BUSINESS INTELLIGENCE

Нынешний год для компании SAS (www.sas.com) особый. Она отметила сразу три юбилея: 30 лет со дня основания, 25 лет с начала деятельности в Европе и 10 лет с момента открытия российского представительства. Впрочем, как рассказал на прошедшей в конце сентября конференции SAS Forum Russia вице-президент SAS Фил Уинтерс, впервые он приехал в СССР еще в 1990 г. и уже тогда встречался с пятью местными группами пользователей программ SAS.

Но на самом деле все началось еще раньше. В 1966 г. группа специалистов университета штата Северная Каролина взялась за статистическую обработку колоссального массива данных местного сельскохозяйственного департамента. И лишь десять лет спустя этими научными сотрудниками была учреждена небольшая частная фирма, предлагавшая единственный программный продукт Statistical Analysis System (SAS). На протяжении последующих 30 лет спектр решений стремительно расширялся, доходы росли, и в минувшем году они достигли 1,68 млрд. долл. Сегодня в арсенале SAS мощная BI-платформа SAS Enterprise Intelligence Platform, набор функциональных решений SAS Intelligence Solutions и отраслевых приложений SAS Industry Solutions (см. PC Week/RE, N 36/2006, с. 3).

Согласно исследованию мирового рынка BI, проведенному аналитической компанией IDC, в 2005-м SAS занимала на нем второе место с объемом продаж около 580 млн. долл. В связи с этим не мог не возникнуть резонный вопрос: с чем же связаны еще более 1 млрд. долл. оборота компании? Отвечая на него, старший вице-президент SAS Алан Рассел пояснил, что в соответствии с классификацией IDC в категорию BI не попадают средства для построения и наполнения хранилищ данных, а также специализированные отраслевые аналитические и управленческие решения, пользующиеся особым спросом у заказчиков. Следует отметить, что именно их применение в российских организациях привлекло самое пристальное внимание участников конференции.

Уже четыре года продолжается сотрудничество SAS с одним из крупнейших российских операторов фиксированной связи - МГТС. Первый проект был связан с требованием закона, предписывавшим компании вести раздельный учет разных услуг и предоставлять соответствующую отчетность. Как рассказал заместитель начальника управления МГТС по экономике и финансам Владимир Оксимец, для решения данной задачи консалтинговая компания Deloitte & Touche порекомендовала использовать продукт SAS Activity Based Management (ABM). С его помощью удалось также обосновать тарифы на услуги телефонной связи. В 2004 г. руководство почувствовало необходимость получения информации для корректной оценки эффективности отдельных услуг и процессов. К этому же времени относится старт проекта по внедрению ERP-системы SAP R/3, которая служит одним из основных источников информации, необходимой для подобных оценок. С помощью SAS ABM уже в

2005-м были выявлены все центры избыточных затрат, что подтолкнуло компанию к коренному изменению своей оргструктуры. По мнению г-на Оксимца, все это позволило существенно повысить прибыльность компании и увеличить ее рыночную стоимость. Когда же его спросили, не собирается ли МТС теперь возложить эту задачу на имеющийся в SAP R/3 модуль ABM, он пояснил, что поскольку в R/3 гораздо труднее варьировать оргструктуру и учетные модели, отказываться от ПО SAS они не намерены.

По словам директора департамента сотового оператора МТС по управлению доходами Алексея Цымбала, одним из основных элементов стратегии компании является гарантирование доходов в условиях жесткой конкуренции, регулярного выхода на рынок новых технологий и маркетинговых инициатив, изменения законодательства, поглощений региональных операторов и т. д. Понятно, что одними программными средствами столь масштабную задачу не решить, но и без них здесь не обойтись. В МТС с этой целью используется отраслевое решение с говорящим названием SAS Revenue Assurance for Communications. С его помощью были выявлены основные центры формирования доходов, оценена вероятность возможных потерь. Кроме того, для сбора данных из регионов, где нередко эксплуатируются собственные биллинговые системы и вспомогательные бизнес-приложения, также применялись инструменты SAS. По сути, говоря о гарантировании доходов, имеют в виду борьбу с потерями: выявление мест и причин их возникновения, выработку мер по снижению их уровня, замену ненадежных технологических решений, противодействие мошенническим схемам. Для решения последней задачи, а также для оценки кредитоспособности клиентов в МТС широко применяются инструменты SAS Enterprise Miner.

Высок интерес к решениям SAS и в банковском секторе. В своем выступлении генеральный директор российского представительства SAS Валерий Храбров заявил, в частности, что из 15 крупнейших отечественных кредитных учреждений в 13 применяются продукты SAS. Представители ряда таких банков также выступили на конференции. В МДМ-Банке с их помощью строится и анализируется финансовая отчетность, в ВТБ-24 контролируется соответствие операций требованиям регулирующих органов, в Росбанке оцениваются риски и осуществляется управление ими. Хотя в мире в целом по числу внедрений систем SAS лидирует госсектор, в нашей стране - картина иная. По словам г-на Храброва, их предложения по выявлению аналитическими средствами криминальных схем возврата НДС за непоставленную продукцию, занижения или завышения на таможне декларируемой стоимости изделий, отмывания денег в кредитных учреждениях пока что властными структурами только выслушиваются, но до реальных проектов дело не доходит. Не доходит в России. В Казахстане же, как выяснилось, уже внедрена система мониторинга налоговых поступлений и продолжается проект в Земельном комитете, где ведется интеграция аналитического контура с модулем ГИС.

Валерий Храбров: “Из 15

 крупнейших российских банков

 в 13 применяются продукты SAS”

В своем сообщении начальник департамента госрегулирования экономики МЭРТ Максим Паршин указал на то, что одной из целей административной реформы является переход к управлению по результатам, предполагающий, следовательно, мониторинг неких объективных показателей, подобных KPI. Можно ли решить такую задачу без средств консолидации и анализа разнородных данных? Не менее важный вопрос для государства - формирование справедливых тарифов естественных монополий, которое невозможно без точного измерения и анализа всех затрат таких ведомств. Дел для аналитических инструментов здесь хватит. Будем надеяться, что применение им найдется до наступления следующей юбилейной даты.