ИНТЕРВЬЮ    

 

Компания Synopsys, входящая в тройку ведущих поставщиков САПР для микроэлектроники, предлагает целый ряд инструментов для синтеза логики, моделирования, тестирования, временной верификации, размещения и трассировки ИС. Подобно другим крупным ИТ-игрокам она ведет разработку ПО в разных странах мира. Несколько лет назад такой центр был открыт в Армении, а в этом году команды разработчиков появились в России. Недавно Москву посетил вице-президент Synopsys по развитию стратегических рынков Рич Голдман. В интервью научному редактору PC Week/RE Елене Гореткиной он рассказал о планах компании и ситуации в отрасли.

PC Week : Почему ваша компания решила организовать центр разработки именно в Армении?

Рич Голдман: Мы обнаружили в этой стране уникальные возможности. Там много квалифицированных специалистов с высоким уровнем подготовки, немало технических вузов, хорошая инфраструктура, демократическое правительство, которое прислушивается к потребностям промышленности и проявляет готовность к сотрудничеству.

Рич Голдман

Наш армянский центр работает уже почти два года, сейчас там трудится более 300 инженеров. Таким образом, это одно из наших крупнейших зарубежных подразделений, два других находятся в Китае и Индии.

Но мы не только используем местные кадры, но и готовим их: инвестируем в армянские университеты, создаем и развиваем учебные программы, предоставляем наши системы и компьютеры, платим стипендии учащимся и профессорам. После окончания обучения студенты нередко поступают на работу в Synopsys.

PC Week: А в России у вас есть образовательные программы?

     Р. Г.: Да. Буквально на днях мы с ректором МИЭТ г-ном Чаплыгиным открыли новый класс и подписали договор о его поддержке. Раньше за обучение технологиям Synopsys в этом вузе отвечал наш дистрибьютор Alternative Solutions Alt-S, а теперь эта программа расширена и перешла под наше непосредственное руководство. Мы не только поставили ПО и компьютеры, но и разработали полный учебный курс, использовав опыт, полученный в Армении. Преподаватели даже ездили в Ереван для повышения квалификации. Наша цель - дать студентам такое образование, чтобы после окончания института они могли сразу работать в ИТ-компаниях по специальности.

Еще один класс Synopsys был создан компанией Alternative Solutions в МИРЭА, а некоторые другие учебные заведения приобрели учебные лицензии на ПО для самостоятельного обучения студентов. Но в МИЭТе используются наши проверенные методики, а подготовку проходят не только студенты, но и преподаватели.

PC Week: Не является ли эта образовательная программа подготовительным этапом к открытию в России центра разработки?

Р. Г.: У нас уже есть здесь две команды программистов - в Москве и Санкт-Петербурге. Первая досталась нам в результате недавнего поглощения компании Virtio, которая занималась технологией проектирования на системном уровне (electronic system level) и с помощью московских программистов создавала ПО для моделирования ИС. Эта группа продолжает работать в данной области, а также участвует в интеграции наших инструментов с программами Virtio для создания полного набора систем анализа ИС и моделирования на системном уровне.

Петербургский коллектив разрабатывал для немецкой фирмы Sigma-C средства проектирования полупроводниковых приборов с учетом определенных технологических требований (design-for-ma-nufacturing). В августе нынешнего года Synopsys купила эту фирму, и теперь ее команда трудится на нас.

Но в России у нас немного людей, гораздо меньше, чем в Армении. И пока мы не планируем открывать здесь центр разработки.

PC Week: Как развивается ваш бизнес в нашей стране?

Р. Г.: Некоторые позитивные сдвиги есть, но очень слабые. Доход, который мы здесь получаем, гораздо в большей степени зависит от государственного финансирования, чем от рыночной ситуации. Но инвестиции в микроэлектронику и соответствующие САПР совершенно непредсказуемы. Возможно, это связано с отсутствием государственной стратегии в данной области.

Тем не менее ситуация меняется, и мы постепенно наращиваем свое присутствие в России.

PC Week: Не является ли сдерживающим фактором для развития бизнеса в нашей стране высокая стоимость ПО для полного маршрута проектирования?

Р. Г.: Это проблема для всех пользователей, не только для российских. Но можно найти решение. Например, у нас есть схема подписки на ПО, по которой лицензия предоставляется на ограниченный срок, например на год. Кроме того, далеко не всем нужны все инструменты. В таком случае имеет смысл купить не полный маршрут, а только то, что требуется для конкретного проекта.

PC Week: Что сейчас происходит на мировом рынке САПР для электроники?

Р. Г.: В течение нескольких лет продажи увеличивались очень медленно, но в последние кварталы темп повысился и достиг 10-15%. При этом наблюдался рост почти во всех секторах, кроме средств разработки печатных плат.

Аналитики прогнозируют дальнейший подъем рынка, и я с ними согласен. Мне кажется, что наибольший рост коснется новых направлений: проектирования на системном уровне и разработки с учетом технологических требований. Это связано с усложнением микросхем и уменьшением технологических норм. Например, раньше автоматизацией были охвачены только такие операции, как создание логики и топологии микросхем, но сегодня оказалось, что при проектировании нужно учитывать и особенности их изготовления. Поэтому теперь САПР используют не только разработчики чипов, но и инженеры на фабриках. В результате появилась новая область применения инструментов, а перед всей индустрией открылись дополнительные перспективы роста.

Кроме того, мы рассчитываем, что вырастет сегмент IP-блоков. Их популярность также объясняется тем, что микросхемы становятся все более сложными. Сегодня уже мало кто может самостоятельно справиться с проектированием всех частей чипа, и специалисты все чаще используют готовые IP-блоки, созданные и проверенные другими разработчиками.

Хочу отметить еще одну тенденцию. Кристаллы становятся настолько сложными, что для их разработки необходим единый, интегрированный маршрут проектирования. Поэтому компании, выпускающие удачные инструменты для решения какой-то отдельной задачи, так называемые средства best-of-breed, будут стремиться интегрировать их в какой-нибудь законченный маршрут.

PC Week: C какими основными трудностями сейчас сталкивается отрасль электронных САПР?

Р. Г.: На сегодня это растущая сложность схем. Очень непросто учесть все моменты, которые могут привести к возникновению неисправностей. Нельзя отдельно заниматься оптимизацией площади кристалла, мощности потребления, быстродействия, тестопригодности и т. д. Это напоминает воздушный пузырь - если его сжать с одной стороны, он раздуется с другой. Умение одновременно решать все эти задачи и является главной проблемой современных САПР.

Но, с другой стороны, все это открывает перед нами поле для деятельности. Мы разрабатываем средства решения новых задач, а пользователи их покупают. Ведь каждый переход на новые проектные нормы требует обновления средств проектирования.

Например, когда фирмы перешли на нормы 0,13 микрон, то начали получать с фабрик неработающие кристаллы. Никто не мог понять, почему так происходит, потому что ничто не указывало на потенциальные проблемы. Сегодня уже ясно, что в то время программы статического анализа не давали возможность проверять целостность сигнала, так как на предыдущих технологиях это было не нужно. А с переходом на нормы 0,13 микрон оказалось, что целостность сигнала очень важная характеристика. Такая ситуация возникла года три назад и вызвала большие волнения в полупроводниковой промышленности. Но потом поставщики САПР обновили свои системы, производители полупроводниковых приборов получили средства анализа целостности сигналов, и проблема была решена.

PC Week: Спасибо за беседу.