ОБЩЕСТВО
Впервые опубликован индекс открытости бюджетов 59 стран мира
Правительство России взяло курс на повышение открытости власти. На это направлены некоторые мероприятия ФЦП "Электронная Россия" (см. PC Week/RE, N 41/2006, с. 59), соответствующий закон находится на рассмотрении в Госдуме. В связи с развитием процессов глобализации для граждан России представляет интерес место нашей страны в этом мире; это знание дает возможность отчетливо понять, где и какие надо прилагать усилия, чтобы она стала конкурентоспособной и сильной. Для читателей PC Week/RE, думаю, ближе всего следующие индексы:
- готовности к сетевому миру (World Economic Forum, 2005-2006) - Россия занимает 72-е место среди 115 стран;
- цифровых возможностей (International Telecommunication Union, 2004-2005) - 60-е место среди 180 стран;
- электронной готовности (The Economist, 2005 ) - 52-е место из 65 стран;
- развития электронного правительства (UNO, 2005) - 50-е место из 190 стран.
Краткая информация о международном бюджетном проекте Международный бюджетный проект (МБП, www.internationalbudget.org/) был образован в составе Центра по бюджету и приоритетам политик (www.cbpp.org/) в 1997 г. для обучения неправительственных организаций развивающихся стран и стран с переходной экономикой вопросам анализа и мониторинга бюджетных процессов и влияния на них на уровне государства, институтов и отдельных показателей. Цель МБП - сделать бюджетные системы в развивающихся странах и странах с переходной экономикой более направленными на удовлетворение нужд и потребностей бедных и малообеспеченных граждан и добиться их большей прозрачности и подотчетности общественности. МБП не финансируется правительством США или его агентствами. |
16 октября 59 неправительственных организаций со всего мира в рамках Международного бюджетного проекта (МБП) опубликовали индекс открытости бюджета (ИОБ) - первый индекс, который оценивает степень открытости и доступности бюджетных данных для населения. Несмотря на тот факт что во многих государствах правительства предоставляют своим гражданам определенную информацию о бюджете, подавляющее большинство стран так и не смогло дать экспертам даже самую общую информацию, чтобы можно было судить о добросовестности управления бюджетом страны.
"Рейтинг стран по индексу открытости бюджета является мерилом того, насколько правительство соблюдает свои обязательства по подотчетности и прозрачности для граждан, - отметил Уоррен Крафчик, исполнительный директор МБП, который координирует работу над ИОБ. - В 53 из 59 стран, где проводилось исследование, граждане ограничены в доступе к информации о бюджете. В 10 странах бюджет правительства -закрытая информация".
ИОБ дает полную и практическую информацию для граждан и представителей законодательной власти, необходимую для оценки того, насколько правительства выполняют свои обязательства по открытости, подотчетности и прозрачности бюджета и бюджетного процесса. Обладая такой информацией, кредиторы, юристы, а также донорские организации могут судить об истинной природе проводимых бюджетных реформ в каждой отдельно взятой стране, а также повышать эффективность влияния на проводимые реформы.
Индекс открытости бюджета на 2006 г. был рассчитан участниками международного бюджетного проекта на основе подробных вопросников, заполненных и представленных местными экспертами из 59 стран со всех континентов (для России этим занималась некоммерческая организация "Стратегия" из С.-Петербурга, www.transparentbudget.ru, www.strategy-spb.ru). Индекс оценивает доступность основных бюджетных документов, их количество, а также своевременность распространения среди населения для того, чтобы оно имело достоверную информацию о выполнении правительствами обязательств по открытости бюджета.
Рейтинг открытости государственного бюджета стран в 2006 г.(источник: www.openbudgetindex.org)
Результаты проведенного обзора по 59 странам на основе ИОБ на 2006 год показывают, что:
- только шесть стран - Франция, Новая Зеландия, Словения, Южная Африка, Великобритания и США - предоставляют достаточно информации о бюджете, что свидетельствует о подотчетности правительств этих стран гражданам;
- более 50%, или 32 страны, включая Россию, не предоставляют общественности информацию о семи основных бюджетных документах, разрабатываемых правительствами. Эта информация используется для нужд самого правительства или для международных доноров, но не для свободного распространения среди населения;
- шесть стран держат свои бюджеты в секрете до тех пор, пока они не будут утверждены парламентом, совершенно исключая возможность любого участия общественности в вопросах рассмотрения бюджета (Ангола, Буркина-Фасо, Чад, Египет, Монголия и Вьетнам);
- 25 стран, включая Россию, не проводят общественных слушаний по бюджету;
- в 16 странах*1 органы исполнительной власти могут освободить от занимаемой должности руководителя службы внешнего аудита (Счетной палаты) без согласования с законодательными или судебными органами. Неспособность предоставить гарантию защиты для руководителя государственной службы аудита указывает на недостаточную конституционную гарантию независимости служб аудита от исполнительной власти.
_____
*1 Председатель Счетной палаты Российской Федерации и заместитель Председателя Счетной палаты Российской Федерации назначаются и освобождаются от должности соответственно Государственной думой и Советом федерации Федерального собрания РФ по представлению Президента Российской Федерации. Половина состава аудиторов Счетной палаты назначается и освобождается от должности Государственной думой, а другая половина - Советом федерации. Источник: Федеральный закон “О Счетной палате Российской Федерации”, статьи 5 и 6 (www.ach. gov.ru).
Россия находится в группе стран, которые раскрывают гражданам некоторые данные о бюджете, но не предлагают им принять участие в его обсуждении. Вместе с тем современные ИКТ вполне могут обеспечить такое участие граждан в законодательном процессе. Но об электронном парламенте (читай: Федеральном собрании) России и участии граждан в принятии законов (в частности, бюджета страны) мы пока ничего не слышали, хотя электронное правительство и электронная судебная система России уже приобретают конкретные очертания в рамках соответствующих федеральных целевых программ.