ОПЫТ  

    

Компании имеют широкий выбор средств для организации Web-конференций, особенно когда речь идет о системах со встроенной технологией передачи голоса по сетям IP (Voice over IP, VoIP). Производители предлагают приложения и услуги различных типов в зависимости от потребности заказчиков, запросы которых сильно различаются. Ведь одним нужно проводить семинары для широкой аудитории, а другим - создать среду для коллективной работы в малых группах.

Услуги для Web-конференций предоставляют WebEx Communications, Citrix Online, Microsoft и другие. Кроме того, покупатели могут приобрести соответствующее программное или аппаратное обеспечение для самостоятельного использования.

Большинство приложений для проведения Web-конференций являются универсальными продуктами, обладающими широкими возможностями. Но пользователям обычно требуется лишь ограниченный набор функций.

У данного типового запроса на предложение две цели. Первая - упростить вам составление перечня вопросов, которые необходимо задавать при выборе системы проведения Web-конференций с возможностью передачи голоса. Вторая - помочь сформулировать критерии для оценки продуктов с точки зрения потребностей вашей организации.

Все запросы на предложение должны также содержать требование предоставить отзывы пользователей, а также четко сформулированные задачи, которые предприятие надеется решить с помощью данных продуктов.

Возможности  

- Какие из перечисленных функций включает ваше приложение?

- Коллективное проведение презентаций. (Укажите, как можно воспользоваться этой возможностью: непосредственно с настольного компьютера организатора презентации, с сервера или обоими способами.)

- Совместные "доски объявлений". (Перечислите имеющиеся функции - например, создание рисунков, добавление аннотаций, а также инструменты для работы с текстом.)

- Коллективный доступ к приложениям и настольным компьютерам.

- Коллективный выход в Интернет. (Укажите, можно ли при этом использовать "доски объявлений" и могут ли участники конференции управлять ее ходом.)

- Запись конференций. (Укажите, на каком компьютере производится запись - на клиентской машине или на сервере, и могут ли организаторы презентации предоставлять посетителям право записи.)

- Инструменты для взаимодействия между участниками конференции. (Перечислите имеющиеся функции, такие, как опрос и тестирование участников, ответы на вопросы, общедоступные и частные чаты, привлечение внимания ("поднятие руки"), добавление заметок и мониторинг степени внимательности участников.)

- Отвечает ли продукт требованиям раздела 508*1? Если да, то опишите возможности и инструменты, предоставляемые посетителям и организаторам презентации (такие, как ввод субтитров и поддержка устройства для чтения текста с экрана).

_____

*1 Раздел 508 поправок к закону “О реабилитации” от 1973 г. утверждает, что государственные служащие с ограниченными физическими способностями должны иметь такие же возможности доступа к применяемым в госучреждениях электронным и информационным технологиям, как и все остальные сотрудники.  

- Какие из перечисленных ниже видов Web-конференций поддерживаются одним продуктом или набором продуктов, который можно приобрести по указанной цене? (Этот вопрос можно сформулировать иначе и поинтересоваться, какие продукты или услуги обеспечивают проведение следующих типов Web-конференций.)

- Совещания малых групп (до 5 участников).

- Совещания малых групп (до 10 участников).

- Совещания групп среднего размера (до -5 участников).

- Сеансы с двумя участниками, один из которых может инструктировать другого.

- Небольшие семинары (до 5 руководителей и -5--00 участников).

- Средние семинары (до 5 руководителей и -00-300 участников).

- Большие семинары (до 10 руководителей и 300-500 участников).

- Какое максимальное количество руководителей и участников может поддерживать данный тип Web-конференций? (Пожалуйста, укажите конкретный тип.)

- Позволяет ли продукт проводить заранее запланированные и незапланированные конференции?

- Какие из перечисленных ниже возможностей предусмотрены в системе управления конференциями?

- Отдельные аудитории для пользователей.

- Уникальные постоянные идентификаторы пользователя для каждой аудитории.

- Совместное использование аудиторий.

- Создание аудиторий для незапланированных конференций.

- Назначение простых URL-адресов или идентификаторов для незапланированных конференций.

- Какие имеются инструменты для загрузки материалов презентации и управления ими?

- Какие типы материалов можно загружать для использования в ходе презентации?

Различные приложения могут загружать разные материалы, например слайды Microsoft PowerPoint, документы в формате PDF или презентации, подготовленные с помощью Flash. Вам следует выяснить, как продукт для организации Web-конференций модифицирует эти данные. Скажем, сохранятся ли эффекты перехода. Вам надлежит также узнать, потребуется ли какое-то специализированное клиентское ПО для сохранения всех атрибутов материалов презентаций.

- Укажите, какие из перечисленных ниже пакетов электронной почты и календарного планирования интегрируются с системой проведения Web-конференций, позволяя составлять расписание и приглашать участников. (Отметьте все интегрируемые пакеты.)

- Microsoft Outlook (укажите версии).

- IBM Lotus Notes (укажите версии).

- Novell GroupWise (укажите версии).

- Другие (пожалуйста, перечислите).

- Сообщите, какие из перечисленных ниже клиентских программ мгновенного обмена сообщениями интегрируются с системой проведения Web-конференций, позволяя составлять расписания, созывать незапланированные совещания и приглашать участников.

- Microsoft Office Communicator (укажите версии).

- IBM Lotus Sametime (укажите версии).

- Jabber компании Jabber Software Foundation (укажите версии).

- AOL Instant Messenger (укажите версии).

- Yahoo Messenger компании Yahoo (укажите версии).

- Microsoft MSN Messenger (укажите версии).

- Другие (пожалуйста, перечислите).

- Какие из перечисленных ниже возможностей планирования поддерживаются продуктом?

- Интегрированные инструменты для создания "стола" регистрации участников и портальных страниц.

- Интеграция с системами управления отношениями с клиентом (Customer Relationship Management, CRM) для сбора регистрационных данных.

- Регистрация участников, желающих воспроизвести записанные материалы.

- Если в состав продукта входит специальное приложение для проведения обучения, то какие из перечисленных ниже возможностей оно поддерживает?

- Сбор сведений о потенциальных участниках и предварительная оценка их знаний при регистрации.

- Интеграция с системами управления обучением для отслеживания результатов тестирования.

- Интеграция с обучающими системами и поддержка стандартов на учебные программы.

Вам следует выяснить, как будут храниться презентации и другие типы документов, а также результаты опросов, проверки знаний и ответы на вопросы. Данные могут храниться локально на каждой пользовательской машине, в специальной клиентской системе управления контентом или централизованно на сервере. Выясните также, как и когда можно организовать коллективный доступ к записанным материалам. А если обращение осуществляется через систему управления документами другого производителя, то можно ли получить доступ к материалам непосредственно из системы проведения Web-конференций.

         

- Как интегрированы в систему голосовые службы? (Выясните, какие имеются возможности, например предусмотрены ли прямой набор номера, возможность бесплатных звонков по номерам, начинающимся с 800, и средства проведения конференций без предварительного резервирования.)

     - Технология VoIP непосредственно встроена в систему Web-конференций.

     - Поддерживается потоковое аудио.

     - Нужны телекоммуникационные услуги других компаний.

- Предусмотрена непосредственная интеграция с офисной IP-АТС и шлюзом VoIP (укажите поддерживаемые типы АТС и шлюзов).

Администрирование  

- Поддерживает ли продукт администрирование на основе разделения ролей?

- Если да, то какие функции управления могут быть делегированы?

- Администрирование пользователей.

- Управление контентом.

- Подтверждение регистрации.

- Управление "столом" регистрации и портальной страницей.

- Другие (пожалуйста, перечислите).

- Могут ли администраторы создавать шаблоны правил для пользователей?

- Могут ли администраторы создавать шаблоны правил для различных типов Web-конференций?

- Поддерживает ли продукт формирование отчетов о пользователях и о действиях администраторов?

- Позволяет ли продукт создавать дополнительные поля для расчета затрат и составления отчетов?

- Какие методы предоставляются пользователям для подготовки отчетов и обращений к исходным данным с помощью инструментов других фирм?

- Имеются ли в приложении обязательные или факультативные компоненты, которые должны устанавливаться на компьютерах конечных пользователей?

В некоторых случаях компаниям могут потребоваться данные, которые обычно фигурируют только в административных отчетах: например, сколько времени потратил отдельный пользователь на участие в Web-конференции. При оценке возможностей подготовки отчетов изучите, просто ли будет объединить в отчетах для руководства административные сведения с данными о пользователях.

    

- Если да, то перечислите эти компоненты и права администратора системы, необходимые для каждого из них, а также уточните, какие компоненты могут устанавливаться и обновляться в удаленном режиме с помощью программы системного управления.

Безопасность  

- Какие инструменты обеспечения безопасности в процессе регистрации и участия в конференции поддерживает данный продукт?

- Предусмотрено ли шифрование по протоколу SSL (Secure Sockets Layer) при регистрации и обращении к материалам Web-конференции?

- Какие из перечисленных ниже возможных идентификаторов пользователей и паролей поддерживает продукт?

- В качестве идентификатора пользователя должен использоваться адрес электронной почты.

- Идентификаторами могут служить названия доменов.

- Пользователь не может изменить свой идентификатор.

- Администраторы могут сформулировать правила, определяющие уровень сложности паролей.

- Поддерживается синхронизация со службой каталогов.

- Могут ли администраторы предоставлять доступ к приложению только для определенных доменных имен или диапазонов IP-адресов?

Подумайте о механизмах выдачи разрешений и блокировании доступа с определенных доменных имен при регистрации участников семинаров, чтобы закрыть вход конкурентам. Кроме того, имейте в виду, что в некоторых случаях необходимость привести пароли посетителей в соответствие с вашими требованиями может вызвать проблемы для группы технической поддержки в начале мероприятия.

         

Поддержка  

- Какие услуги входят в базовую поддержку и как их можно получить?

- Есть ли возможность расширенной поддержки и сколько она стоит?

- Имеются ли инструменты для онлайновой поддержки и обучения?

Анализ затрат и результатов  

- Сколько стоит продукт, включая цену базовой части и дополнительных функций и компонентов?

- Какие имеются тарифные планы (например, плата за каждую переговорную комнату, за каждого участника, за проведение конференций без ограничений и т. д.)?

- Как повлияет на цену увеличение количества пользователей в течение срока действия подписки?

- Какие преимущества с точки зрения затрат обеспечивает данное решение?

Отзывы  

Пожалуйста, назовите клиентов из этой же отрасли, которые развернули аналогичную систему с таким же примерно числом пользователей и приложений и у которых можно получить отзывы.

Версия для печати