Тенденции развития: прогнозы сбываются

В последнее время, по данным независимых агентств, рынок принтеров пребывает в фазе торможения или застоя, хотя мнения разных экспертов не всегда совпадают. Вместе с тем практически все игроки на российском рынке печатающих устройств указывают на продолжающуюся тенденцию замены традиционного печатного оборудования многофункциональными устройствами.

Так, по данным ITResearch, спада на рынке принтеров в прошлом году не произошло, но в то же время рынок МФУ в нашей стране вырос примерно в 2,5 раза. В этом году за первые шесть месяцев, как заявляют эксперты ITResearch, рынок печатающих устройств увеличился почти на 15% в штуках и на 17% в денежном выражении. При этом весь количественный прирост произошел за счет сегмента настольных многофункциональных устройств, продажи которых возросли по сравнению с первой половиной 2005-го на 72% (до 619 тыс. шт.).

В сегменте настольных МФУ, как утверждают в ITResearch, на лазерные устройства пришлось больше половины рынка - 52%.

В IDC же полагают, что в прошлом году объем российского рынка принтеров (в натуральном выражении) по сравнению с 2004-м сократился на 7% и составил 3,17 млн. устройств. При этом рынок лазерных МФУ вырос в 2,2 раза (объемы продаж всех МФУ, включая струйные, увеличились в 2,5 раза).

В этом году за первые полгода, как утверждают эксперты IDC, рынок печатающих устройств (включая принтеры и МФУ) сократился более чем на 15% в штуках, при этом увеличился более чем на 8% в деньгах. Весь прирост в денежном выражении произошел за счет многофункциональных устройств, продажи которых возросли по сравнению с первой половиной 2005-го на 37% (до 490 тыс. шт.).

Появление новых игроков на рынке печатающих устройств  изменило расстановку сил и на рынке корпоративных МФУ

    

А вот взгляд на тенденции развития российского рынка МФУ активно действующих на нем вендоров

Как считает Анатолий Скляревский, руководитель отдела маркетинга продукции "Ксерокс России", в первой половине текущего года рынок персонального и сетевого оборудования малой и средней производительности вырос более чем на 40%. По итогам года на рынке оборудования средней и высокой производительности (сегмент монохромных МФУ) ожидается рост на 22-25%. В сегменте полноцветных МФУ также отмечается рост, более чем в два раза превышающий рост общего рынка. Эти показатели, по его словам, с одной стороны, говорят о еще не исчерпанном потенциале и ненасыщенном рынке, с другой - позволяют сделать вывод о привлекательности этого сегмента для инвестиций и необходимости активной работы для его развития.

По мнению Марата Ракаева, представителя Samsung, на увеличении продаж МФУ в России в этом году сказались несколько факторов: реализация программ по оснащению компьютерной техникой государственных учреждений, а также обновление и унификация парка оборудования печати на многих коммерческих и государственных предприятиях. Причем на нашем корпоративном рынке пользуются стабильным спросом не только крупные и производительные машины, но и младшие модели МФУ. В Samsung ожидают, что в этом году на фоне стагнации розничных продаж компьютерной периферии увеличение продаж принтеров и МФУ в российском корпоративном секторе может составить 60-70% от общего объема реализованной продукции компании.

Как считает Сергей Глущенко, менеджер по работе с корпоративными заказчиками компании Brother, сегодня на российском рынке МФУ наиболее востребованными являются модели стоимостью менее 500 долл., а из дорогих моделей имеется спрос на аппараты, оснащенные дуплексом и факсом.

Всеволод Седов, менеджер по продукции Lexmark, объясняет недооценкой корпоративных лазерных МФУ тот факт, что на сегодняшний день Россия является крупнейшим в Европе рынком лазерных принтеров: зачастую отечественные компании предпочитают приобретать множество недорогих лазерных принтеров вместо одного серьезного аппарата корпоративного класса. Поэтому и основной рост в сегменте лазерных МФУ обеспечивается главным образом за счет самых дешевых моделей. Однако, как ожидают в Lexmark, в 2007-2008 гг. будут востребованы более дорогие МФУ.

По мнению Олега Белоусова, руководителя отдела маркетинга "Мицуи-Рико СНГ", в этом году на рынке устройств печати ожидается небольшой спад, связанный с полным выводом аналоговой продукции из портфолио некоторых производителей и небольшим снижением продаж монохромных МФУ формата А4 при частичном их замещении цветными устройствами. Что касается продаж МФУ в этом году, то вполне достижим рост на 15-20%, хотя по разным оценкам независимых исследовательских компаний этот показатель будет в пределах 5-10%.

Основная тенденция развития корпоративного сектора печати, считает г-н Белоусов, связана с более активными продажами офисных полноцветных МФУ при доминировании продаж устройств производительностью до 20 стр./мин, что обусловлено предполагаемой заменой устройств печати первого поколения, купленных в 2000-2001 гг.

Алексей Плотников, руководитель отдела продуктового и сервисного маркетинга "Ксерокс России", полагает, что главной тенденцией на корпоративном рынке МФУ средней и высокой производительности является переход на полноцветную офисную печать, причем если в регионах рост продаж обусловлен устойчивым спросом на монохромные МФУ формата А3, то в столице и крупных городах увеличение продаж происходит преимущественно за счет полноцветных МФУ. В корпорации полагают, что только при коллективном использовании новейших моделей МФУ можно получить максимальную отдачу от инвестиций. Примерно такой же позиции придерживаются и в Ricoh.

Совершенно иной взгляд на тенденцию развития корпоративных МФУ у Сергея Глущенко (Brother), который считает, что в этом полугодии наблюдалась общемировая тенденция к использованию все более компактных устройств. По его наблюдениям, в последнее время корпоративный потребитель полнее начал осознавать выгоду от размещения небольших и недорогих многофункциональных устройств на рабочих местах вместо одного тяжелого устройства на группу пользователей. Такой подход, как считают в компании, позволяет сократить затраты рабочего времени на "поход" к устройству, избежать очередей и простоя при поломке единственного аппарата. Возможно, в ближайшем будущем, по мнению Brother, такая тенденция приведет к замене классического офисного "монстра" полноценным компактным МФУ на каждом рабочем столе.

В фирме Printer Club, одном из московских дистрибьюторов, представляющем на нашем рынке оборудование печати разных производителей, ожидают в этом году роста рынка корпоративных МФУ не менее чем на 40%.

При совместном использовании печатающих аппаратов каждый пятый выводимый документ оказывается прочитан сослуживцами, не имеющими к нему непосредственного отношения

Многие эксперты полагают, что к постепенному вытеснению многофункциональными аппаратами принтеров в офисах привели падение цен на оборудование печати (цены МФУ приблизились к суммарной цене принтера и сканера) и активная маркетинговая политика вендоров.

Сегментация рынка и основные игроки

Крупные и средние компании, а также госучреждения стремятся приобрести многофункциональные аппараты, отличающиеся прежде всего надежностью и качеством. Цена их, как правило, превышает 500 долл. для монохромных и 1000 долл. для полноцветных устройств. Ряд экспертов и вендоров полагают, что в ценовом диапазоне до 5000 долл. находятся аппараты, ориентированные на малые и средние предприятия и соответствующие рабочие группы в корпорациях. К этой же категории относятся также МФУ персонального класса, которые могут обслуживать и малый бизнес. "Тяжелые" МФУ стоимостью от 5000 тыс. долл. рассчитаны на средний и крупный бизнес, большие департаменты госучреждений и т. п.

Все же приведенные границы, видимо, следует считать условными, особенно сейчас, когда, с одной стороны, продолжается снижение цен на эту технику, а с другой - малый бизнес (с учетом перспектив дальнейшего расширения) начинает ориентироваться на более качественное и производительное оборудование.

Независимое аналитическое агентство InfoSource по итогам продаж полноцветных (или с опцией цветной печати) МФУ (производительностью свыше 8 стр./мин) на западноевропейском рынке за первое финансовое полугодие (апрель - сентябрь) 2006 г. назвало лидеров в этом сегменте: первое место - за компанией Konica Minolta (20,3%), Xerox находится на второй позиции (16%), Ricoh - на третьей (12,2%), а Canon - на четвертой (10,3%).

Однако в нашей стране положение несколько иное. Появление в последние два-три года новых игроков на отечественном рынке печатающих устройств, возрастание на нем конкурентной борьбы серьезно изменили расстановку сил и на корпоративном рынке МФУ.

По итогам первого полугодия, по данным IDC, основные доли на российском рынке лазерных МФУ (всех уровней) в натуральном (штучном) выражении распределились в таком порядке: Samsung, Xerox, Canon, HP и Brother. В денежном выражении рынок многоцелевых лазерных устройств при общем объеме около 200 млн. долл. выглядит иначе: в безусловный отрыв от остальных вендоров ушла Xerox, захватив около трети всего объема, за ней идет Canon, третье место занимает HP, потом Samsung и Kyocera. В первом полугодии Canon и HP значительно укрепили свои позиции на рынке лазерных МФУ, предложив большой ассортимент недорогих монохромных устройств и успешно продвигая их через розничные магазины и широкую дистрибьюторскую сеть.

Интерес также представляют результаты исследования, проведенного IDC (по итогам первого полугодия) по отечественному рынку многофункциональных устройств формата A3, которые практически применяются только в корпоративном сегменте. Аналитики из этой компании утверждают, что в сегменте лазерных МФУ формата А3 (в натуральном выражении) лидируют Xerox и Kyocera Mita, за ними следуют Sharp, MB и Toshiba. При общем объеме в 99,5 млн. долл. (т. е. примерно 50% от общего объема рынка) распределение денежных ресурсов в этом сегменте осталось почти без изменений: около половины его контролирует Xerox, вторую позицию удерживает Kyocera Mita, третье место (как и ранее) осталось за Sharp, за которой следуют Canon и MB.

Ситуацию на российском корпоративном рынке МФУ по просьбе редакции PC Week/RE прокомментировал ведущий аналитик компании IDC Александр Голощапов. По его словам, в первом полугодии этот сегмент рынка рос весьма динамично - более 60% в штучном исчислении. Объем рынка МФУ, по данным IDC, для корпоративного сектора в России в этом году за первые шесть месяцев составил 67 тыс. устройств. Вместе с тем доля цветных МФУ за тот же период пока незначительна - около 4% в штуках (но около 20% в денежном выражении), хотя сегмент цветных лазерных устройств растет ускоренными темпами, демонстрируя 140%-ное увеличение поставок устройств за первые два квартала текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. (при росте в сегменте монохромных лазерных МФУ - чуть более 60%).

По итогам первого полугодия г-н Голощапов называет тройку ведущих игроков в этом сегменте: HP, MB и Xerox (перечислены в алфавитном порядке). Эти компании, по его мнению, уверенно контролируют более половины российского корпоративного рынка МФУ как в штучном, так и в денежном выражении.

Александр Голощапов привел интересные данные, отражающие динамику поставок за первое полугодие в трех ценовых сегментах МФУ (см. табл. 1). По его словам, это весьма показательная таблица, так как в действительности в последнее время сегменты дорогостоящих устройств показывают большую динамику, чем дешевых МФУ, что свидетельствует об оздоровлении рынка и его переходе в более зрелую стадию. Он отметил, что пользователи, особенно из государственного и корпоративного сегмента, склонны заменять устаревающий парк оборудования на более производительные и функциональные МФУ с меньшей стоимостью владения. Поэтому в определенной мере можно говорить о смещении спроса в направлении дорогого оборудования. В то же время благодаря грамотной ценовой политике поставщиков, предлагающих все более совершенное и менее дорогостоящее оборудование, подобный тренд можно проследить и в сегментах начального уровня, что отражает спрос на недорогие аппаратные решения со стороны прежде всего малого и среднего бизнеса, а также частично госсектора.

Таблица 1. Рост продаж МФУ (в натуральном соотношении)

 на корпоративном рынке России за I-II кв. 2006 г.

До конца года IDC ожидает некоторого замедления темпов спада на рынке принтеров и дальнейшего роста рынка МФУ - приблизительно в полтора раза по сравнению с прошлым годом.

Доля Xerox на рынке корпоративных МФУ, по оценке самой корпорации, в сегменте аппаратов средней и высокой производительности в России составляет более 30%, что, как полагает Алексей Плотников, соответствует данным, которые приводят и независимые аналитические агентства.

По словам Олега Белоусова (по собственной оценке, а также по данным InfoSource и Gartner), доля МФУ производства Ricoh в общемировом масштабе составляет 21,7%. Компания входит в тройку лидеров в этом сегменте. Так, на европейском рынке с долей 26,6% Ricoh занимает первую позицию, а на североамериканском рынке с долей 16,5% - вторую, в Азиатско-Тихоокеанском регионе доля компании оценивается в 24,2%. При этом доля российского бизнеса в общемировом обороте компании пока довольно скромная и составляет около 1%.

Таблица 2. Новые корпоративные МФУ среднего уровня (до 1500 долл.)

По оценке международных агентств, мировая доля Lexmark в сегменте лазерных МФУ ценой выше 1000 долл. - более 15% (в штучном выражении, данные по результатам 2005 г.).

Все вендоры уверены, что основная доля отечественного корпоративного рынка МФУ приходится на Москву, но цифры называются различные. Так, по данным Brother соотношение продаж МФУ корпоративного сегмента в регионах и в Москве - 50/50; в Ricoh считают, что по разным оценкам этот показатель составляет порядка 60-65% для Москвы и 40-35% для регионов; в Oki полагают, что 60% продаж осуществляется в Москве и лишь 40% - в регионах. А вот по данным "Ксерокс России", в сегменте офисных монохромных МФУ средней и высокой производительности около 40% российского рынка приходится на Москву, а в сегменте полноцветных МФУ - около половины; в сегменте персонального и сетевого оборудования малой и средней производительности на Москву и область приходится примерно 30-40%, а остальная часть - на регионы. В Printer Club (по статистике собственных продаж МФУ) называют соотношение Москва:регионы равным 3:1.

Надо отметить, что если в прошлом году основной поток новинок обрушился на SоHо и малый бизнес, то в этом производители решили заполнить соответствующую нишу в корпоративном сегменте (не забывая при этом и о низшем уровне). Поскольку число новинок, выпущенных на отечественный корпоративный рынок МФУ в этом году и в конце прошлого, исчисляется десятками, то остановимся лишь на некоторых новинках и их особенностях (приводимые цены соответствуют либо рекомендациям вендоров, либо сентябрьским предложениям дилеров на сайте www.price.ru).

Практически все основные игроки-производители на рынке устройств печати за последний год обновили линейки или выпустили новые МФУ, рассчитанные на малые и средние рабочие группы для организаций разного уровня - как коммерческих, так и бюджетных. В табл. 2 приведены основные характеристики моделей лазерных МФУ низшего ценового диапазона, выведенных разными вендорами на российский рынок за последний год и предназначенных для среднего корпоративного сегмента.

Олег Белоусов считает, что основной спрос в регионах (по экономическим причинам) приходится на устройства производительностью до 20 стр./мин, причем, как правило, наиболее дешевые в своем классе. В целом доля этого сегмента в объеме общих поставок МФУ, по его словам, оценивается на уровне 85%.

Наиболее лакомым куском для любого игрока сегмента печатающих устройств считается участие в большом корпоративном проекте или поставка оборудования для крупного заказчика. Открытые предложения по тяжелым МФУ (стоимостью свыше 5000 долл.) в этом секторе исходят практически от всех производителей (большей частью через российских партнеров), но выиграть тендер на поставку продукции не просто, что объясняется прежде всего закрытостью российского крупного бизнеса.

Как отмечает Анатолий Скляревский, в тех регионах, где преобладают крупные государственные или коммерческие структуры, в которых закупки оборудования ведутся централизованно через ИТ-департаменты, в частности в Москве, выбор оборудования осуществляется исходя из долгосрочного планирования. Критериями выбора являются такие параметры, как стоимость владения, производительность и функциональность. Заказчики вкладывают инвестиции в технику и хотят получать от них эффективную отдачу в течение нескольких лет.

В этом году многие вендоры обновили свои линейки в тяжелом сегменте (см. табл. 3).

Таблица 3. Новые тяжелые корпоративные МФУ (от 5000 долл.)

Персонализация печати в бизнесе

Персонализация печати, в том числе и полноцветной, включая фотографии, особенно актуальна не только потому, что создает больший комфорт на рабочем месте (для руководителей среднего и высшего звена), но также ввиду часто возникающей необходимости выводить на печать конфиденциальные документы, которые не следует читать третьим лицам. Результаты ряда исследований показывают, что при совместном использовании печатающих аппаратов один из пяти выводимых документов оказывается прочитанным сослуживцами, не имеющими к этим материалам непосредственного отношения.

В то же время в аппаратах, ориентированных на корпоративный сегмент, но используемых персонально, заложен значительный ресурс. Например, при индивидуальном применении МФУ magicolor 2480 MF фирмы Konica Minolta, рассчитанного на ежемесячную нагрузку в 35 тыс. страниц, вполне можно говорить о повышенном запасе надежности устройства, поскольку одному человеку вряд ли под силу за месяц распечатать такое количество документов.

Отличием нового МФУ Kyocera FS-1016MFP (510-530 долл.), которое изначально рассчитано на персональное применение в корпоративном секторе, является цветной планшетный сканер, позволяющий сканировать трехмерные предметы, журналы и книги со скоростью 5 стр./мин в монохромном режиме и 4 стр./мин - в цветном с разрешением 300 dpi.

В Xerox полагают, что в регионах с преобладанием компаний SMB наибольшим спросом пользуются недорогие МФУ более простой конфигурации, например модели WorkCentre PE120 и WorkCentre 4118.

Партнерские сети

Практически все поставщики печатающих устройств обзавелись российскими партнерскими сетями и действуют в регионах либо через свои представительства, либо через авторизованных дистрибьюторов, либо через эксклюзивных представителей. При этом многие позаботились о создании и развитии сервисных центров на региональном уровне, делая ставку на качество обслуживания клиентов с акцентом на корпоративный сегмент.

Так, с Brother работают семь дистрибьюторов, около 600 продающих дилеров, более 130 сервисных центров с охватом, по данным компании, практически всех регионов России.

У московского представительства Epson налажены связи с примерно 360 авторизованными партнерами, занимающимися распространением продукции, в том числе МФУ, в странах СНГ, из них большинство - 270 компаний - работает в России.

У Kyocera Mita, не имеющей собственного представительства в России, восемь авторизованных дистрибьюторов (главным образом в Москве, а также в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге), несколько региональных дистрибьюторов, создана широкая дилерская сеть на региональном уровне, которую компания намерена расширять.

Компания Oki также располагает широкой партнерской сетью, в том числе в сфере сервиса, в более чем 90 городах страны. Кроме того, в прошлом году Oki создала представительства в Северо-Западном, Сибирском и Приволжском федеральных округах, а также на Дальнем Востоке.

По данным Ricoh, ее продукция продается через 120 торговых компаний во всех регионах России. Фирма также намерена привлекать к более тесному сотрудничеству российских системных интеграторов и независимых разработчиков ПО для создания специализированных решений на базе устройств Ricoh. Пока, по свидетельству представителей компании, у нее всего 6-7 таких партнеров в нашей стране, в то время как в США и Европе их насчитывается (в общей сложности) свыше полутора тысяч.

Фирма Samsung в этом году приступила к продажам своей продукции на корпоративном рынке. С этой целью в компании создан отдел развития корпоративного сектора, задачей которого является продвижение решений Samsung в государственном секторе и в сферах крупного, среднего и малого бизнеса. Для поддержки реселлеров и системных интеграторов, осуществляющих продажи в корпоративном секторе, Samsung запустила программу авторизации партнеров Power Partner Program. Ее цель - развитие бизнеса компаний-партнеров, построение и расширение партнерских отношений на всей территории страны. Кроме того, для обслуживания корпоративных клиентов Samsung приступила к созданию сети дилерских сервисных центров, которые помимо общих условий сервисной поддержки обеспечат выезд сервисного инженера по вызову в течение восьми часов, продолжительность ремонта не более трех дней и предоставление подменного аппарата в случае, если ремонт потребует больше времени.

В Xerox утверждают, что число компаний-реселлеров, продающих ее технику, измеряется тысячами, и приобрести нужный аппарат можно в любом регионе. По оборудованию средней и высокой производительности Xerox установила связи с более чем тремястами партнерами во всех регионах России.

Особенности корпоративных МФУ

Блоки-модули в архитектуре МФУ. МФУ изначально проектировались и создавались в модульной (или блочной) архитектуре. При этом базовым блоком чаще выбирался принтер (эквивалент МФУ - MFP, Multifunction Printer), реже копир, а иногда и факс, который, впрочем, изначально уже представлял собой многофункциональный аппарат, позволяющий не только принять и отправить сообщение, но и делать копии.

Модульное построение, сейчас принятое на вооружение практически всеми значимыми производителями этой техники, не только технологически удобно для изготовителя, но и с легкостью (для непрофессионала удивительной) позволяет в короткие сроки создавать, модифицировать, расширять (или сужать), обновлять и даже заменять (на новые) множество модельных рядов, находящихся на рынке очень ограниченный срок (в большинстве случаев 1,5-2 года).

Недостатком такого разнообразия надо признать невозможность не только неподготовленному, но и имеющему достаточный опыт заказчику сделать правильный выбор из десятков предлагаемых на рынке аппаратов, к тому же представленных десятком вендоров. Впрочем, многие из них готовы оказать потенциальному покупателю квалифицированную помощь в правильном выборе устройства. Некоторые производители, например HP, предоставляют такую возможность прямо на своем сайте, предлагая потенциальному покупателю сделать выбор с помощью экспертной оценки на основе ответов (пользователя) на стандартные вопросы и сравнения между собой нескольких моделей (правда, только собственного производства).

В начале года Hewlett-Packard объявила о выпуске линейки монохромных лазерных МФУ LaserJet 3390 (667 долл.) и 3392 (849 долл.), рассчитанных на корпоративный сектор. В октябре HP отметила выпуск 100-миллионного лазерного принтера серии LaserJet вводом новой системы обозначений: P - принтеры, CP - цветные принтеры, M - МФУ, CM - цветные МФУ. И тут же были анонсированы (уже по новой классификации) две линейки черно-белых МФУ: M1005/3027/3035 производительностью соответственно 14, 25 и 33 стр./мин, M5025/5035 (27 и 32 стр./мин), опционально включающие факс, дуплекс и возможность печати на бумаге формата A3, а также линейка полноцветных многофункциональных аппаратов - CM1015/ 1017 (8 стр./мин). Их появление на российском рынке ожидается уже этой осенью. Без использования модульной архитектуры такой шквал новинок оказался бы невозможным.

При проектировании своей новинки - МФУ модели MFC-9420CN - разработчики Brother использовали основные функциональные блоки от серийно выпускаемых аппаратов. За основу нового устройства взят модуль печатающего механизма цветного лазерного четырехпроходного принтера Brother HL-2700CN, а модуль автоподатчика документов полностью аналогичен используемому в монохромных лазерных МФУ DCP-7025R и MFC-7820NR. Такая модульная конструкция, по мнению разработчиков, весьма выигрышна - проверенные решения нового МФУ оказались уже известными многим сервисным инженерам.

Интеллект по всему фронту печати. ПО, устанавливаемое в современные МФУ, предлагает множество функций, которые можно отнести к разряду интеллектуальных. Они не только облегчают пользователю жизнь, упрощая работу со сложным аппаратом, но и позволяют фактически превратить его в центр документооборота.

Так, аппарат magicolor 2480 MF фирмы Konica Minolta оснащен системой eAIDC (enhanced Automatic Image Density Control), которая следит за параметрами печати и гарантирует, что вне зависимости от интенсивности применения различных элементов устройства (фотобарабана, тонера и т. д.) и изменения со временем их характеристик качество отпечатка останется на том же уровне. Благодаря такому подходу, по утверждению представителей Konica Minolta, удалось добиться достоверного воспроизведения цвета в течение всего срока службы аппарата.

МФУ Xerox WorkCentre 4118х (как и ряд других аппаратов этой фирмы) поставляется с ПО оптического распознавания текстов и изображений ABBYY FineReader Professional Edition 7.0 и программой работы с отсканированными документами Nuance PaperPort SE 10.0.

 В корпоративных сетях: все под контролем? Многие многоцелевые аппараты корпоративного уровня рассчитаны на функционирование в качестве центров обработки документации как в локальной, так и в глобальной сети. При этом требует решения одна из серьезных проблем - обеспечение информационной безопасности и защита конфиденциальной информации в условиях, когда доступ к документ-центру предоставляется многим сотрудникам, обладающим разным статусом.

Шифрование сетевого трафика, документов, адресной книги востребовано теми организациями, которые выстраивают единое информационное пространство со своими региональными отделениями (филиалами). Именно в таких распределенных сетях увеличивается доля документов, обрабатываемых в документ-центре в электронном виде и пересылаемых в региональные офисы.

Так, в аппаратах Nashuatec (Dsc424, Dsc432, DSm651, DSm660, DSm675, DSm735, DSm745) реализованы механизмы безопасности, которые защищают документооборот заказчика. Один из них - аутентификация Windows, которая не требует создания отдельной базы имен пользователей и паролей, может идентифицировать пользователей по зарегистрированным в корпоративной сети именам и паролям, используемым сотрудниками для работы на компьютерах. А корпоративные клиенты, локальные сети которых работают под управлением других (не Windows) ОС, для идентификации пользователей могут применять инфраструктуру LDAP-сервера, что исключает работу незарегистрированных пользователей и ограничивает доступ персонала (в соответствии с назначенными правами) к различным функциям МФУ (например, к цветной печати). Другой вид необходимой защиты - шифрование. С его помощью предотвращаются кража или фальсификация данных во время их передачи.

В MFC-9420CN фирмы Brother предусмотрена функция SecurePrint, позволяющая при совместном использовании МФУ группой сотрудников применять защищенный режим. При работе в таком режиме вместе с отправкой документа на печать пользователь со своего ПК задает пин-код, который затем он должен повторно ввести непосредственно на панели аппарата, после чего выполняется распечатка. Таким образом использование SecurePrint гарантирует, что распечатанный документ попадет строго по назначению.

На рост корпоративного рынка МФУ в России в ближайшей перспективе оптимистично смотрят все вендоры, хотя взгляды на развитие этого сегмента у них не всегда совпадают.

Аналогичная возможность (защита распечатки, но с помощью двух пин-кодов, для каждого из которых задается свой набор прав доступа) присутствует и в МФУ Color LaserJet 4730mfp компании HP. Кроме того, ПО 4730mfp позволяет администратору разграничить права доступа между пользователями, которых может быть до 50: например, не всем сотрудникам может быть разрешена цветная печать; можно указать, что сообщения электронной почты печатаются только в монохромном режиме, и т. п.

Xerox также уделяет особое внимание средствам безопасности в своих продуктах и вопросам защиты информации при работе с документами. Так, стандартными функциями безопасности в аппаратах WorkCentre 7228/7235/7245 являются защищенная печать, кодирование электронной почты, аутентификация в сети.

В цвете или без? Монохромная печать все еще в деле. Сегодня практически все вендоры на рынке печатающих устройств активно продвигают концепцию массового перевода корпоративных клиентов на цветную печать. Некоторые эксперты даже полагают, что современный офис не может обойтись без использования цветных документов. На "цветном фронте" главной целью производители выбрали именно корпоративных клиентов, поскольку для личного пользования вопрос уже решен в пользу аппаратов цветной фотопечати с цифровых фотоаппаратов.

По мнению аналитиков Gartner, производители принтеров, копиров и МФУ стремятся подтолкнуть своих покупателей к переходу от монохромных устройств к цветным. Самые высокие темпы роста демонстрируют сегменты цветных лазерных принтеров и цветных лазерных МФУ.

Что касается соотношения продаж цветных и монохромных МФУ в корпоративном сегменте, то полноцветные МФУ хотя и превосходят монохромные по росту продаж, все же значительно уступают последним по объемам.

По данным Xerox, продажи полноцветных по отношению к монохромным МФУ средней и высокой производительности в этом году было примерно один к четырем, в то время как в прошлом - менее чем один к пяти. В компании полагают, что хотя продажи цветных лазерных аппаратов растут быстрее струйных, но пока речь о вытеснении монохромных МФУ цветными на рынке России не идет.

Олег Белоусов полагает, что, к сожалению, российский рынок значительно отстает в развитии сегмента продаж оборудования цветной печати: если на европейском рынке цветных офисных МФУ формата А3 было продано около 200 тыс. (по всем производителям), то для России эта цифра составляет по разным оценкам менее 1000 шт. Однако с появлением в 2005 г. недорогих цветных МФУ формата А4 на российском рынке ожидается дальнейшее снижение доли монохромных МФУ этого формата. По его мнению, важная тенденция ближайших лет - переход корпоративного рынка на цветные устройства. В связи с этим стратегия компании подразумевает расширение модельного ряда во всех сегментах оборудования.

Brother, недавно выпустившая первое цветное лазерное устройство MFC-9420CN, объявила, что доля новых МФУ уже составила 20% от общих продаж печатных устройств компании.

HP, выпустив серию МФУ Color LaserJet 4730mfp (5200-6800 долл. в зависимости от комплектации) формата А4, также вступила в мало освоенный пока сектор рынка цифровых цветных многофункциональных аппаратов для средних рабочих групп и департаментов корпораций.

В то же время эксперты полагают, что наиболее востребованным сейчас становится сегмент многофункциональных устройств с опцией цветной печати, что подтверждает ряд производителей, которые включают эту функцию в комплект поставки как дополнение.

Вместо заключения

По данным аналитических агентств, рынок МФУ будет устойчиво расти вплоть до 2009 г., причем наиболее динамично будет развиваться сегмент цветных лазерных устройств.

Согласно прогнозам IDC, МФУ на российском корпоративном рынке продолжат демонстрировать хороший рост продаж: 30-50% (в натуральном исчислении) ежегодно в среднем в течение следующих пяти лет.

На рост корпоративного рынка МФУ в России в этом году и в ближайшей перспективе весьма оптимистично смотрят практически все вендоры, в числе которых Brother, Epson, HP, Oki, Samsung, Xerox, хотя взгляды на развитие этого сегмента у них не всегда совпадают.

Стандартом для корпоративных пользователей сегодня де-факто стала лазерная печать, как монохромная, так и полноцветная. Некоторые вендоры, ориентировавшиеся до последнего времени на струйные полноцветные аппараты или на монохромные лазерные, рассчитанные в основном на малый и средний бизнес, приступили к освоению лазерного полноцветного сегмента МФУ для корпоративного сегмента.

Тем не менее большинство ведущих производителей, к которым относятся HP, Ricoh, Xerox и др., акцентируя свою деятельность на подготовке масштабной экспансии полноцветного оборудования печати, в то же время проявляют разумную осмотрительность и, реально оценивая требования со стороны клиентов, не снижают объемы производства монохромных МФУ.

Эксперты полагают, что снижение цен на МФУ продолжится до конца года, однако до какого уровня упадет стоимость, будет зависеть от ситуации на рынке.

Версия для печати