ИНТЕРВЬЮ

 

На российском рынке американская корпорация APC (www.apc.ru) давно и хорошо известна как один из ведущих поставщиков источников бесперебойного питания (ИБП). Весной 2003 г. она существенно расширила круг своих интересов, объявив об открытии нового направления бизнеса, связанного с созданием инженерной инфраструктуры для центров обработки данных (ЦОДов). За прошедшее с тех пор время компания внедрила немало проектов с использованием своего решения InfraStruXure (см., например, PC Week/RE, N 27/2006, с. 20), в том числе и в России. О том, как развивается бизнес в области инфраструктурных решений, каковы планы и стратегия компании в этой области, генеральный менеджер APC по юго-востоку EMEA Леонид Мухамедов рассказал в беседе с главным редактором PC Week/RE Алексеем Максимовым и шеф-редактором еженедельника Игорем Кондратьевым.

PC Week: Почему APC заинтересовало направление, связанное с созданием инженерной инфраструктуры датацентров?

Леонид Мухамедов: Переход АРС к созданию инженерной инфраструктуры - вполне логичный процесс. Чтобы пояснить это, немного напомню историю. С момента своего образования в 1981 г. компания следила за тенденциями развития рынка. Хочу подчеркнуть, что она всегда вкладывала значительные средства в НИОКР, и именно поэтому ей удавалось выводить на рынок не просто новые продукты, а и инновационные решения.

Леонид Мухамедов

Так, наши первые ИБП - Back-UPS -увидели свет в 1984 г. и оказались востребованными потому, что шло активное развитие персональных компьютеров и создавались локальные сети на основе технологий Novell. В условиях получившей распространение клиент-серверной архитектуры Back-UPS и появившиеся позже Smart-UPS оказались необходимыми для защиты как компьютеров, так и каналов передачи информации.

Отмечу, что в отличие от нас многие компании, выпускавшие мощные источники питания, в один голос утверждали, что предложенная APC распределенная защита в принципе никому не нужна и что рынок ИБП - очень консервативный и на нем всегда будут работать специалисты, которые получили образование в области электротехники и хорошо разбираются в тонкостях проблем электропитания.

Однако APC оспорила это суждение и заявила, что намерена продавать ИБП по каналам ИТ-дистрибуции. В корне новаторский подход к сбыту источников питания вместе с постепенным развитием и расширением модельного ряда позволил нам за довольно короткий срок стать лидером рынка ИБП.

Вслед за Back-UPS и Smart-UPS в 1995-1996 гг. у APC появилась интересная разработка - модульный источник питания Matrix (позже на смену этому семейству пришли другие источники). И вновь все сообщество единодушно сошлось во мнении, которое можно выразить так: "Ладно, мы согласны, что через ИТ-дистрибуцию можно продавать Back-UPS и Smart-UPS, но осуществлять таким же образом сбыт источников мощностью в несколько киловольт-ампер - просто нереально". Тем не менее вопреки их утверждениям через ИТ-дистрибуцию стали продаваться не только ИБП Matrix, но также и появившиеся позднее более мощные устройства - Symmetra (мощностью до 16 кВ·А).

Заняв достаточно серьезную долю рынка однофазных ИБП, компания поняла, что может претендовать на нечто большее. В сферу ее интересов попал сегмент трехфазных источников питания, на который APC вошла после того, как приобрела датскую компанию Silcon, известную своей технологией дельта-преобразования. При этом наш выход на рынок трехфазных ИБП совпал с периодом бурного развития "дот-комовских" компаний.

После крушения рынка "дот-комов" стало ясно, что системы мощностью в сотни киловольт-ампер уже не так востребованы, как прежде, и перед APC встал вопрос о том, как развиваться дальше. К тому времени в нашем портфеле был уже весьма широкий спектр продукции - от решений для защиты серверов до аксессуаров к мобильным телефонам и портативным компьютерам, и компания начала строить планы по обеспечению своих клиентов полномасштабными решениями.

Тенденции рынка свидетельствовали, что корпоративные пользователи всерьез задумались об эффективности применения ИТ и отдаче от них. ИТ-департаменты начали участвовать в решении реальных бизнес-задач. При этом стало понятно, что ИТ-инфраструктура должна расти вместе с бизнесом: увеличивались объемы используемой в коммерческих целях информации, усиливалась зависимость бизнеса от ИТ.

Вместе с тем примерно пять-шесть лет назад, проанализировав результаты целого ряда серьезных исследований, мы поняли, что многие корпоративные пользователи сосредоточили свои усилия на создании центров обработки данных. Через некоторое время выяснилось, что надежное функционирование датацентра зависит не только от используемых ИТ, но и от качества существующей инженерной инфраструктуры (систем кондиционирования, электроснабжения и пр.).

Учитывая все эти обстоятельства, APC и занялась разработкой инженерной инфраструктуры, способной обеспечить надежное функционирование центров обработки данных и облегчить задачи, связанные с их модернизацией.

PC Week: В чем состоит основная особенность инфраструктурного решения APC?

Л. М.: Традиционный подход к оснащению датацентров заключался в использовании мощных ИБП и систем кондиционирования, которые, как правило, превышали по мощности в два-три раза текущие потребности заказчиков. Такая ситуация объяснялась сложностями модернизации ЦОДов, потребность в которой возникала регулярно, в частности из-за постоянного роста объемов используемой бизнесом информации.

Адаптивная инженерная инфраструктура центра обработки данных InfraStruXure, объединяющая серверные стойки, компоненты электропитания, кондиционирования и управления, построена по модульной структуре и позволяет построить датацентр, точно соответствующий потребностям заказчика, а затем по мере необходимости нарастить его мощности. Таким образом, ЦОДы - а точнее, все его компоненты - могут расти вместе с развитием бизнеса клиентов.

Проведенные исследования свидетельствуют о том, что если раньше на инженерную инфраструктуру приходилось 5-10% от стоимости датацентра, то через несколько лет доля ИБП, систем кондиционирования и управления и других инженерных компонентов будет составлять до 75% общей стоимости ЦОДа.

PC Week: Не кажется ли вам странным, что в эпоху бурного развития микроэлектроники столь значимое место в структуре ЦОДа отводится инвестициям в инженерную часть?

Л. М.: На наш взгляд, это вполне нормальная ситуация. Давайте посмотрим на то, что делают компании - разработчики электронных компонентов. Наращивая производительность своих микропроцессоров, они вместе с тем вынуждены бороться с ростом энергопотребления. Как они это делают? Направляют интеллектуальные усилия и финансовые средства на создание охлаждающих вентиляторов, устанавливаемых поверх процессоров, чтобы эти самые процессоры устойчиво работали. Что это, как не вложения в инфраструктуру, так сказать, на микроуровне?

Надежное функционирование датацентра зависит не только от используемых ИТ, но и от качества существующей инженерной инфраструктуры (систем кондиционирования, электроснабжения и пр.).

Озабочены необходимостью охлаждения оборудования и производители серверов, особенно если речь идет о блейд-серверах и других устройствах с высокой плотностью мощности, компактность которых заставляет разработчиков использовать более интенсивные способы теплоотвода, в том числе устанавливать мощные вентиляторы. Более того, некоторые производители серверов начинают оснащать вентиляторами и сами серверные стойки.

Куда же отводится генерируемое компьютерным оборудованием тепло? Оно "выдувается" в помещение, скажем, в серверную комнату, которую в результате нужно постоянно охлаждать. Проблема становится более актуальной, если принять во внимание, что пользователям приходится время от времени наращивать вычислительные мощности, например за счет увеличения количества серверов, что, в свою очередь, ужесточает требования к системам охлаждения и кондиционирования.

Есть еще один важный аспект, которому нередко не уделяли должного внимания. Известно, что для устойчивой работы серверов в помещении необходимо поддерживать не только определенную температуру, но и заданную влажность. Более того, в случае выхода этих параметров за пределы допустимых значений их восстановление до нормативного уровня должно происходить по вполне определенным алгоритмам (так, во избежание выпадения росы нельзя превышать некий порог скорости понижения температуры воздуха); невыполнение этого условия может привести к сбоям в работе компьютерного оборудования.

Вот типичные примеры того, для чего нужна продуманная инженерная инфраструктура.

Раньше пользователи пренебрегали вопросами физической безопасности ЦОДов, теперь, в условиях постоянного роста ценности информации, на обеспечение ее сохранности и защиты направляется все более значительная часть ресурсов.

PC Week: А насколько быстро растет общая стоимость центров обработки данных?

Л. М.: По нашим сведениям, стоимость оборудования увеличивается не слишком быстро. Более заметная тенденция состоит в том, что общие затраты на создание таких центров просто перераспределяются между компьютерной и инженерной частями ЦОДа в пользу последней. С одной стороны, это обусловлено снижением стоимости компьютерного и телекоммуникационного оборудования, а с другой - постоянным усложнением инженерной инфраструктуры за счет появления в ней новых компонентов. Скажем, если раньше пользователи пренебрегали вопросами физической безопасности ЦОДов, то теперь, в условиях постоянного роста ценности информации, на обеспечение ее сохранности и защиты направляется все более значительная часть ресурсов.

 PC Week: С учетом того что доля затрат на инженерную инфраструктуру ЦОДов постоянно растет, получается, что APC претендует на увеличение своего участия в доходах от создания датацентров. Какую роль готова играть APC в создании ЦОДов?

Л. М.: Вхождение на рынок ЦОДов с концепцией InfraStruXure действительно позволило APC увеличить свои доходы. Однако не надо забывать, что конкуренция в этой сфере возрастает: некоторые поставщики серверного оборудования и систем хранения, скажем IBM, намерены предлагать собственные инфраструктурные решения для создания датацентров.

Что касается вопроса о нашей роли, то мы учитываем региональную специфику рынков. В США, к примеру, многие вендоры, в том числе и APC, свое оборудование и решения продают заказчикам напрямую, выполняя при необходимости и функции системного интегратора. Если говорить о России, то здесь мы не собираемся брать на себя эту роль, а хотим выступать в качестве эксперта в области инженерных инфраструктур и построения датацентров.

Другое дело, каким образом заказчик захочет закупить наше оборудование: через наших партнеров или напрямую у APC (у нас есть компания, которая имеет право вести коммерческую деятельность на российской территории). Для нас главный вопрос состоит только в том, насколько прямые продажи могут быть прибыльными для компании. При прямых продажах APC несет гораздо больше обязательств (которые позже могут создать дополнительные проблемы), чем в тех случаях, когда помогает своей экспертизой партнерам - системным интеграторам, использующим при реализации проектов нашу инженерную инфраструктуру.

В принципе, мы практикуем стандартную схему - торгуем через партнеров. При этом, безусловно, являемся здесь неким центром компетенции. Мы серьезно занимаемся развитием сервисных услуг, создаем все больше и больше демонстрационных центров, работаем с заказчиками напрямую в том смысле, что встречаемся с ними и вместе - и под их требования - разрабатываем проекты.

APC очень сильна в так называемом "концептуальном инжиниринге". Суть его в том, что наши исследователи встречаются с клиентами, которые в ходе многочасовых "монологов" высказывают соображения о своем бизнесе и о том, каким хотели бы его видеть, а потом на этой основе эксперты APC создают свои новые разработки. К сожалению, до сих пор эта практика не применяется в России, но мы планируем реализовать институт бизнес-консультантов и здесь. Пока же мы осуществляем серьезные финансовые вложения в инженерный состав российского представительства APC.

PC Week: Какое место в структуре доходов вашей компании занимают решения для ЦОДов?

Л. М.: Хотя доля решений для ЦОДов в обороте APC растет динамично, наиболее значимая часть нашего бизнеса по-прежнему связана со сбытом источников бесперебойного питания. В России, скажем, мы продаем в больших объемах устройства Back-UPS и Smart-UPS. Сложность заключается в том, что нам необходимо сохранять - или даже увеличивать - свою долю на рынке ИБП и одновременно интенсивно развивать направление по ЦОДам.

Подчеркну, что в APC не считают ИБП и ЦОДы изолированными направлениями бизнеса. Напротив, для нас они логично связаны. Если мы, например, создаем у заказчика центр обработки данных, то позже можем предложить тому же заказчику и другую продукцию - скажем, сумки для ноутбуков с возможностью подзарядки их портативных ПК.

PC Week: Как вы оцениваете ситуацию в области создания датацентров в нашей стране?

Л. М.: Два года назад мы задались целью оценить потенциал данного рынка, но, к сожалению, не смогли этого сделать. Пытаемся понять, что происходит, получая информацию на разных выставках и семинарах. По нашим ощущениям, потенциал здесь большой и темпы роста данного рынка - высокие. В нынешнем году мы замечаем особую активность в области построения новых ЦОДов и стараемся находить проекты в том числе через наших партнеров.

Причем есть спрос не только на большие датацентры с использованием нескольких сотен или тысяч серверных стоек. Существует очень много клиентов, которым нужно всего по 10-20 стоек. Отмечу, что решения APC подходят и для крупных, и для небольших ЦОДов.

Примерами заказчиков могут служить, в частности, хостинговые компании, хотя в России их пока не так много. Могу сказать, что на стадии разработки у нас имеется несколько проектов с подобными клиентами.

PC Week: Как ситуация с ЦОДами в России выглядит на фоне других стран?

Л. М.: Если брать западноевропейские страны, то там происходит главным образом переобустройство существующих датацентров. Компании пытаются оптимизировать свои ИТ-расходы, более эффективно используя те ресурсы, которыми уже владеют. Я бы оценил соотношение вновь создаваемых и переоборудуемых ЦОДов там примерно как 30 к 70.

В России наблюдается прямо противоположная картина: большая часть центров обработки данных строится с нуля, а потому у заказчиков есть возможность воспользоваться при создании своих датацентров самыми современными технологиями.

PC Week: Спасибо за беседу.