СЛИЯНИЯ

На рынке оборудования для бесперебойного питания важное событие: 30 октября компания Schneider Electric (www.schneider-electric.com) объявила о намерении приобрести корпорацию American Power Conversion (APC, www.apcc.com) за 6,1 млрд. долл. Совет директоров APC одобрил сделку и ее условия и рекомендовал собранию акционеров американской корпорации, которое должно состояться в январе будущего года, сделать то же самое. Скорее всего так и произойдет: ведь за каждую акцию APC руководители Schneider готовы предложить 31 долл. наличными, что на 30% больше биржевой котировки, зафиксированной на 27 октября.

Планируется, что сделка между Schneider и APC будет завершена в конце I квартала 2007-го, а ее итогом станет превращение Schneider в крупнейшего поставщика продукции для обеспечения гарантированного электропитания.

Schneider вышла на соответствующий рынок после поглощения в 2004 г. одного из ведущих производителей источников бесперебойного питания - MGE. Теперь, по информации компании, данное направление бизнеса является у нее самым быстрорастущим.

В результате новой сделки планируется объединить ресурсы нынешней MGE UPS Systems и корпорации APC. По предварительным оценкам, суммарный объем продаж двух компаний в нынешнем году составит 3,1 млрд. долл., а в 2009-м объединенная компания, как предполагается, сможет поставить на рынок продукции и услуг на сумму от 4,1 до 4,3 млрд. долл.

Мировой рынок источников бесперебойного питания

 с точки зрения сферы их применения

 (объем продаж в 2005 г. - 7 млрд. долл.)

Приобретение APC стало частью новой стратегии Schneider, руководство которой решило сместить фокус с поставок "тяжелых" систем для гарантированного электроснабжения промышленных предприятий на решения средней и даже малой мощности для других бурно развивающихся секторов экономики, для которых бесперебойное питание становится критичным фактором ведения бизнеса. По данным Schneider, рынок оборудования для бесперебойного питания в предстоящие годы будет расти со скоростью 7-8% в год.

Благодаря приобретению APC компания Schneider рассчитывает решить несколько ключевых задач. Прежде всего укрепиться на рынке ИБП малой мощности, где безусловным лидером в течение многих лет является американская корпорация (по данным APC, в прошлом году 74% ее двухмиллиардного оборота приходилось именно на источники малой мощности, 22% - на ИБП средней и большой мощности, 4% - на аккумуляторы, запасные части и прочие изделия). Кроме того, Schneider рассчитывает активизироваться в сегменте оборудования для центров данных. Благодаря доступу к ресурсам и технологиям APC компания нацеливается примерно на 60% данного сегмента (сюда отнесены не только ИБП, но и кабельные системы, решения по кондиционированию, охлаждению, системы безопасности и пр.); потенциал целевого рынка в данном случае в 3,5 раза превышает объем рынка ИБП.

Объединение ресурсов APC и MGE UPS Systems позволит также обеспечить более сбалансированное присутствие на региональных рынках: в настоящее время 52% объема продаж APC приходится на США, а для MGE основным рынком остается Европа, которая потребляет почти 60% объема сбыта, составившего по итогам прошлого года 717 млн. долл.

Ожидается, что синергетический эффект вследствие объединения к 2009 г. выразится суммой 200 млн. долл. Около 70% этой суммы Schneider надеется получить уже в будущем году, благодаря сокращению организационных расходов и на 1% расходов на НИОКР (в том числе за счет отказа от однотипных исследований и разработок, проводившихся MGE и APC), оптимизации закупочных и логистических операций, реорганизации производственных мощностей.

Руководство Schneider не смутило снижение прибыльности APC (на 9,4% в прошлом году), вызванное, в частности, значительными инвестициями американской корпорации в сегмент мощных ИБП (по информации APC, объем продаж такого оборудования у нее увеличивается со скоростью более 30% в год, в то время как темпы роста сбыта источников малой мощности составляют в среднем 14% в год).

По признанию генерального менеджера по дистрибуции группы компаний "Марвел" Константина Шляхова (когда-то возглавлявшего российское представительство APC), новость о поглощении американской корпорации оказалась для него неожиданной: "Я ушел из APC десять лет назад, и поэтому вряд ли могу говорить о том, что знаю "внутреннюю кухню" корпорации. Хотя сейчас, задним числом анализируя некоторые произошедшие в этом году в АРС события, начинаю понимать, что они были вызваны именно подготовкой компании к продаже. То есть процесс этот шел давно, и такой результат был запланирован".

Прогнозируемые темпы роста сегментов

 рынка ИБП на долгосрочную перспективу

По мнению г-на Шляхова, пока преждевременно говорить о том, каким образом слияние APC и MGE UPS может повлиять на позиции вендоров ИБП, в том числе и на российском рынке. "Неясно, как пойдет процесс: Schneider вполне может принять решение о сохранении двух торговых марок и оставить каналы распространения соответствующей продукции как независимые, - уточнил он. - Более полная картина должна, вероятно, появиться к концу года, когда планы Schneider на этот счет будут конкретизированы".

А вот как прокомментировал ситуацию с продажей APC Василий Мочар, заместитель директора аналитической компании ITResearch: "Меня удивила не сама новость, а то, что корпорация APC смогла так долго продержаться в статусе "кошки, которая гуляет сама по себе". Если посмотреть на ее основных конкурентов по рынку ИБП, ориентированных на поставки крупным корпоративным клиентам, то они в большинстве своем уже входят в состав транснациональных холдингов, работающих на рынке электропитания и/или телекоммуникаций. Причем все они не "взращены" внутри холдингов, а приобретены в качестве уже состоявшихся фирм. Так, Powerware была приобретена корпорацией Eaton, Liebert - Emerson, MGE UPS - Schneider Electric, GE DE (до покупки IMV) - General Electric.

Очевидно, что все эти концерны, выпускающие инфраструктурное оборудование для все усложняющихся систем обеспечения бизнеса крупнейших мировых заказчиков, заинтересованы в предложении рынку наиболее полных и законченных решений, что зачастую невозможно без вертикальной интеграции. В связи с этим то, что Schneider Electric сочла необходимым резко усилить данную составляющую своего бизнеса (системы бесперебойного электроснабжения) путем включения решений APC, представляется вполне логичным. С другой стороны, не исключено, что и компания APC была заинтересована во вхождении в какой-либо холдинг: скорее всего для получения возможности финансировать развитие своего NCPI-решения под торговой маркой ISX, продвижение которого требовало очень серьезных затрат.

Говорить о том, как это отразится на российском рынке ИБП, пока рано. Все зависит в первую очередь от того, в каком статусе APC войдет в состав холдинга. Если в качестве независимого подразделения, то, возможно, что ничего не изменится, а MGE еще и останется конкурентом APC".

Версия для печати