СЕРГЕЙ БОБРОВСКИЙ: КОЛОНКА ОБОЗРЕВАТЕЛЯ

 

Матч за звание чемпиона мира по версии ФИДЕ между россиянином Владимиром Крамником и болгарином Веселином Топаловым (в момент подготовки статьи он еще продолжался) ознаменовался скандалом, который впервые в истории турниров подобного уровня имеет компьютерные корни. На протяжении 2006 г. СМИ неоднократно публиковали высказывания некоторых гроссмейстеров, полагавших, что Топалов на официальных соревнованиях пользуется подсказками шахматных программ. Цепочки ходов из ряда партий этого игрока действительно совпадали с ходами, которые сделала бы на его месте известная программа "Рыбка" (Rybka). Кроме того, в соревнованиях Топалов подчас демонстрировал удивительные победные серии, выигрывая в критической ситуации по пять партий подряд, что, как полагают известные шахматные тренеры, вряд ли возможно без посторонней помощи.

В результате на нынешнем матче были предприняты уникальные меры противодействия возможным подсказкам. В частности, шахматисты играли в комнате, защищенной от проникновения радиоволн, а внутренняя ее сторона была сделана непроницаемой, чтобы игроки не могли видеть сидящих в зале и получать от них помощь. Масла в огонь неожиданно подлил Крамник, который принялся десятки раз за партию выходить в личную комнату, где отсутствовало видеонаблюдение (впрочем, наш чемпион, испытывая определенные проблемы со здоровьем, любит думать в движении и всегда много ходит на любом турнире). И хотя никаких обвинений в отношении игроков со стороны ФИДЕ не последовало, можно предположить, что будущие соревнования - сначала за звание чемпиона мира, а потом и все остальные - все чаще будут проходить в обстановке повышенной подозрительности и с применением полицейских средств электронной борьбы (сканеров, "глушилок" и металлоискателей, задействованных уже на нынешнем турнире).

Насколько реальны опасения организаторов интеллектуальных игр и почему такая ситуация возникла именно сегодня? В последние пару лет в шахматном мире произошел настоящий переворот, который выплыл на поверхность именно благодаря "Рыбке". Но обо всем по порядку.

В типичной позиции мастер анализирует лишь несколько ходов (три-пять лучших, по его мнению, из десятков возможных), рассчитывая при этом длинные варианты. Во многих позициях он вообще делает единственный форсированный ход - все остальные резко ухудшают позицию. Поэтому совпадение ходов мастера с ходами сильной программы весьма вероятно. Так, уже в ходе турнира представители болгарской делегации объявили, что около 80% сделанных Крамником ходов совпадают с ходами, которые сделала бы в аналогичных позициях известная программа Fritz 9.

Но, во-первых, ход, который предлагает программа, зависит от быстродействия компьютера (способности учесть большое число вариантов), от настроек программы и ее версии. Во-вторых, сильных программ немало, и несложно подобрать и настроить одну из них так, чтобы она соответствовала стилю игры конкретного гроссмейстера. В-третьих, энтузиасты сравнили партии обоих участников с вариантами, предложенными "Рыбкой", и оказалось, что у каждого из них примерно одинаковый процент совпадений (около 60%). В-четвертых, партии многих известных гроссмейстеров также совпадают с партиями, которые на их месте сыграла бы та или иная программа. Например, партии Шлехтера с Чигориным и Ласкером столетней давности полностью совпали с партиями, которые на его месте сыграла бы программа Shredder, один из призеров последнего компьютерного чемпионата. В-пятых, наиболее сильные, решающие ходы в партии гроссмейстеры нередко делали как раз наперекор "совету" программы, а в других случаях не замечали мата в несколько ходов, который никогда не пропустит даже самая простая программа.

Но почему тема подсказок возникла именно сейчас и в связи с "Рыбкой"? Скорее всего, из-за ее невероятной силы, которая в шахматном мире оценивается в виде ЭЛО (специальный рейтинг ФИДЕ). Порог в 2800 пунктов ЭЛО преодолели лишь три человека за всю историю шахмат - Фишер, Каспаров и Топалов, причем их отрыв от ближайших преследователей велик и составляет 150-200 пунктов. На типичном гроссмейстерском уровне 2600 играет сегодня и абсолютное большинство программ, хотя рейтинг лучших из них за последние годы приближается к 3000 (у "Рыбки" - 2950) и, по оценкам экспертов, не за горами кажущийся феноменальным порог 3100, причем достигнут он будет еще в текущем десятилетии. Важно, что для работы таких программ уже не требуется суперкомпьютер наподобие Deep Blue, достаточно современного ПК за 1-2 тыс. долл. и 64-разрядной версии Windows или Linux.

"Рыбка" так же отличается от продуктов конкурентов, как реальные игроки с рейтингами 2800 и 2600. Ранее новые шахматные программы часто основывались на готовых наработках, решениях в открытом коде, доступных базах знаний и т. д., и все они играют примерно в одну силу. На протяжении 1990-х гг. многим шахматным экспертам казалось, что основные подходы к созданию игровых программ изучены и остается лишь совершенствовать детали их функционирования, уточнять отдельные элементы оценки позиции и ожидать роста производительности компьютеров. Однако в начале XXI века неожиданно появилось несколько оригинальных шахматных движков:

- Zappa, автор которой, американец Энтони Коззи, выпускник университета Карнеги-Меллона, никому свою программу не показывает и готовит только для официальных турниров;

- бесплатная Ruffian (ruffian.hkust.se) шведа Перола Вэлфридсона;

- Fruit (www.fruitchess.com) француза Фабиана Летузи, распространявшаяся в исходных текстах (wbec-ridderkerk.nl) и лишь недавно ставшая платной.

Все они созданы не профессиональными компаниями, много лет специализирующимися на шахматном программировании, а малоизвестными любителями, но оказались крайне сильными, и производителям коммерческих программ пришлось приложить немало сил и средств, чтобы выравнять положение.

К семейству подобных выскочек относят и программу Rybka, созданную чешским программистом Васиком Райлихом. Она была выложена в бета-тестирование на сайте www.rybkachess.com в конце 2005 г. и сразу показала удивительные результаты, обыгрывая признанных грандов компьютерных шахмат с разгромным счетом - всухую десятки партий подряд! Наблюдатели даже заговорили о конце шахмат как игры.

Правда, пока чемпионом мира "Рыбка" не стала - как и людям, ей (точнее, ее автору) не хватает опыта турнирной подготовки, который связан не столько с чистой силой игры, сколько с настройкой на требования регламента и на стиль конкретного соперника. На последнем чемпионате мира среди шахматных программ, состоявшемся в июне этого года в Турине, "Рыбка" заняла вторые места в главном турнире (победителем стала давняя израильская разработка Junior, единственная из всех программ, три раза становившаяся самой сильной в мире) и в турнире по быстрым шахматам, где уступила немецкой Ikarus. Правда, эксперты полагают, что преимущество "Рыбки" однозначно выявилось бы, если бы она сыграла с каждым из соперников большое число партий, а не пару ограниченных турниром встреч, где силен фактор случайности.

Причин феноменального успеха "Рыбки" несколько. Во-первых, это уникальный талант Райлиха, который успел закончить Массачусетский технологический институт и выполнить норматив международного мастера спорта по шахматам. Во-вторых, это постепенный переход количества (растущей производительности и других ресурсов современных компьютеров) в качество игры - видимо, увеличение глубины расчета на определенном уровне открывает принципиально новые, ранее недоступные пути совершенствования программ. В-третьих, и современные игровые системы отнюдь не совершенны: они по-прежнему берут в основном "грубой силой", полным перебором всех вариантов, и подобные механизмы лишь в последние годы стали дополняться качественными базами знаний и тонкой настройкой функции оценки позиции. Райлих полагает, что нынешние алгоритмы перебора малоэффективны (при том, что они десятки лет совершенствуются лучшими компьютерными специалистами), да и оценка позиции пока проработана весьма слабо - то есть имеется множество путей улучшения игровых движков. Причем это все лишь шахматные и чисто алгоритмические аспекты совершенствования - а есть еще немало технических приемов (например, 64-разрядная версия "Рыбки" работает в полтора раза быстрее 32-разрядной и готовится версия для двухпроцессорной машины) и организационных находок (наподобие способности программы играть на победу против слабого соперника или на ничью против сильного).

Прорыв в компьютерных шахматах серьезно сказался, как мы видим сегодня, и на шахматном мире людей. Впрочем, тема подсказок муссируется на крупных турнирах уже много лет. Обвинения в свое время выдвигались и против Анатолия Карпова - дескать, группа тренеров передает ему подсказки в виде стакана с кефиром разного цвета. Поэтому совпадения и перепады в игре знаменитых шахматистов отнесем на счет их выдающегося таланта: возможно, они просто сыграли слишком много партий с "Рыбкой" или Fritz’ем и освоили их победный стиль.

К автору можно обратиться по адресу: sbo@pcweek.ru.

Версия для печати