АЛЕКСЕЙ МАКСИМОВ: ПУТЕВОДИТЕЛЬ

Гром грянул 6 декабря. В этот день правоохранительными органами была фактически остановлена работа московских офисов сразу нескольких крупнейших ИТ-компаний, причем не только отечественных, но и американской. В качестве причины называется необходимость их проверки в связи с непосредственным участием в поставках оборудования и ПО для Пенсионного фонда РФ (напомним, что ранее аналогичной проверке подвергся Фонд обязательного медицинского страхования и его поставщик - крупнейший фармацевтический дистрибьютор "Протек").

Мы пока не располагаем достаточной информацией, чтобы комментировать это событие по сути дела. Замечу только, что работа оказавшихся в эпицентре скандала компаний может быть затруднена или даже парализована отнюдь не на один день со всеми вытекающими как для них, так и для их заказчиков и партнеров отрицательными последствиями. Более того, показательная акция МВД в отношении Пенсионного фонда должна в перспективе заставить другие крупнейшие ИТ-компании, в большинстве своем завязанные на господряды, пересмотреть портфель своих заказов в пользу пусть менее крупных, но зато и работающих на гораздо более открытом рынке коммерческих предприятий.

Буквально одновременно с появлением ОМОНа в офисах IBM, ЛАНИТа и R-Style громко выступили сразу шесть известных на всю страну розничных сетей - "Эльдорадо", "Евросеть", "М.видео", "Связной", "Техносила" и "Мир". Поводом для совместной акции стало публичное обвинение московского офиса Panasonic в "двойных стандартах", проявлением чего, по их мнению, стала предоставленная немецкому ритейлеру Media Markt возможность выставить ряд товаров Panasonic по гораздо более низкой цене, чем в других розничных сетях (в японской компании это категорически опровергают). Но если проанализировать рекламную листовку Media Markt (она доступна на сайте ритейлера), то нетрудно увидеть, что предлагаемые в магазинах новой сети (а их всего лишь два, и оба в Москве!) цены, конечно, могут конкурировать с ценами в "старых" сетях, но при желании, потратив часок времени на поиск в Интернете, точно такой же товар можно купить в Москве и по заметно более низким ценам. Выходит, что главная причина удивительного единения конкурентов заключается в необходимости стратегического противостояния выходу на российский рынок крупных иностранных ритейлеров. Что ж, будем надеяться, что победителем в разворачивающейся войне станет покупатель - и если не от снижения цен, то от повышения качества сервиса.

Из материалов текущего номера я бы рекомендовал ознакомиться с интервью, которое глава IBM EE/А Кирилл Корнильев недавно дал нашему еженедельнику (с. 16). Из него вы узнаете немало интересного о стратегии и специфике работы компании на российском рынке, а также о состоянии информатизации ряда ключевых отраслей российской экономики. О том, сколь серьезных успехов добилась IBM в нашей стране, свидетельствует тот факт, что CEO IBM раз в квартал докладывает аналитикам с Уолл-стрит, как меняется российский рынок и как компания растет в России.

О продуктовой стратегии другой крупной западной ИТ-компании - Oracle - вы сможете узнать из статьи Ольги Павловой (с. 37). Эксперт американской корпорации Глеб Ладыженский детально описал новую классификацию продуктов Oracle, отныне привязанную к шести стратегическим сегментам корпоративных решений: безопасность, SOA, grid, BI, системы управления контентом и встроенные базы данных.

В рубрике "Темобзор" (с. 32) вы найдете аналитический материал Андрея Колесова по рынку средств разработки приложений. Автор обосновывает три тезиса: постепенное исчезновение собственно рынка средств разработки, разделение платформенных технологий на два лагеря - Microsoft .NET и Java/Open Source и превращение процесса разработки ПО в один из этапов управления жизненным циклом приложений, а также выделяет ключевые события уходящего года в этой сфере, среди которых реорганизация бизнеса Borland, расцвет технологии AJAX, выход на первый план концепции SOA и др.

В своей очередной колонке Сергей Бобровский анализирует перспективы новых ИТ-проектов национального масштаба, таких как "табачная" версия пресловутой "алкогольной" ЕГАИС или система учета застрахованных автомобилей ЕИС ОСАГО. Поможет ли их авторам избежать серьезных проблем рекомендация нашего обозревателя соблюдать элементарные проектные правила, очевидные на уровне здравого смысла? Будем надеяться.

Последний в нынешнем году выпуск приложения PC Week Mobile в основном посвящен состоянию и перспективам российского рынка WiMAX. Кроме того, своим видением главных итогов уходящего года и перспектив года грядущего с Максимом Букиным поделились руководители ведущих отечественных операторов сотовой связи и беспроводных сетей WLAN (с. 3 и приложения). Примечательно, что если сотовые компании исчерпали возможности экстенсивного развития и стоят перед необходимостью инвестиций в новые сложные сервисы, то операторам WiMAX еще только предстоит пройти горнило консолидации рынка и расширения абонентской базы, вступив при этом, вероятно, в весьма жесткую конкуренцию с сотовыми операторами, для которых WiMAX - одно из перспективных направлений расширения бизнеса.

Версия для печати