SCM

Даже самые передовые компании могут сэкономить на оптимизации цепочек поставок сумму, равную 3-6% своего годового дохода. Об этом заявил на прошедшей в конце ноября конференции Russian Ortems Forum известный эксперт в области SCM Билл Белт. Как и с помощью каких инструментов можно достичь указанной цели? Французская фирма Ortems предлагает для решения этой задачи одноименную систему оптимизированного производственного планирования (Advanced Planning and Scheduling, APS). О том, как инструменты Ortems помогают решать задачи корпоративного планирования, можно было узнать на конференции из рассказов представителей пяти предприятий, но лишь одно из них было российским.

Главная проблема - непонимание роли и места систем SCM

Воспользовавшись присутствием на конференции Билла Белта - ведущего эксперта в области SCM и президента компании Belt Excelence, мы попросили его ответить на ряд вопросов, имеющих непосредственное отношение к теме форума.

PC Week: Каковы современные тенденции развития методологии SCM?

Билл Белт: Прежде всего хочу сказать, что в настоящее время большинство компаний все еще находится на этапе построения систем SCM. Ведь и сама эта концепция родилась не столь уж давно - в 90-х годах прошлого столетия. Поэтому иногда разговоров о построении такого рода систем больше, чем реальных достижений. Многие предприятия сегодня делают только первые шаги в этом направлении, и для них нет большой разницы между классическими представлениями и самыми новыми течениями в области SCM.

Билл Белт

А среди новых направлений я бы отметил проникновение идей бережливого производства (lean manufacturing) в управление цепочками поставок. Другая важная тенденция - это регионализация SCM. Мировая экономика становится глобальной: источники сырья, производственные мощности, центры дистрибуции могут находиться в разных частях планеты, в странах со своими особенностями организации логистики и других бизнес-процессов. Сегодня, например, все хотят работать с китайскими предприятиями, но в этой стране, как и во многих других, нужно оптимизировать организацию поставок с учетом местных особенностей.

Все чаще функции отдельных участников цепочки переплетаются и пересекаются, и поэтому вся она должна рассматриваться как единый механизм, призванный наилучшим образом удовлетворить запросы клиента. Возьмем для примера компанию, предоставляющую услуги логистики сети магазинов IKEA. Она ведь не только берет товар со склада и доставляет его покупателю. Нередко ей приходится также осуществлять сборку доставленной мебели или других сложных изделий, а ведь, строго говоря, это функция производственного предприятия. Аналогичные задачи решает осуществляющая прямые поставки ПК корпорация Dell: заказанные клиентом конфигурации могут комплектоваться и собираться в неких промежуточных дистрибьюторских центрах. Фактически это означает, что изготовление конечного продукта постепенно смещается к концу цепочки поставок.

И наконец, нельзя не упомянуть о модернизации традиционных систем управления продажами и текущими операциями на основе концепции расширенных цепочек поставок. Речь идет прежде всего о совершенствовании методов планирования спроса. Но не на основе каких-то изощренных математических алгоритмов, а за счет более точного учета ресурсов и планов всех участников SCM-цепочки. Это означает, что нужно не пытаться строить как можно более точный прогноз спроса со стороны конечного потребителя, а более тщательно фиксировать сведения о том, сколько изделий и когда каждый участник цепочки собирается взять у своего непосредственного поставщика.

PC Week: Что мешает более широкому внедрению систем SCM (неточность исходных данных, организационные проблемы, сложность контроля и управления)?

Б. Б.: Я бы на первое место поставил непонимание роли и места систем SCM в жизни предприятия. Если говорить о полноте данных, то действительно есть определенная проблема интеграции данных ИС поставщиков и потребителей, но она сегодня успешно решается. Более принципиальная трудность связана с неопределенностью информации о текущих товарных запасах, находящихся у каждого участника цепочки в данный момент времени. Стоимость таких запасов очень велика, и поэтому одна из главных задач - это их минимизация. Обычно типичное крупное предприятие имеет точную информацию о 95% своих запасов (не в денежном эквиваленте, а по номенклатуре). С точки зрения практики управления основная проблема - это недостаточное понимание процессов SCM со стороны топ-менеджеров. Операционные управленцы подготовлены к восприятию идей SCM гораздо лучше.

PC Week: Можно ли оптимизировать цепочку поставок, включающую несколько независимых компаний, каждая из которых имеет свои приоритеты и стратегические цели?

Б. Б.: Здесь можно было бы просто ответить: нет, нельзя - и перейти к следующему вопросу. Но я хотел бы подчеркнуть: главная идея концепции SCM состоит в том, что если каждый участник цепочки будет руководствоваться только своими приоритетами и своей стратегией, то ни один из них не преуспеет. В XXI веке конкурировать будут не отдельные компании, а полные цепочки поставок. Предприятия должны перестать считать себя осажденной крепостью, сражающейся со всем окружающим миром. Они обязаны научиться сотрудничать и достигать при этом оптимального для всех результата. Главный критерий оптимизации - удовлетворение запросов клиента, конечного потребителя, и этой цели следует подчинить приоритеты и стратегические установки всех участников цепочки поставок. По сути речь должна идти о совместном планировании работы всех вовлеченных в SCM-цепочку контрагентов.

PC Week: В какой степени идеи APS применимы к решению практических задач SCM? Не являются ли они для большинства предприятий просто красивой теорией?

Б. Б.: Конечно же нет. Системы APS применяются множеством предприятий в Европе и в Америке для решения двух типов задач. Первый связан с планированием поставок изделий, производство которых характеризуется рядом ограничений. Например, предприятие выпускает изделия разных цветов, но технологический процесс позволяет в данный момент красить их только одним цветом. Если заказ содержит позиции с разными цветами, то в одних случаях переналадка технологического оборудования необходима, а в других, например при последовательном переходе от белого к серому и черному, без нее можно и обойтись. И в зависимости от текущего потока заявок очень часто приходится осуществлять перепланирование производственной программы с учетом этого и других ограничений.

Второй тип задач обусловлен тем, что управление цепочками поставок производится как на операционном уровне, так и на стратегическом. Системы APS особенно полезны для стратегического планирования, где они используются для просчета различных вариантов решений, принимаемых на операционном уровне. Все это делается с целью оптимизации деятельности компании в целом с учетом всех выпускаемых продуктовых линеек, всех региональных рынков, всех поступивших заказов и всех рисков. Некоторые люди пытаются сопоставлять и оценивать различные сценарии в Excel, но если вы попробуете манипулировать одновременно 240 листами электронных таблиц, то довольно быстро почувствуете потребность в инструментах APS.

PC Week: Каковы должны быть приоритеты в развертывании систем корпоративного управления? Следует ли начинать с систем учета и планирования ресурсов? Или же стоит в первую очередь наладить системы снабжения и закупок?

Б. Б.: Внедрять в первую очередь систему управления цепочками поставок было бы не очень разумно. Сначала нужно получить более полную информацию о спросе на продукцию, о принятых заказах и т. д. А это означает, что начинать следует с управления продажами и текущими операциями на самом верхнем уровне. Уже здесь можно найти какой-то баланс между спросом и производственными ресурсами, имеющимися в распоряжении как собственного предприятия, так и поставщиков комплектующих и сырья.

PC Week: Спасибо за беседу.

Мы уже писали о том, что собой представляет методология APS (см. PC Week/RE, N 43/2005, с. 35, и N 27/2006, с. 29). В отличие от ERP-систем, позволяющих планировать общие потребности в материалах и ресурсах, инструменты APS строят календарный график выполнения производственной программы, оптимальный по отношению к некоторому критерию (равномерная загрузка оборудования, первоочередное выполнение срочных заказов, снижение складских запасов готовой продукции). По сути - это планирование, приближенное к цеховому уровню и учитывающее текущее состояние парка оборудования и наличие обслуживающего персонала. Во внимание принимаются также всевозможные ограничения. Важная характеристика средств такого рода - скорость просчета календарного плана. Ведь в реальной жизни ситуация может измениться в любой момент (поступит срочный заказ или выйдет из строя станок), и программа должна уметь быстро построить новый план и распространить изменения на контуры, отвечающие, скажем, за закупки комплектующих или направление заказов смежникам.

Вот почему продукты компании Ortems, работающей на рынке систем управления более 15 лет и имеющей 6 000 заказчиков в 30 странах, находят применение даже на тех предприятиях, где внедрены ERP-системы, содержащие собственные модули APS. По мнению президента Ortems Рене Девиня, высокий спрос на продукты такого рода связан с повсеместным переходом от производства продукции на склад к производству на заказ. При этом очень важно уже в момент приема заказа достаточно точно планировать срок его исполнения. Кроме того, производство по самой своей природе нестабильно: материалы могут поступать не вовремя, людям свойственно иногда болеть, а оборудованию ломаться, приоритетность тех или иных заказов может измениться в любой момент. И каждый раз при этом необходимо будет произвести перерасчет плана-графика выполнения всей производственной программы.

Особой популярностью решения Ortems пользуются в пищевой и химической промышленности, машиностроении и металлургии, военно-промышленном комплексе, а также у предприятий, занимающихся производством кабеля, упаковки, изделий из пластика, полупроводниковой техники и косметики. О практике использования этих решений рассказали на конференции менеджеры французского отделения компании Uniliver, выпускающего соусы и специи, представители фирмы Rexam, специализирующейся на производстве упаковки, сотрудники французского отделения компании Prysmian, выпускающей кабельную продукцию, а также специалисты принадлежащей группе Arcelor фирмы Ugine&Alz, занимающейся производством металлопроката.

Несмотря на то что темой конференции было использование средств APS в управлении цепочками поставок, в большинстве вышеупомянутых выступлений речь шла об оптимизированном планировании производства. Что, впрочем, и не удивительно, поскольку выпуск любого изделия сегодня - это сложная совокупность логистических и производственных бизнес-процессов, которая должна оптимизироваться как единое целое. Как правило, на всех вышеуказанных предприятиях уже эксплуатируется ERP-система, в большинстве случаев - SAP/3, снабженная сертифицированным адаптером для интеграции с ПО Ortems.

В проекте, выполненном специалистами фирмы "АНД Проджект", единственного партнера Ortems в нашей стране, исторический фон был еще более сложным. В группе "Ункомтех", занимающейся производством и дистрибуцией кабельной продукции, эксплуатируется три ERP-системы: на заводе "Кирскабель" - продукт украинских разработчиков "IT-предприятие", на "Иркутсккабеле" - SyteLine, в торговом доме - Axapta.

Как известно, в продукте SyteLine имеется довольно мощный модуль APS, но "Ункомтех" остановила свой выбор на системе Ortems. Как пояснил исполнительный директор этой группы предприятий Андрей Писанный, большую роль в принятии такого решения сыграл его личный визит в компанию Nexans, являющуюся одним из мировых лидеров кабельной отрасли, успешно применяющим инструменты Ortems. Их востребованность со стороны "Ункомтеха" объясняется ярко выраженным позаказным характером производства, а также тем, что цены на основное сырье - медь и алюминий - постоянно и довольно значительно меняются. Заново планировать производственную программу приходится ежедневно, а прайс-лист корректируется раз в неделю. Кроме того, спрос на кабельную продукцию испытывает сильные сезонные колебания. Из-за этого происходит и сезонная смена критериев оптимизации: если летом, когда заказов очень много, главная цель - соблюдение сроков поставки, то зимой на первый план выходит оптимизация загрузки оборудования и персонала. По словам г-на Писанного, за четыре месяца, прошедшие с начала эксплуатации системы Ortems, компании удалось повысить число поставок, укладывающихся в оговоренные с заказчиком сроки, на 10%.