ИНТЕРВЬЮ

    

Не секрет, что тяга к строительству беспроводных сетей у многочисленных корпоративных клиентов в нашей стране весьма высока. Этому способствует относительная неразвитость проводной инфраструктуры вне мегаполисов, а также сложность оперативного подключения небольших и малых офисов к ресурсам глобальных информационных сетей. Часть потенциальных клиентов только рассматривает подобные варианты, предпочитая использовать беспроводные сети как резервный вариант на случай аварии основных проводных магистралей, а другие уже вовсю обеспечивают свои офисы доступом в сеть Интернет и голосовой связью по единому каналу "без проводов". О перспективах рынка беспроводного широкополосного доступа в России с директором компании InfiNet Wireless в России и СНГ Петром Кочегаровым беседовал научный редактор PC Week/RE Максим Букин.

PC Week: Какова в настоящий момент ситуация на рынке беспроводных подключений? Какая технология лидирует?

Петр Кочегаров: В настоящее время в России нет целостного рынка беспроводных подключений - есть отдельные, не пересекающиеся между собой сегменты. К примеру, наиболее известную пользователям рыночную нишу Wi-Fi правильно было бы назвать сегментом индивидуального, персонального доступа - даже не "последней мили", а скорее "последних метров", поскольку дальность подобного радиодоступа редко превышает 100 м от хотспота. Причем здесь есть интересная особенность: Wi-Fi-сегмент рынка услуг связи в основном ориентирован на частных, а не на бизнес-клиентов - "разводка" локальных подключений внутри офисного здания в подавляющем большинстве случаев организуется на основе кабельной инфраструктуры, исключая редкие гостевые хотспоты для сотрудников, которые приехали в командировку в головную компанию.

Петр Кочегаров

PC Week: А как обстоят дела с проектами pre-WiMAX?

П. К.: Здесь ситуация более интересная. Проекты pre-WiMAX, которые в настоящий момент развиваются на территории нашей страны, - это услуги именно фиксированного радиодоступа для предприятий и организаций разного масштаба. Фактически это рынок business-to-business, ориентирующийся именно на услуги связи, т. е. не столько на доступ в Интернет, сколько на "сопутствующие" сервисы: VPN, VoIP, решения для проведения видеоконференций. Рынок растет довольно динамично. В результате оборудование становится более доступным по цене, операторы вводят новые тарифные планы (для небольших компаний - оплата потребленного трафика, для крупных - абонентская плата за безлимитный доступ на определенной скорости) в попытке "зацепить" все новые категории пользователей. В принципе, изменение ситуации на рынке можно проследить по росту средней скорости каналов - время тарифов со скоростью 128-256 кбит/с уже давно прошло, сейчас корпоративным пользователям за вполне разумные деньги предлагается несколько мегабит в секунду.

PC Week: Каково, на ваш взгляд, будущее развития WiMAX-проектов? От фиксированного радиодоступа бизнес-клиентам хочется быстро перейти к доступу мобильному, и уже есть концепты мобильных модемов для WiMAX-сетей. Что вы прогнозируете в этом направлении?

П. К.: Еще два года назад, когда в массовое сознание стал внедряться сам термин WiMAX, у большинства пользователей и экспертов наступила некоторая эйфория. Они считали, что подобный протокол заменит все существующие к настоящему моменту технологии и будет единственным господствующим стандартом. Сегодня ситуация изменилась - стало очевидным, что единого универсального решения под весь спектр задач не будет. Более вероятен фрагментированный рынок, разделенный на несколько основных частей. Первая - это фиксированный радиодоступ. Сюда как раз подойдет WiMAX - скоростная технология для передачи огромных массивов информации. Причем основным двигателем внедрения в этот сегмент указанной технологии является цена абонентского устройства - за счет стандартизации и унификации оборудования она должна падать.

Вторая часть - рынок подвижных подключений. Наибольшие шансы занять монопольное положение в этом сегменте есть у сотовой сети стандарта 3G (в настоящее время здесь активно развивается EDGE для GSM-сетей и EV-DO для CDMA-сетей). Правда, некоторая доля подключений, возможно, будет отдана как раз мобильным модемам, функционирующим по технологии WiMAX, - уже есть модели, стабильно работающие в условиях перемещения со скоростью до 100 км/ч. Для передвижения по городу на автомобиле их вполне хватит, но производителям придется активизировать свои условия по стандартизации подобных устройств - бизнес-пользователям, основной целевой аудитории такого рода услуг, крайне важно, чтобы их PCMCIA-карты могли работать с оборудованием любого производителя как в "родной" сети, так и в роуминге.

Третья часть - рынок специальных проектов для служб безопасности и полиции, государственных органов власти, пожарных, а также для передачи различной телеметрической информации. В данном случае используемые технологии будут целиком зависеть от персонального выбора конкретных производителей - широкой совместимости от них никто не ждет, поэтому как у операторов, так и у интеграторов будет возможность использовать индивидуальное оборудование с очень широким спектром функций, которое, конечно, будет дороже серийных аналогов. Под такие решения в разных странах будут открыты отдельные диапазоны частот. К примеру, в США это 4,9 ГГц.

PC Week: Каковы основные моменты развития операторского рынка беспроводного широкополосного доступа в России?

П. К.: Радиодоступ развивается в нашей стране больше 10 лет, во всех регионах присутствуют в основном средние и небольшие компании, которые работают в совершенно разных диапазонах - кому какой удалось получить в каждом конкретном случае. До недавнего времени было всего два пути создания таких компаний. Первый - объединялась группа энтузиастов, которая чувствовала определенный потенциал именно таких технологий и обслуживала дружественные компании. Второй - крупная компания с разветвленной филиальной сетью создавала региональную телекоммуникационную фирму для обслуживания собственных проектов. Еще три-четыре года назад наличие 30-50 клиентов считалось для такой компании весьма хорошей величиной, сейчас счет идет уже на сотни (крупные операторы имеют 3-5 тыс. абонентов). Однако на волне роста, в основном из-за интереса крупных корпоративных пользователей и увеличения доступности оборудования, конфигурация рынка изменилась довольно серьезно - указанные группы "пионеров" вымываются мощным потоком, и на их место приходят классические операторы связи или start-up-компании, специально созданные для работы в данной области, для которых этот бизнес является основным ("Синтерра", "Старттелеком", "Энфорта" и т. д.).

PC Week: А что вы можете сказать о частотных ресурсах? Что с ними происходит в настоящее время?

П. К.: Дело в том, что за последние годы отсутствие централизованной политики в вопросе распределения частотного спектра для систем ШБД привело к его безумной фрагментации. В городах с населением от 500 тыс. человек существовало от двух до четырех операторов беспроводного широкополосного доступа, каждый из которых работал в своем диапазоне частот. Поэтому сегодня развитие проектов федерального масштаба идет крайне медленно - как и в свое время на рынке сотовой связи, игрокам беспроводного широкополосного доступа приходится не получать лицензии в регионах (их там просто больше нет), а покупать уже существующие компании, причем зачастую с долгами и небольшим количеством пользователей. Фактически основные деньги инвесторы платят за разрешение начать работу в определенном городе или области. А инвестиции в строительство сети, маркетинговая и рекламная поддержка, что называется, "сверху" - это существенно увеличивает стоимость "входного билета" для начала работы в конкретном регионе. Хотя временами удается приобрести вполне интересные региональные проекты, сильные как по охвату территории, так и по количеству клиентов. К примеру, подобным образом были куплены операторы регионального масштаба "Евгения" в Новосибирске и SkyNet в Ростове-на-Дону, имеющие порядка 300 корпоративных клиентов каждый.

PC Week: Каковы запросы рынка в настоящий момент? Какое типовое беспроводное решение хотят получить клиенты?

П. К.: Основной двигатель рынка - предоставление современных услуг связи, желательно по принципу "все в одном". То есть из единого канала корпоративный пользователь хочет получить как минимум доступ в Интернет и голосовую связь, как максимум - высокую гарантированную скорость доступа, надежность, адекватную встроенную защиту передачи данных, защищенный доступ к корпоративной сети, а также возможность организовать видеоконференцию с качественной картинкой. Причем как называется такая технология, пользователю по большому счету не интересно - главное, чтобы работала. Подобные запросы есть у любого типа компаний, начиная от банковских учреждений и логистических фирм и заканчивая сетью магазинов или бензоколонок, - все они имеют распределенные сети и у всех есть глобальная проблема с организацией доступа в Сеть, поскольку не только за пределами российских мегаполисов, но и внутри крупных городов есть районы, где доступной альтернативы беспроводному каналу (по деньгам и скорости инсталляции) для организации доступа в Интернет просто нет.

PC Week: Какое будущее рынка беспроводного широкополосного доступа прогнозируют операторы связи?    

П. К.: Конечно, игрокам рынка интересно более широкое внедрение WiMAX. В первую очередь их интересует цена абонентского устройства, поскольку это напрямую связано с эффективностью их бизнеса. Чем устройство более доступно, тем лучше, но главное - снижать цену постепенно, поскольку лавинообразный спрос может в короткий срок "повесить" всю сеть, как это неоднократно случалось с сотовыми операторами. Мобильные модемы ценой в 250-300 долл. являются, конечно, наиболее подходящим решением, однако производители пока не готовы предложить широкий спектр таких решений. Второй вопрос - удобство использования. Современные операторы практически в любом регионе присутствия осуществляют в месяц от 100 до 200 новых подключений. При этом весь процесс подключения крайне долог по времени - сначала замер уровня сигнала, затем монтаж оборудования и несколько часов на прокладку линий связи, настройку беспроводного модема и парка пользовательских компьютеров. А в идеале инсталляция должна быть настолько простой, чтобы абонент подключал такой модем в два движения, первое из которых - достать его из коробки, второе - установить переключатель в положение "On". В настоящее время только мобильные операторы могут похвастаться подобным сервисом - к примеру, терминалы "СкайЛинк", хотя они и обеспечивают довольно среднюю скорость доступа в Интернет, могут быть почти мгновенно приведены в рабочее состояние сразу после приобретения. И третий момент, который уже вытекает из первых двух, - это грамотный охват подобных сетей. Для подавляющего большинства современного оборудования требование прямой видимости для работы оборудования является крайне важным, поэтому для стабильного покрытия города требуется изрядное количество базовых станций.

PC Week: Если можно, несколько слов о беспроводном доступе для государственных учреждений. Что происходит в этом сегменте?

П. К.: Говорят, что бюджетные организации - самые богатые заказчики. И это в целом правильно. Как только заходит речь о том, чтобы создать сеть передачи данных для того или иного ведомства, первый вопрос, который получает интегратор или оператор связи, - "а как сделать это только для нас?". Правда, основная проблема здесь та, о которой я говорил выше, - соответствующий частотный ресурс в нашей стране ограничен. Поэтому создать отдельную сеть для каждого министерства и ведомства, пусть даже не в масштабах всей страны, а одного региона, - задача крайне сложная. К сожалению, никакого централизованного подхода к разрешению подобной ситуации нет, поэтому каждое ведомство действует исходя из своих собственных возможностей. Основной вектор подобных решений - создавать наложенные сети с использованием услуг, "приближенных" к тому или иному ведомству операторов связи. А потребность в спектре услуг аналогична бизнес-сегменту: корпоративные сети, доступ в Интернет и голосовая связь. Из-за временами неподъемного груза проблем большинство ведомств предпочитают иметь собственные проводные сети - они хоть и более дорогие в создании и эксплуатации, но там есть реальная возможность организовать сегмент сети "под себя". Проекты с беспроводными решениями реализуются вдали от центральных регионов страны - там, где просторы велики, а стоимость прокладки кабеля просто нереально высока.

PC Week: Спасибо за беседу.

Версия для печати