Э-БИЗНЕС

От этого выиграют не только э-покупатели, но и э-продавцы

Этим летом состоялась рабочая встреча топ-менеджеров компании Trusted Shops (www.trustedshops.com) и руководителей ряда фирм российского рынка электронной коммерции (э-коммерции). Ее организаторами выступили Национальная ассоциация электронной торговли (НАУЭТ, www.nauet.ru) и компания ChronoPay (www.chronopay.com), представитель Trusted Shops в России.*1

_____

*1 Компания ChronoPay B.V. основана в Голландии в 2003 г. Специализируется на обработке платежей по банковским картам в сети Интернет. Процессинговая платформа ChronoPay интегрирована в системы крупнейших европейских банков-эквайреров (кредитных организаций, осуществляющих расчеты с предприятиями торговли по операциям, совершаемым с использованием банковских карт). Российское представительство компании работает с 2005 г. ChronoPay - один из ключевых партнеров Trusted Shops в Европе. И когда компания попросила ее оказать поддержку в работе на российском рынке, ChronoPay откликнулась на это предложение.

Интернет-магазины, которым доверяют европейцы

Сертификат Trusted Shops - это своего рода “знак качества” для европейских интернет-магазинов. Он свидетельствует о том, что посетителей в этом магазине не обманут. Деньги возвращаются покупателю товаров и услуг в случаях, если ему не доставят заказанный по предоплате товар, или не вернут деньги в случае возврата товара в магазин, или в случае мошенничества с его кредитной картой. При этом гарантом возврата денег выступает компания Trusted Shops.

Исполнительный директор НАУЭТ Антон Никольский считает, что сейчас очень актуален вопрос обеспечения в нашей стране мирового уровня безопасности электронной коммерции. При этом безопасность понимается в широком смысле: не только как защищенность сетевых соединений и отсутствие онлайн-мошенничеств, но и как гарантия того, что посетителей интернет-магазина не обманут и деньги клиента в любом случае не пропадут.

 

Общий оборот российских интернет-магазинов

По словам генерального директора Trusted Shops Жан-Марка Ноэля (Jean-Marc Noel), во многих европейских странах сертификация интернет-магазинов практикуется достаточно давно. Более того, осторожный клиент, прежде чем совершить онлайн-покупку, всегда наведет справки о репутации магазина, где имеется интересующий его товар. Таким образом, в условиях европейской культуры торговли владелец интернет-магазина кровно заинтересован в наличии сертификата, подтверждающего надежность его виртуальных точек продаж и качество предоставляемых ими услуг.        

Жан-Марк Ноэль:

 “Сертификация по европейским

 стандартам облегчит российским

 э-коммерсантам выход на мировой рынок”

Медленно, но верно идет к этой интернет-культуре и Россия. Причем дело не ограничивается общими разговорами. Не так давно НАУЭТ при поддержке Конфедерации общества защиты прав потребителей и Департамента потребительского рынка и услуг Москвы представила программу Safeshopping (www.safeshopping.ru), разработанную по мировым стандартам, но с учетом особенностей российского рынка э-коммерции.

Российские интернет-магазины

По данным НАУЭТ, в нашей стране насчитывается около 1500 интернет-магазинов. В 2005 г. их общий оборот вырос, по сравнению с 2004-м, примерно в 1,5 раза и превысил 1 млрд. долл. Предполагается, что в нынешнем году этот показатель достигнет 1,55 млрд. долл.

Как говорит руководитель проекта Safeshopping.Ru Евгений Савостьянов, одна из этих особенностей - отсутствие в нашей стране законов, четко определяющих права и обязанности участников электронной торговли: как продавцов, так и покупателей. Года два назад НАУЭТ подготовила проект закона об электронной коммерции, но этот проект все еще "бродит" по коридорам законодательной власти. Некоторые принципы, положенные в основу этого проекта, можно понять, прочитав "Кодекс электронного бизнеса" (www.safeshopping.ru/business/index.php?id=19), разработанный авторами проекта Safeshopping.Ru.*1

_____

*1 Предполагается, что все участники программы Safeshopping.Ru обязуются соблюдать настоящий кодекс. Для компаний, не участвующих в указанной программе, кодекс носит рекомендательный характер.

Жан-Марк Ноэль отмечает, что европейская программа сертификации интернет-магазинов включает три основные проверки:

- юридическая (проверка правильности оформления учредительных документов);

- техническая (проверка наличия защищенных соединений, обеспечивающих безопасность транзакций);

- финансовая (проверка кредитоспособности самого магазина).

Так как проверка - не разовая акция, а регулярно проводимый процесс, то при выдаче (или продлении) сертификата учитывается отсутствие обоснованных жалоб на магазин со стороны клиентов. По словам Жан-Марка Ноэля, стоимость сертификационных взносов начинается от 49 евро в месяц и зависит от оборота интернет-магазина.    

Что сдерживает э-бизнес в России?

"Ключевыми проблемами, которые сдерживают в настоящее время развитие электронной торговли в России, являются несовершенство правовой базы и проблема доверия со стороны участников электронной коммерции: покупателей, поставщиков, информационных посредников и провайдеров услуг Интернета. Для развития электронной коммерции и компании, и потребители должны быть уверены, что они действуют в определенной (с правовой точки зрения) и безопасной среде. Им необходимо знать, какую ответственность они несут перед своими клиентами, с кем они заключают сделки и где национальное законодательство какой из стран подлежит применению".

     Антон Никольский

В результате рабочей встречи, о которой шла речь в начале данной статьи, НАУЭТ договорилась с Trusted Shops об официальной поддержке программы Safeshopping.ru. Предполагается, что требования к интернет-магазинам, изложенные в этой программе, в максимальной степени будут приведены в соответствие с европейской программой Trusted Shops. Разумеется, с учетом особенностей российского законодательства, а также реальных условий работы российских интернет-магазинов.

Trusted Shops. Некоторые факты

Компания Trusted Shops GmbH была основана в 2000 г. в тесном взаимодействии с агентствами по защите прав потребителей. Основная цель ее создания - обеспечивать высокий уровень надежности в сфере интернет-бизнеса и показывать потребителям, в каких интернет-магазинах можно безопасно совершать покупки. При поддержке Европейского Союза система Trusted Shops сейчас действует по всей Европе, особенно масштабно в Великобритании, Германии, Франции, Бельгии, Нидерландах и Скандинавии. В эту систему входят около 2000 интернет-магазинов.

Решено, что в России будет создана новая компания (по типу Trusted Shops в Европе), которая и станет непосредственно заниматься реализацией программы Safeshopping.ru в России. Варианты организационной формы этой компании рассматриваются. Среди ее возможных соучредителей - НАУЭТ, Trusted Shops, ChronoPay и Web Money.

Антон Никольский полагает, что до конца 2007 г. пройти сертификацию пожелают около 200 крупных российских интернет-магазинов. Вполне реальная цифра. Особенно если учесть, что в Европе программой сертификации Trusted Shops охвачено, по словам Жан-Марка Ноэля, около двух тысяч виртуальных салонов.