ИНВЕСТИЦИИ

По оценкам экспертов, объем ежегодных продаж инновационных решений на мировом рынке составляет около 3 трлн. долл., а через 10 лет возрастет в два раза. При этом основной вклад в этот объем вносят малые и средние предприятия. Увы, но доля России здесь не превышает одного процента. Единичные проценты составляет и вклад в отечественную экономику так называемых инновационных предприятий (70% продукции которых должно относиться к инновационной), в то время как в развитых странах аналогичная доля достигает 50% - в этом и заключается секрет западного процветания! Недаром инвестиции сотен международных венчурных фондов в инновационное направление составляют десятки миллиардов долларов. Если в СССР регистрировалось около половины мировых открытий и изобретений, то в настоящее время - на порядок меньше. Однако проблема России не столько в отсутствии инновационных решений, сколько в традиционной неспособности их использовать. Сегодня 98% отечественных научных достижений воплощаются за рубежом, и те же западные фонды активно участвуют в этом процессе вывоза умов.

Инновационный процесс в мире давно отработан. Инновация выращивается в бизнес-инкубаторе - структуре, где происходит отбор лучших решений, выполняется рисковое финансирование и сопровождение по выводу на рынок. В последние годы интерес к инновационным проектам в России возрос, и немалой причиной этому стало появление значительных свободных сумм, которые их владельцы желают выгодно вложить.

Как заметил Алексей Костров, исполнительный директор Фонда содействия венчурным инвестициям в малые предприятия в научно-технической сфере г. Москвы, выступая на прошедшей в ноябре 2-й всероссийской конференции "Технологии - инвесторам. Осень 2006", большая корпоративная тайна заключается в том, что свободные деньги на счету предприятия со временем обесцениваются и их желательно вкладывать в доходные проекты. Делать это разумнее всего с ориентацией на инновационные решения. Конференция была посвящена инновационным решениям в биотехнологической сфере, мировой рынок продуктов для которой составляет 90 млрд. долл., а капитализация (рыночная стоимость предприятий) приближается к 550 млрд. Этому рынку сегодня присущ сильный продуктовый голод: фирма, владеющая даже одним серьезным продуктом, за пару лет "раскручивается" до миллионных, а то и миллиардных оборотов. Для современной фармацевтики характерна выраженная тенденция к "персонализации" лекарств - только в США в последние годы 100 тыс. человек умерли, а 2 млн. не получили эффекта от лекарственных препаратов, выписанных в точном соответствии с официальными показаниями по болезни. Но индивидуальный подход к больному подразумевает резкое увеличение спектра фармацевтической продукции и сокращение сроков ее разработки, для чего прежде всего нужны внушительные суперкомпьютерные ресурсы - ведь даже в grid-сетях из сотен тысяч ПК моделирование лекарственного препарата подчас растягивается на годы.

В СССР регистрировалось около половины мировых изобретений, сейчас - на порядок меньше.

Другое дело, что и риски в подобных проектах велики: 90% предлагаемых биотехнологий на самом деле оказываются неэффективными "пустышками" (а их создание в идеальном случае требует трех лет, а в реальности - до семи годов труда), поэтому большинство публикаций в зарубежных изданиях по био- и наноисследованиям как минимум вызывают сомнение. В развитых странах данное направление финансируется государством, благо даже один удачный проект из сотни с лихвой окупает суммарные затраты. Негативную роль играет дороговизна производства высокотехнологичной продукции - сегодня в России его стоимость в 3 раза выше, чем на Тайване.

Что такое инновация

Под инновацией экономико-финансовые словари понимают нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на достижениях науки и передовом опыте. Это определение подразумевает, что инновация сама по себе не является открытием или изобретением, а просто переводит таковые в практическую плоскость (в частности, выводит на рынок). Оксфордский толковый словарь развивает данную дефиницию, отмечая, что инновация дает серьезное преимущество перед конкурентами вплоть до монополистического. Интересна также буквальная трактовка инновации как инвестиции в новации. В общем случае инновация как перевод передовых идей в практическое русло присуща не только технико-экономической, но и культурной, медицинской, педагогической и многим другим сферам деятельности. Под инновационной способностью часто понимают способность к комбинированию доступных ресурсов с целью получить оригинальный результат.

ИТ-сфере ближе всего оксфордское определение. ИТ-инновация прежде всего создает добавочную стоимость (источник прибыли), которая в разы, а то и на порядки превосходит добавочную стоимость аналогичных решений, доступных на рынке. Инновационным ИТ-продуктом может быть и наукоемкая система, в которую заложены результаты многолетних исследований (например, средства распознавания речи и изображений), и приложение, удачно сочетающее популярную идею и качественную техническую реализацию (как в случае проектов Google и Skype). Классический пример ИТ-инновации - операционная система Windows 3.0: Билл Гейтс успешно объединил в ней наработки существовавших графических оболочек, идеи OS/2, над которой Microsoft в конце 1980-х трудилась совместно с IBM, и маркетинговые подходы. В результате в первый же месяц продаж в 1990 г. копий Windows 3.0 было продано больше, чем OS/2 за несколько лет (с момента появления в ней графического интерфейса).

Но самая главная проблема в другом. Портфель российских фондов насчитывает тысячи биотехнологических предложений, есть и деньги для их реализации (подобные фонды ежедневно отказываются от десятков инвестиционных предложений от банков, так как имеют собственные ресурсы) - однако катастрофически не хватает менеджеров, способных вывести технологию на рынок. Московский Департамент поддержки и развития малого бизнеса (www.dmpmos.ru) ежегодно в бесплатном режиме обучает тысячи предпринимателей инновационному управлению, но это капля в море. Менеджмент в любой сфере, био- или информационно-технологической, представляет собой деятельность, плохо формализуемую по самой своей природе, подразумевающую развитую способность к принятию решений в условиях неопределенности и нехватки информации. Автоматизировать ее вряд ли возможно, и недаром японцы - едва ли не лучшие менеджеры в мире - не признают формальных систем бизнес-образования наподобие MBA. Их компании предпочитают выращивать профессионалов-управленцев непосредственно в процессе практической деятельности. А в лидеры среди ведущих государств Страну восходящего солнца вывела национальная система поощрения инноваций на рабочих местах: она привела к столь массовому рационализаторству, что увлеченных корпоративным творчеством японцев сегодня даже штрафуют, если они задерживаются на работе по окончании трудового дня.

Версия для печати