пользователю с помощью коммуникационных программ типа Skype, Live Messenger и т. д. Домашний компьютер (80% широкополосных соединений устанавливается в домах) становится центром "цифрового образа жизни". Если операторы широкополосного доступа в России будут стимулировать спрос на видеосвязь рыночными мерами (к примеру, продавать соответствующее оборудование с существенной скидкой), это поможет увеличить спрос на скоростные безлимитные каналы.

Проекты социального значения

Домашние широкополосные каналы связи - это не только традиционный доступ в Интернет. В мегаполисах проводятся пилотные проекты, расширяющие прикладные возможности таких бизнес-структур. Во-первых, это организация систем видеонаблюдения. Если в Великобритании и США видеокамерами в школах никого не удивить, то отечественные учебные заведения подходят к данному вопросу осторожно и избирательно. Об установке в каждом классе веб-камер с прямой интернет-трансляцией, как у заокеанских коллег, речь пока не идет - камеры устанавливаются только для контроля периметра и главного входа. Изображение через домовые сети передается в опорные пункты милиции. Правда, подобных проектов пока единицы, похвастаться новинкой могут всего несколько элитных гимназий и школ с влиятельными спонсорами.

Получают распространение системы видеонаблюдения за придомовыми территориями, парковками и детскими площадками. В этих случаях сетевые камеры подключаются к размещенному в близлежащем доме коммутатору и через него связываются с видеосервером района. К примеру, в Южном административном округе Москвы подъезды нескольких десятков многоквартирных домов снабжены двумя видеокамерами и двумя кнопками вызова экстренной помощи - на первом этаже и в кабине лифта.

Домовые сети используются как надежный транспорт для дистанционного сбора информации об охраняемых объектах. Через них подключаются датчики проникновения на запорах дверей и на окнах, датчики температуры и дыма в помещениях. В идеале можно собирать и другие данные. Скажем, в дистанционном режиме измерять давление в водопроводных трубах и получать информацию о количестве потребляемых ресурсов в каждом здании (воды, газа, электричества, тепла). Но это потребует серьезных инвестиций в проекты "интеллектуальных зданий". Кстати, именно в таких зданиях, к которым обычно относят офисные комплексы и помещения государственных учреждений, подобные системы уже существуют (речь идет, например, об административных зданиях "ЛукОЙЛа", "Газпрома", Сбербанка, компании КРОК, об офисных помещениях "Царев Сад", Boulevard Ring Office Building на Чистопрудном бульваре в Москве и т. п.). А вот о домовых сетях в муниципальных школах, детских садах и поликлиниках остается только мечтать. При довольно простой реализации подобные проекты, к сожалению, не входят в список приоритетных.

Доля легального контента в домашних сетях ничтожно мала, и нет никаких реально действующих механизмов изменения этой ситуации.

Домовые сети могут обеспечивать каналы в Интернет для организаций - учебных заведений, небольших компаний, локальных технопарков. Для таких клиентов на базе домовых сетей можно организовать виртуальные корпоративные сети или построить системы видеоконференции для районных и окружных управ. Правда, для этого понадобится специальное оборудование - видеокамеры, плазменные панели и видеосерверы, которые сделают передачу надежной, а процесс организации видеоконференции интуитивно понятным. В условиях пробок на улицах будет быстрее провести совещание по видеосвязи (с использованием гарантированных и скоростных каналов локальных сетей), чем собирать участников в кабинете.

Контент-составляющие

Тот факт, что у большинства пользователей скорость доступа в Интернет на порядок меньше, чем к локальным ресурсам провайдера, способствует концентрации разнообразного контента и частных FTP-серверов в провайдерских локальных сетях. Основная часть пользовательского времени в режиме online тратится именно на локальные ресурсы. Чаще всего они бесплатны, хотя в некоторых домовых сетях за доступ к FTP-серверам берут месячную абонентскую плату в размере 120-200 руб.

Упорядочивание FTP-серверов происходит с помощью сети шлюзов - точек присутствия, к которым подсоединяются пользователи. Для этой цели подходят программы типа DC++ или RevConnect (используются, как правило, либо freeware-версии, либо "сломанные" коммерческие программы). С помощью такого ПО каждый пользователь может выделить на своем компьютере общие ресурсы - файлы или папки, которые могут копировать другие абоненты. В зависимости от скорости канала можно указать количество слотов для подсоединения (1 слот = 1 пользователь), по которым организуется обмен информацией.

Искать информацию можно с помощью встроенных механизмов поиска, обычно по именам файлов, поскольку текстовые описания контента приводятся редко. Данные копируются при соединении двух компьютеров напрямую, без участия концентратора, так что скорость зависит только от загрузки локальных каналов.

Численность пользователей “домашних”

широкополосных сетей в 2005 г.

и прогноз на 2008 г. (тыс. подключений)

Есть и другой вариант организации доступа к контенту. Ввиду того, что наиболее популярны, конечно, фильмы (обычно в формате MPEG4 или AVI) и музыкальные файлы (в формате MP3), для их передачи создаются центральные FTP-серверы с архивами, а также файлообменные сети. Такие сети организуются по принципу "раздачи": каждый фильм с сопроводительными материалами (описанием, скриншотами) архивируется или преобразуется в специальный архив (торрент). Все данные представлены в виде каталога, есть возможность посмотреть отзывы других пользователей и описание файлов, оставить свои комментарии. Пользователь, у которого фильм размещен на локальном диске, дает возможность всем остальным забрать его напрямую, например, с помощью программы BitComet. Как только копирование завершается, программа автоматически добавляет этого пользователя в список "раздающих". Благодаря такой организации доступа скорость загрузки одного фильма существенно повышается: программа берет его по частям у разных пользователей.

Еще один вид контента - многопользовательские сетевые игры. Провайдер обычно выделяет под них один мощный компьютер, на котором создаются виртуальные серверы, функционирующие 24 часа в сутки. Иногда такие серверы на своих компьютерах устанавливают сами пользователи. В крупных домовых сетях существуют и игровые архивы. Обычно игры загружаются туда в виде файлов, имитирующих реальные компакт-диски с дистрибутивом (так называемый iso-образ). Установить подобный софт на свой компьютер можно с помощью специальных программ (к примеру, Alcohol), которые создают виртуальный привод CD-ROM и "убеждают" операционную систему, что в нем установлен легальный компакт-диск.

Увы, доля легального контента в домашних сетях ничтожна. В них легко могут создаваться зеркала крупных литературных порталов, содержимое которых скачивается с помощью специальных программ. DVD-версии фильмов перекодируются в более компактный формат и загружаются в локальную сеть для бесконтрольного копирования. Игры взламываются и выкладываются в архивы игровых программ (SOFT-архивы) опять же для бесплатной загрузки всеми желающими, к ним добавляются всевозможные генераторы паролей. С другой стороны, нет никаких реально действующих механизмов пресечения подобной активности. Ставить программные фильтры на передаваемый контент невозможно технически, поскольку основной обмен данными идет между пользователями напрямую. Внедрять механизм оплаты за получение медиафайлов нереально, поскольку формально провайдеры объявляют, что "все видеоматериалы предоставлены исключительно для предварительного ознакомления перед покупкой лицензионной продукции". Почти все публичные FTP-ресурсы в локальных сетях снабжаются комментариями, снимающими с администрации всякую ответственность.

Взаимодействие по праву

Правовая база деятельности домовых сетей постепенно приходит в соответствие с законодательством страны. Три-четыре года назад далеко не все операторы домовых сетей утруждали себя получением лицензий и грамотным юридическим оформлением. В регионах и до сих пор осталось немало "пиратов". А вот в Москве подавляющее большинство домовых операторов цивилизовалось: в условиях развитого рынка это становится дополнительным конкурентным преимуществом. Хотя еще каких-нибудь год-полтора назад в их офисах не было кассовых аппаратов, а персонал явно скучал на работе и каждое свое действие (в том числе и прием платежей) расценивал как одолжение клиенту. Консолидация мелких активов и скупка небольших интернет-провайдеров районного масштаба положили конец этой печальной практике. Теперь платежи принимаются только через банк (не обязательно, кстати, Сберегательный), платежку в виде фотоснимка (в качестве подтверждения оплаты) можно отослать в бухгалтерию провайдера по электронной почте или факсу, а при личном посещении клиент получает кассовый чек. Есть возможность вносить деньги на пользовательский счет и с помощью карт предоплаты.

А вот ситуация с технической поддержкой пока остается на среднем уровне. На серверах домашних сетей практически нет видеоинструкций о том, как подключить те или иные услуги, установить необходимый софт. Того, что публикуется, для многих недостаточно - необходима бoльшая наглядность. Специалистов технической поддержки, которые могут оказывать консультации по телефону, пока еще не хватает. На юге Москвы, к примеру, у крупных подсетей компании "Корвет-Телеком" службы поддержки вообще нет как таковой. Пользователь или сам решает свои проблемы, или должен вызывать платного "технического консультанта", который на поверку наверняка окажется студентом технического вуза с не самой глубокой подготовкой.

Рост общего числа пользователей домашнего

широкополосного доступа по России. История

и прогноз за период 2004-2008 гг. (тыс. подключений)

Зачастую из-за слабого информирования о возникших перебоях со связью клиенты "обрывают провода", названивая в call-центры провайдеров (так, например, происходит в известном проекте "Стрим"). Хотя, скажем, SMS-рассылка в адреса пользователей с сообщением о форс-мажоре помогла бы снять напряженность. Не всегда работает рассылка электронных писем о плановых отключениях. Такая информация помещается только на интернет-сайте провайдера, который пользователи просто не читают. Операторы редко компенсируют пользователям вынужденные простои в работе из-за "проблем с каналом". Возврат абонентской платы при этом не практикуется, хотя, согласно федеральному закону "О связи", операторы обязаны в безусловном порядке производить перерасчет без дополнительных напоминаний.

"Волокитно" решаются вопросы, связанные с подключением новых абонентов. В небольших сетях это организуется за один-два дня после звонка-заявки. Но чем сеть крупнее, тем больше данная процедура затягивается. Заявку могут и потерять (что нередко случается в "Стриме"), несмотря на всевозможные компьютерные системы учета.

Кстати, монтаж сетей порой вызывает ужас у посвященных: "лианы" проводов, свисающие в подъездах домов, слабая грозозащита, перегруженность электросетей в подсобных помещениях, не приспособленных к таким нагрузкам, - все эти проблемы еще предстоит решать.

Безопасная жизнь в сети

Одна из проблем домовых сетей - воровство трафика. Однако сейчас его прямое хищение ввиду приемлемых тарифов обещает стать бессмысленным. А вот на другие причины бесследно исчезающего трафика пользователям обязательно нужно обратить внимание, а именно - на заражение вредоносными программами.

Обеспечение информационной безопасности зависит от уровня провайдера. Даже небольшие компании с сотней-другой пользователей предлагают стандартный минимум защиты. Вирусы и спам фильтруются на уровне предоставляемого провайдером почтового сервера. Однако проверять частные ящики своих абонентов, расположенные на других серверах (в том числе на серверах бесплатной почты), локальный провайдер не властен, и об этом стоит помнить.

Межсетевой экран прикрывает наиболее распространенные уязвимости сети и операционной системы, на которой базируется сеть. Другой вопрос, насколько часто администратор читает бюллетени со списками новых "брешей" в системах безопасности и как оперативно принимает соответствующие меры. Кстати, о таких сервисах, как разветвленная архитектура сети, резервные "линки" с магистральными провайдерами, резервирование всех ключевых ресурсов датацентра по схеме n+1, остается только мечтать или переходить на более дорогое обслуживание к крупным провайдерам - в домовых сетях этого нет.

Мнение о том, что коммерческие программные продукты слабо защищены от хакерских атак, неверно: современные решения для интернет-провайдеров обладают отличными показателями надежности и устойчивости к противоправным действиям. Вдобавок они обеспечены технической поддержкой разработчика в режиме on-line. Однако, как отмечает технический директор московской телекоммуникационной компании "Караван" Алексей Мисюренко, в домашних сетях действенные меры по обеспечению собственной безопасности должны принимать и сами клиенты. Индивидуальным пользователям можно дать следующие общие рекомендации:

- не стоит открывать файлы и ссылки, пришедшие по электронной почте от незнакомых людей;

- в обязательном порядке нужно установить антивирус (известного разработчика, такого, как "Лаборатория Касперского", "ДиалогНаука", Symantec и т. п.) и межсетевой экран (к примеру, Zone Alarm) и регулярно обновлять их;

- осуществлять резервное копирование важных персональных данных. Лучше всего для них выделить отдельный логический раздел диска, который удобно записывать на съемный носитель, например DVD;

- заботиться о конфиденциальности своих авторизационных данных - желательно не сохранять пароли для автоматического входа в различные сервисы, а помнить их наизусть. Использовать пароли длиной более восьми символов, которые не являются обычными словами, содержат цифры, строчные и заглавные буквы.

Эти нехитрые советы помогут противостоять многим попыткам киберпреступлений. Однако нужно принимать во внимание, что обычный интернет-пользователь и специально оснащенный киберпреступник находятся в разных "весовых категориях", и если компьютер пользователя заинтересует настоящего профессионала, то защититься будет крайне сложно.

 С автором можно связаться по адресу: mb@viem.ru.