БИЗНЕС

Два инвестиционных фонда - Hellman & Friedman LLC и Texas Pacific Group - купили компанию Intergraph, предложив по 44 долл. за акцию, что на 22% выше их средней стоимости за последние 20 дней торгов. Общая сумма сделки - 1,3 млрд. долл. Если акционеры ее одобрят, то все формальности завершатся к концу года.

Intergraph, основанная в 1969 г., имеет прочные позиции в области автоматизации проектирования промышленных объектов и судов, а также в сфере геоинформационных систем.

Главный исполнительный директор компании Хэлси Уайз подчеркнул преимущества сделки с точки зрения роста бизнеса: “Мы продолжим работать на наших рынках, но получим более широкие возможности инвестирования в развитие технологий, поддержку заказчиков и создание новых продуктов”. Независимые наблюдатели согласны с тем, что у частной компании больше финансовой свободы, чем у открытой фирмы. Ведь акционеров интересует ежеквартальная прибыль, а не долговременные проекты, которые могут оказаться выгодными в отдаленном будущем, но малоэффективными в настоящем.

Новые владельцы могут влиять на бизнес компании так, как захотят. Впрочем, пока особых перемен не предвидится. В документе для сотрудников Intergraph говорится, что команда руководителей останется прежней, сокращения штата не предвидится, а инвестиционные фонды будут только владеть компанией, но не управлять ее повседневной деятельностью.

Но тогда возникает вопрос: зачем им понадобилась эта покупка? Мнения наблюдателей по этому поводу расходятся. Одни подчеркивают, что традиционная политика инвестиционных фирм заключается в развитии бизнеса купленной компании в тех направлениях, которые позволят заработать больше, чем было потрачено на ее приобретение. Иногда для этого приходится оптимизировать структуру компании, выделять некоторые направления в самостоятельные фирмы и снова выпускать акции в продажу на фондовой бирже.

Другие аналитики отмечают, что сумма сделки более чем вдвое превышает годовой оборот Intergraph, который в 2005 г. составил 576,8 млн. долл. Им кажется, что компания хотя и прибыльна (в прошлом году заработала 114 млн. долл.), но не настолько, чтобы оправдать сумму сделки. К тому же в сегментах, в которых она работает, нарастает конкуренция и норма прибыли снижается. Весь секрет этой сделки, по их мнению, состоит в том, что помимо ПО у

Intergraph есть еще и ценная интеллектуальная собственность - патенты на технологию управления кэш-памятью процессора, известные как патенты Clipper (так назывался процессор, созданный компанией еще до того, как она прекратила выпускать аппаратное обеспечение). Intergraph уже выиграла немало споров о патентах. Лишь за последние 3 года она получила от Intel 225 млн. долл., от AMD - 25 млн., от Texas Instruments - 18 млн. и от HP - 141 млн. долл. А впереди у нее еще немало таких тяжб. Если новые хозяева компании заинтересованы прежде всего в этих патентах, то они смогут выделить софтверные направления Intergraph в отдельные фирмы и продать их конкурентам, а себе оставить только интеллектуальную собственность.

Но Михаил Елашкин, директор аналитической компании Elashkin Research, не разделяет это мнение. Ведь у Intergraph хорошие финансовые результаты и прочные позиции у покупателей, подчеркивает он. Фактически продукты компании являются стандартом для многих заказчиков. Да и успех Google Map и подобных проектов говорит о потенциально высокой востребованности геоинформационных систем. Вполне возможно, что инвесторы просто оценили это направление как очень перспективное и подсуетились заранее, считает г-н Елашкин. А наличие прибыльного бизнеса в области традиционных ГИС и дорогая интеллектуальная собственность на процессоры гарантируют, что они в любом случае не окажутся в проигрыше.

Версия для печати