СТРАТЕГИИ

В условиях реформирования железнодорожного транспорта, когда вместо общей корпоративной структуры создаются юридически самостоятельные компании, задача сохранения единого информационного пространства отрасли осознается особенно остро.

Для решения насущных задач в области информатизации железнодорожного транспорта, в том числе и обозначенной выше проблемы как одной из главных, в ОАО "РЖД" была разработана политика корпоративной информатизации (ПКИ). Она принята на отдельном заседании правления и утверждена президентом компании распоряжением N 1872 от 11 сентября этого года. Сегодня в холдинге создаются специальные организационные структуры, чьи функции прежде всего заключаются в реализации положений ПКИ.

"Если недавно ИТ рассматривались как инструмент содействия основным производственным процессам, - констатировал на прошедшей в начале октября конференции "Инфотранс" директор ГВЦ РАО "РЖД" Валерий Вишняков в своем докладе о направлениях ПКИ и вытекающих из ее реализации задач, - то сегодня они должны использоваться для повышения эффективности, оперативности, улучшения управляемости бизнеса, обеспечения новых направлений его развития".

В результате реализации ПКИ между ИТ-подразделением РЖД и функциональными заказчиками должно установиться партнерство с совместной ответственностью за результаты ИТ-проектов. По отношению к бизнесу ИТ-служба превращается в сервисное подразделение с четкими критериями оценки эффективности деятельности. Между нею и функциональными заказчиками будут заключаться соглашения об уровне обслуживания. Прописываются методология оказания каждой ИТ-услуги, нормативы, критерии, стоимостные характеристики, требования к квалификации персонала и унифицированные программы его подготовки.

Основой реализации ПКИ, как отметил г-н Вишняков, должно стать внедрение новых технологий и использование современных автоматизированных систем. Базовые принципы ПКИ включают прежде всего процессную модель управления ИТ-услугами для достижения прозрачности, предсказуемости, бесперебойности и эффективности деятельности ИТ-подразделений.

Предполагается, что организационная структура управления ИТ будет представлена компактным аппаратом управления и стандартизированными по целям, задачам и компетенциям структурными подразделениями. В ОАО "РЖД" создается комитет по ИТ, руководить которым будет президент компании. Деятельность комитета направлена на достижение прозрачности процессов в области ИТ, сбалансированности принимаемых решений и их соответствия бизнес-целям компании.

Работу организационных подразделений по формированию единой унифицированной архитектуры ИТ должен возглавить комитет по архитектуре ИТ, назначение которого - повысить эффективность использования ИТ за счет единого управления АСУ РЖД, применения передовых стандартизированных на уровне холдинга и входящих в него компаний технологий.

Для решения насущных задач в области информатизации железнодорожного транспорта в ОАО "РЖД" разработана и принята к исполнению политика корпоративной информатизации отрасли.

    

Реформирование организационной структуры управления ИТ на железной дороге пройдет в два этапа. Первый этап - детальная проработка принципов и планов реформирования оргструктуры - рассчитан на период до 2007 г. Второй этап - построение оптимальной оргструктуры ИТ-служб ОАО "РЖД" - должен закончиться в 2010-м. Программа первоочередных мероприятий ПКИ утверждена президентом ОАО "РЖД".

В практическом формировании единого информационного пространства ОАО "РЖД" активно участвует компания "ТрансТелеКом". Как отмечает ее вице-президент Борис Кунин, единый информационный ресурс транспортной системы страны разделяется на два сегмента: государственный и коммерческий. Сегодня "ТрансТелеКом" сосредоточен на разработке заказанной Ространснадзором единой информационно-аналитической системы, которая должна помочь этой организации решить задачу повышения уровня безопасности на транспорте. Формирование государственного информационного сегмента в отрасли, по мнению г-на Кунина, должно способствовать прозрачности транспортных процессов и соответственно повышению безопасности транспортной системы в целом.

Для создания коммерческого сегмента информационного ресурса транспортной системы компания "ТрансТелеКом" разработала свою концепцию и приступила к ее реализации. "Видимая" часть этого сегмента будет представлена порталом юридически значимых информационных услуг. Он должен стать единой точкой входа в транспортный информационный ресурс, сформированный на базе государственного сегмента. Согласно заявлению г-на Кунина, в результате внедрения автоматизированной системы транспорта РФ будет реализован новый механизм юридически значимого электронного информационного обмена между органами надзора и всеми транспортными компаниями страны.

Один из ключевых моментов в построении структуры ИТ - обеспечение информационной целостности и безопасности. Информационные ресурсы РЖД не являются исключением для прогрессирующих по количеству и изощренности атак злоумышленников. Из основных мероприятий по поддержке функционирования системы обеспечения информационной безопасности (СОИБ) заместитель начальника департамента безопасности ОАО "РЖД" Александр Глухов выделил создание и начавшиеся испытания профилей защиты для таких отраслевых автоматизированных систем, как "Экспресс", ЭТРАН и др. К концу года должно быть завершено формирование проекта корпоративных стандартов информационной безопасности, а также регламентов, методик и положений для их развития. Разрабатывается паспорт автоматизированной системы оценки состояния защищенности, его появление в конце года станет завершением первого этапа создания АСУ ИБ.

Комплекс управления ИБ предназначен для категоризации информации, формирования требований к уровням ИБ, мониторинга ИБ, планирования и реализации мероприятий для достижения необходимого уровня ИБ. До конца года должны быть опробованы первые методики категоризации информационных ресурсов АСУ ИБ на Юго-Восточной железной дороге. В этом же году предполагается начать комплексные работы по управлению безопасностью. К ним привлекается в качестве интегратора компания "Микротест", а также вендоры, системы и решения которых используются в ОАО "РЖД".

Как общую тенденцию в области защиты информации г-н Глухов выделяет усиливающуюся роль государственного регулирования через законодательство.

В последнее время остро обозначились для ИТ-службы железнодорожного транспорта вопросы подготовки, развития и удержания персонала. По словам г-на Глухова, не хватает специалистов и в департаменте обеспечения безопасности, и в региональных центрах, а техническая подготовка работников службы не всегда соответствует современным требованиям.

Совершенствование ИТ-инфраструктуры ОАО "РЖД" - не самоцель. "Необходимы прикладные системы нового поколения, - заявил г-н Вишняков. - Сконцентрированная в них интеллектуальная собственность существенно повышает капитализацию компании. Для создания таких систем нужен современный подход к разработке прикладных решений. Важную роль здесь должно сыграть проектно-конструкторское и технологическое бюро".

Современные условия требуют, чтобы ИТ-специалисты отрасли в этот раз сосредоточились не на развитии инфотелекоммуникационной инфраструктуры, а именно на корпоративной информационной политике. Участники недавно завершившейся отраслевой конференции "Инфотранс" считают, что их работа тоже должна способствовать выработке планов конкретных действий по реализации ПКИ. Для этого, как отметил председатель организационного комитета "Инфотранса", профессор Петербургского государственного университета путей сообщения Валентин Яковлев, будут сформированы рабочие группы, призванные следить за исполнением предложенных и принятых рекомендаций.