АНАЛИТИКА

Пожалуй, сейчас в сфере телекоммуникаций нет более обсуждаемой и перспективной темы, чем широкополосный беспроводной доступ. Особенно актуально это для России - с отечественными просторами, на охват которых не хватит никаких проводов, развитие данного сегмента телекоммуникационного бизнеса становится жизненно важным. Не зря это направление операторы считают самым перспективным, прикладывая немалые усилия к тому, чтобы получить радиочастоты в государственных органах власти, активно тестируя оборудование иностранных производителей и вводя сети в коммерческую эксплуатацию. Правда, мнения аналитиков о преимуществах и перспективах беспроводных технологий пока не имеют общего знаменателя.

Промежуточные итоги

В 2005 г. доход от услуг беспроводного широкополосного доступа (БШД) в России составил 50 млн. долл., а в 2006-м возрастет до 80 млн. (оценка iKS-Consulting). И это лишь 5% от всего рынка интернет-услуг, где доминирует проводной доступ (66%), а второе место занимает коммутируемый доступ по модему (29%). Однако, как показывает практика, рынок БШД развивается крайне динамично. Темпы его роста в настоящее время, по подсчетам аналитического агентства iKS-Consulting, составляют аж 61% в год. Такие цифры демонстрируют не только явный интерес производителей оборудования и операторов связи, но и готовность средних и крупных компаний рассматривать подобные варианты соединения с глобальной информационной сетью в качестве как резервных, так и основных. По мнению аналитиков, ввиду снижающейся стоимости инсталляции решений рыночная доля беспроводного сегмента в долгосрочной перспективе возрастет весьма ощутимо в связи со снижением темпов роста проводного сегмента.

Число пользователей, подключенных непосредственно к беспроводным широкополосным сетям, за первое полугодие выросло на 8 тыс. и, по оценкам iKS-Consulting, достигло 35 тыс. - пока в регионах крупными провайдерами считаются компании с четырьмя-пятью сотнями клиентов. Надо отметить, что большинство подобных инсталляций - корпоративные решения для малого и среднего бизнеса, поэтому количество подключений меньше количества реальных пользователей. Подобные примеры можно отыскать как в Москве, так и в регионах: небольшой офис с 10-15 пользователями, куда по единому беспроводному каналу со скоростью 1-5 Мбит/с подается как выход в Интернет, так и возможность нескольких телефонных соединений. При этом растет число абонентов, подключенных к Интернету с использованием комбинированных технологий - беспроводной в качестве решения "последней мили" и проводной (обычно Ethernet) на "последних метрах". Подключают по беспроводным широкополосным каналам и домашние локальные сети - как правило, либо связывая удаленные сегменты в единое целое, либо подсоединяя всю сеть к скоростному транспортному каналу напрямую в Интернет. В российских домовых сетях подобным комбинированным решением пользуется около 100 тыс. домохозяйств (оценка все того же iKS-Consulting).

Услуги БШД в нашей стране предоставляют по крайней мере 245 операторов. Столь серьезная концентрация компаний в этом сегменте обязательно приведет к росту количества подобных сервисов в течение ближайшего года. Как отмечает аналитик из iKS-Consulting Константин Анкилов, пока операторы по территории страны распределены приблизительно равномерно: в каждом среднем и крупном городе действует два-три беспроводных интернет-провайдера, причем большинство из них работают в различных диапазонах и являются небольшими компаниями с годовым доходом 100-300 тыс. долл. Лишь 11 компаний имеют доход от беспроводного доступа свыше 1 млн. долл., причем шесть из них находятся в Москве и действуют не только в столице, но и в Московской области, а некоторые и в других городах. Кроме того, в Топ-10 входят петербургские операторы "Квантум" и "Петерстар", подмосковный оператор "Флекс" и межрегиональный провайдер "Энфорта".

Рейтинг операторов широкополосного

беспроводного доступа, первое полугодие 2006 г.

Интересно, что среди лидеров сегмента БШД можно отметить как компании, для которых беспроводные технологии являются основным средством организации доступа (например, "Таском", Art Communications, "Флекс" и т. д.), так и лидеров проводного рынка - "Голден Телеком", "Комстар", "Петерстар". Большинство их действует на рынке по 5-10 лет. Из новых игроков попасть в Топ-10 в первом полугодии удалось лишь одному: "Энфорта" вошла в число крупнейших компаний благодаря приобретениям региональных операторов и активному подключению новых абонентов.

Развитие на перспективу

Более 220 российских беспроводных сетей построены на базе RadioEthernet (IEEE 802.11). Эти же технологии используются и всеми операторами, входящими в Топ-10. В то же время большинство крупных игроков строят или намерены строить сети WiMAX. На середину 2006 г. на технологии pre-WiMAX/WiMAX приходилось лишь около 5% рынка БШД. Однако их удельный вес стремительно растет: по оценкам iKS-Consulting, доля WiMAX в России уже в 2007 г. достигнет 20%, а к 2009-2010-му станет доминирующей. Этому будут способствовать замедление динамики развития проводного сегмента и активная географическая экспансия операторов pre-WiMAX/WiMAX.

До конца нынешнего года действующие проекты pre-WiMAX/WiMAX будут реализованы у таких компаний, как "Энфорта", "Синтерра", "СтартТелеком" и "Медиасети". Текущие темпы подключений говорят о том, что возможности для развития WiMAX есть практически в любом регионе, конкуренция нарастает постепенно и в настоящее время еще есть шанс закрепиться на рынке. В 2007 г. этот вопрос особенно остро будет стоять в Подмосковье - при условии платежеспособного спроса (большое количество возводимого жилья в городах-спутниках, значимое представительство коттеджных поселков и т. д.) здесь слабо развита проводная инфраструктура. Всего лишь в нескольких километрах от МКАД проводные линии государственной телефонной сети находятся в крайне плачевном состоянии, а проводной широкополосный доступ активно развивается только на северо-западе области. Территория, конечно, покрыта связью от сотовых операторов, но GPRS/ EGDE явно не хватает для нормальной работы, и из скоростных возможностей по беспроводной передаче данных остается только EV-DO от "СкайЛинка". Кстати, базовые станции EV-DO-ready этот оператор строит весьма активно, стараясь занять рынок интернет-подключений. Ну а спутниковый Интернет не пользуется особым спросом из-за дороговизны оборудования, высоких тарифов, необходимости канала обратной связи для передачи данных от пользователя в Сеть и откровенно расхлябанного сервиса по установке оборудования.

Наиболее перспективным частотным диапазоном для WiMAX-решений, по мнению аналитиков из J’son and Partners, является диапазон 3,5 ГГц, поскольку пока только для него идет процесс сертификации аппаратуры. Но если говорить обо всех WiMAX-подобных решениях и сетях, то здесь основная активность по-прежнему будет наблюдаться в диапазонах, близких к 5 ГГц, так как в России большинство провайдеров располагает частотами именно в данном диапазоне. При этом сроки поставок клиентского оборудования, которое сможет работать со всеми возможными базовыми станциями от любого производителя, зависят от некоторых показателей. По мнению руководителя аналитического направления компании J’son and Partners Бориса Овчинникова, ключевой вопрос здесь не в том, сколько времени займет российская сертификация оборудования, а как быстро WiMAX Forum в мировом масштабе сможет пройти путь от лабораторных тестов на частичную совместимость до реального использования техники разных производителей в одной сети. Для России, правда, есть еще один фактор - скорее всего, полагает г-н Овчинников, преобладать будут WiMAX-подобные сети, а не "чистый" WiMAX с сертификатом WMF, что удешевит развертывание и эксплуатацию таких систем, поэтому вопрос совместимости оборудования для нашей страны будет относительно малоактуален. Столь неоднозначная ситуация приведет к тому, что действующие операторы БШД не будут торопиться с модернизацией сетей и переходом на новое оборудование, но при этом будут позиционировать свои услуги в привязке к бренду WiMAX как наиболее известному и "раскрученному" среди потенциальных пользователей.

Версия для печати