ВНЕДРЕНИЯ

Опыт создания беспроводной опорной сети в столичной торговой компании

Несмотря на то что в Москве весьма развита кабельная инфраструктура связи, существует множество видов бизнеса, которым при острой потребности в скоростной передаче данных остается использовать только мобильные каналы доступа. Это, в частности, магазины, торгующие книгами, прессой и полиграфической продукцией.

Располагаясь рядом со станциями метро, иногда в только что выстроенных павильонах, они оказываются в зоне "абсолютной проводной недоступности" - подключать выход в Интернет по кабелю дорого и долго, а о необходимом количестве проводных телефонных линий и о едином провайдере в масштабах всего города в таком случае можно сразу забыть.

К тому же подобные точки продаж мобильны: бывает, что приходится оперативно менять их местоположение и при этом обеспечивать запуск буквально "с колес". Именно в такой ситуации оказалась компания "Сейлс" (www.salespress. ru) со своей торговой сетью, которую она и перевела на тотальную связь без проводов, обеспечиваемую телекоммуникационным оператором "Синтерра" (www. synterra.ru).

Особенности внедрения

Компания "Сейлс" занимается дистрибуцией книг и прессы по всей России и в других странах СНГ, но основная концентрация бизнеса приходится на Москву и Центральный федеральный округ, где у нее насчитывается наибольшее количество партнеров, а также пятнадцать оптовых и восемь розничных магазинов (в ближайшее время планируется расширение до 25 розничных торговых точек).

Как отмечает Илья Лукьянов, директор "Сейлс" по развитию информационных систем, раньше компания работала аж с одиннадцатью провайдерами - здесь были и местные домашние сети, и крупные Ethernet-операторы, и компании, предоставляющие радиодоступ, организующие доступ в сеть Интернет по ADSL, временами приходилось использовать и GPRS-каналы от "Большой тройки".

Илья Лукьянов: “Для автоматизации

 предприятия мы выбрали решение

 pre-WiMAX - мобильное, с быстрым

стартом и гибкими возможностями

расширения”

Однако работа со множеством организаций давала о себе знать: каждый оператор связи предлагает клиенту свой формат отчетности и свои временные рамки. Кроме того, приходилось значительное время тратить на выставление счетов, в случае проблем работать с различными службами технической поддержки, и при этом ни о какой гарантированной полосе пропускания по большей части речи просто не шло.

Небольшому ИТ-подразделению "Сейлс" (восемь человек), обслуживающему немалое количество территориально разбросанных офисов, важно было иметь одну "точку входа" для экономии времени и безлимитный доступ, чтобы не следить за трафиком, исходящим от каждого павильона. Причем компания активно арендовала новые магазины, а для проведения любых коммуникаций в торговые ряды рядом с метро необходимо множество различных согласований, которые затягивают ситуацию по времени. "Таким образом, - продолжает г-н Лукьянов, - для автоматизации предприятия мы выбрали решение pre-WiMAX, мобильное, с быстрым стартом и гибкими возможностями расширения".

Торговый павильон - подвести сюда

кабельные линии связи долго и дорого

Дело в том, добавляет директор по коммерческому развитию компании "Синтерра" Тигран Погосян, что технология pre-WiMAX в отличие от традиционных технологий радиодоступа способна обеспечить связь и вне прямой видимости базовой станции на отраженном сигнале. Оборудование NextNet, на котором построена сеть оператора, работает с 1024 поднесущими, что обеспечивает устойчивый прием сигнала. Поэтому, несмотря на особенности городской застройки или погодные условия, как минимум для большинства абонентов связь будет доступна с помощью модема, установленного не на крыше или внешнем подвесе, а внутри здания.

Первый этап проекта по созданию транспортной системы для ИТ-инфраструктуры предприятия, длившийся около двух кварталов, в настоящий момент завершился. Всем офисам и торговым точкам компании обеспечен широкополосный беспроводной доступ в Интернет на скорости от 64 до 128 кбит/с, а также городская телефонная связь.

Топология созданной сети - "звезда". Оконечное пользовательское оборудование - NextNet в виде внешних модемов двух типов: для установки внутри здания (при условии хорошего приема) или на его крыше (если торговая точка находится в кольце высотных зданий, затрудняющих распространение радиосигнала).

Для внедрения подобной системы не пришлось строить отдельную дорогостоящую инфраструктуру, как это было бы в случае с кабельным подключением. Основные деньги ушли на инсталляцию каналов, причем никакого нового оборудования, кроме модемов, не понадобилось. Как уточнил Тигран Погосян, размер единовременного платежа за подключение к Интернету составлял 250 долл. за канал со скоростью 64 кбит/с, причем это деньги не "за воздух": клиент получает оборудование, необходимое для предоставления услуги.

Сейчас в каждой торговой точке находится от трех до шести персональных компьютеров, один из них - сервер, остальные - кассовые аппараты и рабочие машины, которые используются для инвентаризации продукции (в компании более 20 тыс. наименований товаров).

Бизнес-процессы предприятия не требуют быстрой передачи большого массива информации. Обновление базы печатных изданий, проданных за день, заказ на следующее утро, отчет по выручке - все это проходит один раз в сутки, и каждый час идет обмен небольшими порциями данных по товарным остаткам в течение дня. Ну и, конечно, голосовой трафик по каналам связи.

Центральный компьютер с интервалом в несколько минут отправляет системные запросы по всем подключенным торговым точкам, чтобы удостовериться, что они находятся в рабочем состоянии и канал связи действует. Если ответ на такой запрос не поступает, информация передается администратору сети, который устанавливает источник проблемы и принимает необходимые меры.

В качестве резервного канала доступа обычно используют мобильные модемы AnyData от оператора "Скай Линк" - имеются они не во всех торговых точках, но в случае проблем со связью или проведения технических работ на сети оператора могут быть введены в действие в течение 2 ч. Ежемесячные платежи с каждой точки укладываются в 125 долл.: 85 долл. за безлимитный доступ в Интернет (при скорости канала 64 кбит/с) и 40 долл. за одну телефонную линию с городским номером и безлимитными местными звонками.

Внутренний модем pre-WiMAX NextNet может

 быть подключен как к ноутбуку, так и к

 серверу, и к кассовому терминалу

На втором этапе в планах компании "Сейлс" - развитие существующей беспроводной сети. Необходимо закончить подключение всех точек продаж, включая вводимые в строй, в офисах установить маршрутизаторы и другое коммуникационное оборудование Cisco.

Для развития бизнеса следует подключить к общей системе заказов подразделение по отправке книг и ввести в действие интернет-сайт для приема заказов от частных пользователей и партнеров - у многих из них пока нет даже электронной почты, не говоря уж о собственном интернет-представительстве..

Эффект от внедрения

Эффект от создания беспроводной системы связи сегодня проявляется как в организационном, так и в экономическом аспекте. Во-первых, в результате перехода на работу с одним оператором по двум-трем тарифным планам значительно ускорилось оформление всей документации.

Схема ИТ-решения на базе беспроводной сети

Раньше, признается Илья Лукьянов, на это каждый месяц уходило по нескольку дней, в течение которых приходилось готовить множество отчетных форм, подписывать десятки актов приемки-сдачи выполненных работ. Сейчас вся отчетность укладывается в пару страниц.

Во-вторых, сократилась длительность ввода в строй новых торговых павильонов - весь этап подключения проходит буквально за два-три дня. В-третьих, поставляемая в центральную АСУ информация о продажах в режиме реального времени позволила более точно прогнозировать объемы продаж в каждом магазине, что в свою очередь позволяет оптимизировать загрузку транспортного парка. В результате предприятие смогло вплотную подойти к системе поставок Just-in-time с минимальными запасами продукции, увеличить торговые площади за счет тех, что раньше были зарезервированы под оперативные склады, и таким образом увеличить прибыль.

В-четвертых, компания получила возможность оперативно менять арендуемые площади, не теряя всего спектра интернет-услуг.

В-пятых, обеспечена передача данных и голосового трафика по одному каналу; при этом стоимость стартового взноса не увеличивается, дополнительных денег за трафик тоже не взимается, оплачивается только абонентская плата за сервис.

Конечно, отмечает Илья Лукьянов, процесс внедрения новой технологии не обошелся без сбоев - приходилось "воспитывать" различные службы оператора, тесно работать с технической поддержкой, наблюдать за всеми этапами внедрения системы и добиваться, чтобы она была единообразной. Помогло выделение специального менеджера по проекту от оператора связи, который, имея непосредственный контакт с различными службами оператора, взял на себя многие возникшие в ходе внедрения проблемы.

Версия для печати