ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ    

 

Удержать высококвалифицированный персонал нелегко, но при правильном подходе - можно

Хейли Линн Мак-Кифри

Шесть лет назад Пол Томпсон отказался от заманчивого поста в крупнейшем международном инвестиционном банке Goldman Sachs, чтобы стать системным инженером фирмы Custom Computer Specialists (www. customonline.com), занятой системной интеграцией, и ни разу не пожалел об этом. "В то время получить место в престижной и динамично развивающейся компании было невероятной удачей. Однако я доволен, что не пошел работать в Goldman Sachs, - говорит Томпсон, ныне старший системный инженер. - В Custom Computer приходится трудиться не покладая рук, но здесь я чувствую простор для творчества".

Для Пола Томпсона интересная работа

важнее заработка

Каждый системный интегратор желает, чтобы его ведущие инженеры говорили о себе то же самое. Однако гораздо чаще востребованные профессионалы предпочитают более высокий заработок и перспективу карьерного роста. Иногда люди стараются поправить свои дела, когда видят, что их зарплата годами не меняется, а жизнь дорожает.

Любой работодатель может сохранить достойные инженерные кадры, если будет правильно сочетать основные стимулы, такие как разовые премии, приемлемая зарплата, уважение права на личную жизнь и перспективы карьерного роста.

Системным интеграторам, особенно небольшим компаниям с ограниченным бюджетом, очень трудно конкурировать на рынке труда. Но и при скромных ресурсах фирма имеет шанс удержать ценных специалистов. Как считают эксперты по занятости, почти любой работодатель может сохранить достойные инженерные кадры, если будет правильно сочетать основные стимулы, такие как разовые премии, приемлемая зарплата, уважение права на личную жизнь и перспективы карьерного роста.

Конкурентный рынок

По данным кадровых агентств и рекрутинговых фирм, работники увольняются по разным причинам, начиная от сознания недооценки своих способностей и постоянных перегрузок и кончая невозможностью повышать квалификацию и подниматься по служебной лестнице. Кто-то уходит на лучшую зарплату, а кто-то надеется на более разумный баланс между работой и семейной жизнью. "Сегодня повсюду идет война за таланты. Безработица очень невелика, в целом по стране - 4,6%, а среди квалифицированных кадров и того ниже. Поэтому компаниям надо уделять гораздо больше внимания стратегии удержания персонала", - считает Джон Челленджер, исполнительный директор агентства по трудоустройству Challenger, Gray & Christmas.

В последнее время уровень текучки кадров продолжает расти. Согласно опубликованному в феврале отчету рекрутинговой фирмы TalentKeepers (www. talentkeepers.com), 91% опрошенных американских компаний жалуются на высокую либо растущую текучесть и лишь 9% респондентов сообщили о снижении этого показателя за последний год.

По результатам опроса сотрудников, проведенного онлайновым агентством Salary.com и представленного в отчете 2005/2006 Employee Satisfaction and Retention Survey, 65% респондентов планируют в ближайшие три месяца подыскать себе новую работу, что вдвое больше, чем в 2004 г.

Требуется: интересная работа

Вопрос не всегда сводится к заработку. Многие инженеры выбирают новое место, ставя во главу угла возможность работы с новейшими продуктами. "Специалисты, имеющие дело с устаревшими технологиями, стремятся поменять работу, - говорит Майк Берг, консультант по подбору кадров в технологическом секторе из агентства Lucas Group. - Если им у вас скучно, они захотят уйти".

В Custom Computer прекрасно понимают, что интересная работа - ключевой фактор удовлетворенности сотрудников. "Предлагая своим клиентам наиболее передовые технические решения, мы стали более привлекательным местом работы для одаренных людей, - отмечает Люси Мареско из отдела кадров Custom Computer. - Мы предоставляем своим техническим кадрам возможность учиться, осваивать и внедрять самые новейшие продукты в разнообразных пользовательских средах".

Инженеры также заинтересованы в здоровых отношениях с коллегами и менеджерами. "Одним из важнейших факторов закрепления сотрудников на привычном месте являются люди, с которыми они работают, - уверен Билл Колеман, старший вице-президент фирмы Salary.com по вопросам зарплаты. - Если у человека устанавливаются хорошие контакты с сотрудниками и руководством, его реже тянет менять работу". По данным вышеупомянутого отчета 2005/2006 Employee Satisfaction and Retention Survey, дружественные отношения с коллегами наряду с возможностью поддерживать плодотворные деловые контакты с начальством и жить в пригороде стоят в верхних строках перечня факторов, способствующих удовлетворенности человека своим местом.

Не так уж сложно сделать, чтобы инженеры комфортно чувствовали себя в коллективе. "Чтобы выяснить, как работается сотруднику, не нужно ждать результатов ежегодного анкетирования, - полагает Рик Кадиз, директор Custom Computer по продажам. - Достаточно дать людям понять, что если они чем-то недовольны, то всегда могут переговорить со своими руководителями, которые внимательно отнесутся к их проблемам".

Так, Томпсон и его коллеги из Custom Computer еженедельно по часу беседуют со своим директором: "Эти встречи реализуют на практике политику открытых дверей. Люди свободно обо всем высказываются. Компания реально вникает в проблемы сотрудников, стараясь сделать так, чтобы они чувствовали комфортную атмосферу и были удовлетворены работой".

Десять способов осчастливить сотрудников

1. Заработок. Хорошая зарплата - всегда плюс, но это еще не все.

2. Бонусы. Предоставляйте льготы и вознаграждения за достижения в решении конкретных задач.

3. Личная жизнь. Обеспечьте гармоничный баланс между работой и личной жизнью людей, используя гибкий подход к распределению рабочего времени сотрудников и позволяя им, когда это возможно, работать на дому.

4. Культура. Нужно ясно объяснить людям основные принципы корпоративной культуры, чтобы исключить повод для домыслов.

5. Моральное поощрение. Публично признавайте крупные достижения конкретных сотрудников.

6. Лучше других. Формируйте привлекательную корпоративную культуру, чтобы выделить свою фирму на общем фоне.

7. Умение слушать. Выбирая формы поощрения, прислушивайтесь к пожеланиям персонала.

8. Образование. Оплачивайте профессиональное обучение и предоставляйте сотрудникам некоторую свободу в выборе учебных программ.

9. Товарищество. Создавайте возможности для завязывания хороших взаимоотношений сотрудников друг с другом и с руководителями.

     10. Перспективы. Стимулируйте трудовую энергию людей четкими планами карьерного роста.

 

Не забывая про жизнь

Как ни важна работа, основная масса сотрудников вовсе не желает приносить в жертву свою личную жизнь. "Большинство людей прекрасно понимают, что компания должна работать и обслуживать клиентов, - говорит Кэтрин Дови, владелица фирмы Dovey HR Strategies, консультирующей по вопросам зарплаты и кадров. - Однако многие работодатели недопонимают, что у их сотрудников есть собственные представления о гармоничном балансе между работой и личной жизнью".

"Сегодня везде идет борьба за таланты. Безработица в США очень низка - 4,6% в среднем по стране".

Джон Челленджер,

исполнительный директор компании Challenger, Gray & Christmas

Для некоторых людей свободное время важнее всех иных вознаграждений. "Многие просто хотят самостоятельно распоряжаться своим временем, - подчеркивает Колеман. - Их интересует возможность отлучиться, поработать дома, перейти на укороченную рабочую неделю и другие способы получить больше свободы".

Покажите мне деньги!

Не так уж часто услышишь, что кто-то держится на одном месте только из-за заработка, однако многие упоминают его - вернее, недостаточный его размер - как причину ухода с работы. По словам Колемана, всем хочется получать побольше, но в то же время человек привыкает к насиженному месту, ведь подавляющее большинство людей чувствует себя комфортнее в знакомой среде.

По данным Salary.com, 57% тех, кто собирается поменять место работы, объясняют это неудовлетворенностью заработком. Однако, как показывает анализ, реально малооплачиваемыми являются лишь менее 20% из этой категории работников, тогда как около 35% имеют зарплату, соответствующую нынешнему состоянию рынка, а примерно 20% - даже выше.

По словам Колемана, имеется целый ряд причин, почему людям ошибочно кажется, что им недоплачивают. Например, многие оценивают заработки исходя из должности, без учета реальных трудовых обязанностей. Им представляется, будто их должность подразумевает более высокую зарплату, чем та, что они получают. Но при реальной оценке заработков главное не то, как вы называетесь, а что вы делаете.

Системным интеграторам следует постоянно пересматривать свою шкалу зарплат с учетом меняющихся стандартов оплаты труда в ИТ-отрасли, отмечает Брайан Габриельсон, директор по национальной практике отделения Salaried Professional Services компании Robert Half Technology. Информацию о зарплатах можно отыскать в различных источниках, включая отраслевые издания, агентства по трудоустройству и Интернет; при этом важно, что такие сведения доступны и работодателям, и работникам. "Отделы кадров ряда компаний, - говорит Берг, - начинают отслеживать сообщения в пользовательских группах, в сообществах на базе списков рассылки и в блогах. Другим хорошим источником информации являются встречи представителей профессиональных ассоциаций".

По мнению Дови, работодателям следует знать текущие нормы зарплаты в своей отрасли и доводить эти данные до сведения работников. Хотя многие люди думают, что им недоплачивают, это не всегда так.

Не только зарплата

Заработок - важнейший показатель удовлетворенности человека местом работы, но одного этого мало. По словам Дэвида Рубино, президента и исполнительного директора Universal Solutions Group (USG), зарплата играет важную роль, когда человек устраивается на работу, но является довольно слабым фактором для его закрепления на этом месте. "Кроме нее мы предлагаем нашим работникам разнообразные льготы, включая персональные выходные и оплачиваемые отпуска, платим за обучение и рассказываем о перспективе и основных этапах карьерного роста, о возможностях повышения зарплаты, а также о других бонусах".

Даже обладая скромным бюджетом и не имея возможности увеличения жалованья, работодатели могут и должны поощрять своих людей за хорошую работу бонусами и другими материальными вознаграждениями. "Премии и фондовые опционы можно использовать как эффективный инструмент награды за выполнение важной работы, компенсирующий невысокий основной оклад, - говорит Колеман. - Если повысить общий уровень зарплаты сложно, то найти в бюджете возможности разовых выплат гораздо проще. Иногда это приносит даже больший результат, так как позволяет выделить и наградить конкретных людей".

Для успешного использования подобных стимулов важно ясно обрисовать цели, за достижение которых работнику полагается вознаграждение. "Делайте это открыто, - подчеркивает Дови, - чтобы об этом знал весь персонал. Падающие с неба непонятно за что деньги не меняют поведение людей. Стимулы должны быть увязаны с реальной отдачей".

Сегодня, добавляет Дови, когда зарплата, как правило, перечисляется людям на банковский счет, денежное вознаграждение надо по возможности выписывать отдельным чеком, чтобы подчеркнуть его конкретное назначение. Это привлекает внимание других работников и делает награду более весомой. Ведь важно не только поощрить за работу, но и публично об этом сообщить. "Начальство должно отмечать отличившихся сотрудников так, чтобы об этом узнало как можно больше людей", - считает Габриельсон.

Простор для изобретательности

Каждая компания уникальна, и потому столь же уникальны должны быть и подходы к стимулированию персонала, уверена Дови. Так, одна фирма с офисами возле озера построила там причал, чтобы сотрудники могли прокатиться на лодке перед работой или во время обеденного перерыва. В другой организации люди попросили и получили право на лишний день отдыха - во время открытия сезона охоты на лосей. Руководство третьей фирмы предоставило сотрудникам периодические сеансы бесплатного массажа - пока людям это не надоело и они не попросили перевести расходуемые деньги на другие цели.

"Вы можете предоставить те или иные льготы как всему персоналу, так и отдельным сотрудникам", - говорит Челленджер, добавляя, что он знает фирмы, имеющие даже свои винные погреба, игровые автоматы или койки для желающих соснуть: "Гибкие подходы к льготам, улучшающим трудовой климат или позволяющим адаптировать среду к стилю жизни отдельного человека, встречают ответную реакцию людей и укрепляют их привязанность к месту работы".

Другим популярным средством являются корпоративные праздники, на которые приглашаются сотрудники компании и члены их семей и где они могут поближе друг с другом познакомиться. "При интенсивном рабочем графике, -высказывает свое мнение Кадиз, - немалую роль играют групповые мероприятия и веселые вечеринки. Мы выделяем время для игры, концерта, небольшого развлечения или обеда, что помогает объединить людей. У нас также имеются более формальные программы для чествования наших сотрудников на общекорпоративной основе".

Как-то раз Custom Computer отправила руководителей с супругами на трое суток на Багамы для празднования дня св. Патрика. По словам Томпсона, это был щедрый жест в отношении тех, кто является лидерами организации. По случаю Хэллоуина в компании ежегодно организуют костюмированную вечеринку, а в честь сотрудников, проработавших в компании 5, 10 или 15 лет, устраиваются обеды с дегустацией вин. "Для участников мероприятий проводятся лотереи, и в прошлом году, - добавляет Томпсон, - я даже выиграл большой телевизор с плоским экраном. Это был чудесный вечер".

Чтобы людям не приедалось одно и то же, в Custom Computer постоянно изобретают новые способы поощрения персонала. Скажем, инженеры, которым присуждены различные технические сертификаты, награждаются почетными значками и денежной премией для покупок через Интернет.

"В нашей отрасли многие ищут способы стимулировать хорошие результаты. И наши новшества уже входят в традицию", - с гордостью отмечает Томпсон. Одна из причин успеха Custom Computer в деле поощрения персонала - возможность общения сотрудников с администрацией компании. Серьезнейшая ошибка, которую в данном случае может допустить руководство, - это неумение или нежелание узнать, в каких поощрениях заинтересованы сами работники. "Руководителям не следует полагать, что они в одиночку смогут придумать идеальное решение", - предупреждает Дови.

Каждая компания уникальна, и потому столь же уникальны должны быть и подходы

к стимулированию персонала.

По словам Челленджера, менеджерам компании надо либо беседовать с людьми индивидуально, либо проводить периодическое анкетирование, выявляющее их настроения.

Учите меня

Обучение сегодня является одним из важнейших требований работников к компании, причем в особенности это касается инженерного персонала. "Поддержка квалификации на современном уровне - источник жизненных сил ИТ-специалиста, - уверен Гретчен Коч, директор по учебным программам отраслевой ассоциации CompTIA. - Даже если работодатель не хочет или не может предоставить средства на обучение или организовать этот процесс на месте, люди будут тратить собственное время и деньги, чтобы идти в ногу с технологиями".

Согласно опубликованному в марте отчету Robert Half and Associates, 63% опрошенных руководителей компаний рассматривают возможности профессионального развития как наилучшую стратегию удержания ведущих сотрудников. "Работники реально заинтересованы в повышении уровня своей подготовки", - утверждает Дови.

Обучение - сильнейший фактор дифференциации работодателей. "Лишь около 20% ИТ-специалистов получают от компаний помощь в приобретении новых навыков, - отмечает сотрудник CompTIA Джун Кезег, ссылаясь на недавнее исследование этой организации. - Таких счастливцев гораздо меньше, чем тех, кому приходится заниматься этим самостоятельно".

Один из вариантов успешной стратегии состоит в выделении специального бюджета на обучение, чтобы сотрудники вместе с руководителями групп могли самостоятельно решить, как потратить эти деньги. "В таком случае они, естественно, задумаются, что можно получить от различных программ и какую пользу это сможет принести их организации", - говорит Кезег.

Как устроиться на работу с хорошей зарплатой

Переговоры о назначении или пересмотре вашего оклада требуют взвешенного подхода. Многие люди боятся запросить слишком много, чтобы их не сочли наглецами. Однако требуя слишком мало, можно продешевить. Вот ряд советов, как лучше вести такие переговоры.

Будьте подготовленными. Еще до выхода из дома оцените свою рыночную стоимость. Вам могут помочь такие инструменты, как Salary Wizard на сайте Dice.com. Имейте в виду, что должности обычно ценятся меньше, чем профессиональные навыки.

Всему свое время. Начиная разговор с потенциальным работодателем, не заостряйте внимание на вопросах заработка. Не спешите раскрывать свои карты, а если интервьюер спросит о ваших пожеланиях, назовите не конкретную цифру, а примерный диапазон.

Не бойтесь торговаться. Все может быть предметом переговоров, и зарплата здесь не исключение, поэтому не стоит бояться попросить лишнего. Если у работодателя для этого нет возможностей, переведите разговор на перспективы будущего повышения зарплаты.

Проявляйте себя. Всегда думайте о будущем. С первого дня работы на новом месте готовьте себя к будущему росту и старательно записывайте свои успехи - со временем это поможет вам продемонстрировать собственные возможности.

 Будьте информированными. При переговорах о повышении зарплаты надо иметь представление о реальных ставках в отрасли. Постарайтесь узнать, какой диапазон заработков соответствует вашей квалификации, и обращайтесь к начальству без гонора и тем более без гнева.

Дебора Ротберг

Некоторые компании возмещают расходы работников на обучение или спонсируют получение ими университетских дипломов. "Инженеры больше, чем люди других профессий, заинтересованы в постоянной переподготовке, и возможность повышения квалификации является для них реальным фактором притяжения, подтверждающим, что компания готова инвестировать их карьерный рост", - подчеркивает Челленджер.

Затраты системных интеграторов на обучение приносят огромную отдачу. Например, по словам Рубино, USG поддерживает целый ряд образовательных программ, в том числе интернет-курсы, свои собственные учебные классы и практическое обучение с наставником. "Мы убедились, что каждый наш доллар, вложенный в профессиональную подготовку, возмещается более чем в пятикратном масштабе", - заявил он.

Глядя в будущее

В заключение добавим, что для привлечения и закрепления кадров системные интеграторы всегда должны смотреть вперед и показывать сотрудникам, что в компании перед ними открываются прекрасные перспективы. "Мы перестали делать упор на сегодняшний день, и теперь в работе с кадрами уделяем главное внимание их будущей карьере, - делится опытом Рубино. - Беседуя с кандидатом, мы начинаем с того, что продумываем вместе с ним этапы его работы на три - пять лет вперед. Мы обсуждаем, как год за годом будет расти его вклад в наше дело, и рассказываем об инвестициях, которые мы готовы вложить в своего работника ради его успеха".

Версия для печати