СЕРГЕЙ БОБРОВСКИЙ: КОЛОНКА ОБОЗРЕВАТЕЛЯ

Спустя месяцы после невеселого старта системы автоматизированного учета алкогольной продукции ЕГАИС (см. pcweek.ru/?ID=613874) работа производителей спиртного так и не вошла в прежнее русло, цены на подобную продукцию растут, чистая прибыль завода "Кристалл" упала уже в разы, а чиновники отделались выговорами. Оказалось, например, что ЕГАИС вообще не поддерживает процесс учета продукции, находящейся на

ответственном хранении (на складах временного содержания). Обстановка безответственности за ошибочные решения ценой в миллиарды рублей может спровоцировать очередные неудачи масштабных федеральных ИТ-проектов.

На подходе - "табачная" версия ЕГАИС, разработка которой ведется теми же авторами, которые вдобавок оптимистично заявляют, что работа этих двух систем будет состыкована. При этом, как и в случае с алкоголем, правительство еще не приняло окончательного решения о внедрении такой системы - к началу осени Минфин даже не подготовил документацию по новой схеме исчисления акцизов на табачную продукцию, а Совет по вопросам развития табачной промышленности получает от ведомств противоречивые ответы по поводу ее развития, поэтому создание системы вновь ведется в условиях отсутствия согласованных требований и технического задания.

Новые правила взимания акцизов вступят в силу уже с 1 января 2007 г., и несложно предсказать последствия, если вдруг неожиданно окажется, что для их поддержки надо установить клон ЕГАИС. В результате реально пострадают в первую очередь отечественные производители, уровень маржи у которых составляет единицы процентов, а в выигрыше окажутся международные корпорации, чьи сигареты продаются в России с накруткой в сотни процентов.

Еще одним испытанием для россиян в 2007 г. станет вступление в действие в начале февраля закона о сохранении льготных коэффициентов по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) за безаварийную езду при смене автомобиля. Водитель может быть застрахован сразу в нескольких организациях, и при любом изменении договора (продлении, модификации) он должен получить справку о положительной страховой истории у каждого из страховщиков. В итоге процесс оформления необходимых документов может занять немало времени.

Слухи о создании единой информационной системы (ЕИС) по застрахованным автомобилям курсируют еще с 2004 г., однако официально проект постановления о создании ЕИС ОСАГО поступил в правительство от Минфина лишь нынешней осенью. В результате ситуация только запуталась. Российский союз автостраховщиков (РСА, www.autoins.ru) совместно с Федеральным агентством по информационным технологиям (ФАИТ) в 2004 г. решили создать подобную автоматизированную информационную систему (АИС) ОСАГО в рамках программы "Электронная Россия". Генеральным подрядчиком проекта стала группа компаний "Компьюлинк" (см. www.pcweek.ru/?ID=500712). Организации-заказчики планировали выделить на проект 127 млн. руб., так как по своему масштабу он не имел аналогов, - подразумевалось, в частности, что инспекторы ГИБДД в десятках регионов России смогут выполнять проверку легитимности полисов на месте, с помощью мобильных компьютеров. Предполагалось также, что первая очередь системы заработает в 2007 г., а ФАИТ в 2004 г. провел тендер на создание информационной системы ОСАГО (только уже не АИС, а ЕИС) с бюджетом 5 млн. руб.

Однако РСА к тому времени уже вел создание схожей системы - в 2003 г. он объявил компанию КРОК победителем конкурса на создание АИС РСА. Главными задачами этой системы назывались создание единой информационной базы, отслеживание страховой истории автовладельцев, учет бонуса-малуса (премий за безаварийную езду и вычетов за аварии) и определение стоимости страхового полиса. Судя по всему, работы продвигаются успешно (непонятна только связь бюджетов всех этих проектов) - год назад запущен модуль учета бланков, допускающий подключение пользователей к базе документов с мобильных устройств, а в конце августа 2006 г. заработала в тестовом режиме очередная подсистема АИС РСА по учету страховой истории, которая как раз и призвана определять в реальном времени кредитную историю с учетом содержимого страховых баз разных компаний. В демонстрационном режиме подсистема обрабатывала БД лишь двух страховых фирм; видимо, постепенно к ней присоединятся и другие структуры. Тем не менее автовладельцу перед очередным оформлением полиса ОСАГО уже сегодня желательно узнать у страхового агента, подключена ли КИС его компании к АИС РСА, благо в РСА разработан пакет регламентов для подключения к их системе, а КРОК предлагает готовые интеграционные модули на базе XML. Сама подсистема реализована на СУБД Oracle, в ней также используется сервер приложений WebSphere и система обмена сообщениями WebSphere MQ, на базе которых несложно развернуть набор соответствующих веб-служб. Кроме того, в АИС РСА успешно эксплуатируется БД "Спектр" по проблемным страховым случаям, которая распространяет информацию о мошенниках, и доступ страховой структуры к ней также не будет лишним. С учетом этих проектов грядущий процесс модификации страхового договора не должен занять много времени, а по-хорошему он должен существенно сократиться - время проверки истории с помощью АИС РСА занимает менее минуты.

ИТ-индустрия сегодня способна решать не только технические, но и социальные задачи. Та же скорость оформления документов, будучи снижена с помощью ИТ практически до нуля, не только высвобождает административные ресурсы, но и экономит гражданам массу сил и времени. Очередным шагом в направлении повсеместной информатизации страны может стать перевод всевозможных муниципальных и федеральных систем в онлайновый и мобильный режимы, когда оплату услуг и оформление документов можно будет выполнять не выходя из дома или с мобильного телефона. Немаловажно, что открываются принципиально новые возможности и в борьбе с коррупцией. Если обязать организации, связанные с освоением бюджетных средств, регулярно публиковать ключевые параметры своей финансовой отчетности в Интернете, то удастся избежать множества громких скандалов. Причем усилия по организации технической стороны такой деятельности могут быть минимальны.

ИТ-индустрия сегодня способна решать не только технические, но и социальные задачи. Немаловажно, что открываются принципиально новые возможности и в борьбе с коррупцией.

Вспомним, например, как несколько лет назад директор Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) Андрей Таранов, ныне находящийся в СИЗО, в открытом поздравительном письме благодарил сотрудников внедренческого центра "1C-Рарус" за их нелегкий труд по автоматизации бухгалтерской деятельности. На днях в отставку был отправлен и советник Таранова по информатизации Геннадий Орлов, допрошенный в качестве свидетеля. Значительная часть региональных фондов использует платформу "1С: Предприятие", и если бы высшие ИТ-менеджеры ФФОМС, не дожидаясь указаний сверху, побеспокоились в свое время о большей информационной прозрачности подведомственной структуры, внедрив, например, "1С: Предприятие Web-расширение 2.0" стоимостью всего 14 400 рублей, с помощью которого можно оперативно публиковать отчеты о корпоративной деятельности в Сети, то им, вполне возможно, не пришлось бы сегодня давать показания в прокуратуре.

В 2005 г. государство пожалело на привлечение экспертов по страховой медицине три процента от средств ФФОМС, выделяемых на закупку льготных лекарств, - в результате же чиновники разворовали в десять раз больше. Однако существуют почти бесплатные варианты, в которых экспертам не надо платить, благо в нашей стране найдется немало СМИ, готовых проконтролировать деятельность социально значимых структур. Достаточно лишь определить ключевые финансовые показатели и обязать бюджетников регулярно публиковать их на сайте вместе с графиком работ, ходом его выполнения и фамилиями ответственных лиц. Новый глава ФФОМС Дмитрий Рейхарт на днях заявил, что в ходе конкурса на 2007 г. "осуществляется аудио- и видеозапись всех мероприятий, все проходит в спокойном, правовом, прозрачном режиме". Однако чтобы слова чиновника обрели вес, аудио- и видеозаписи и прочие сведения, демонстрирующие декларируемую прозрачность, неплохо выкладывать на сайте в общий доступ, благо это не требует никаких усилий, а подобные мероприятия проводить, например, в сопровождении прямой онлайновой трансляции, расходы на которую не превысят тысячи рублей.

В Москве в данное время готовится к внедрению оригинальная система учета алкогольной розницы через Интернет. Судя по имеющейся информации, ее подготовка ведется грамотно - запланированы квартальные этапы формирования и согласования техзадания и последующей пилотной апробации. С большой вероятностью можно предположить, что запуск этой системы пройдет для пользователей достаточно безболезненно. Для успеха подобных внедрений не требуется каких-то выдающихся способностей или хитроумных проектных методик - достаточно соблюдать элементарные проектные правила, очевидные на уровне здравого смысла.

К автору можно обратиться по адресу: sbo@pcweek.ru.

Версия для печати