BUSINESS INTELLIGENCE

Российский рынок Business Intelligence (BI) вырос в 2005 г. на 48,3%, и его объем приблизился к отметке в 45 млн. долл. (см. диаграмму). Об этом на конференции "Business Intelligence: рыночные тенденции, успешные проекты и новые сферы применения", организованной IDC совместно с издательским домом "Открытые системы", сообщила руководитель программы исследования IDC Елена Семеновская. В числе причин столь динамичного развития были названы накопление данных во внедренных ранее ERP-системах и желание руководства предприятий использовать эти данные для повышения эффективности бизнеса. В какой-то мере данный тезис подкрепляется и тем, что темпы роста рынка BI в 2005 г. были практически такими же, как и у рынка ERP в предыдущем, 2004-м. Следует ли отсюда, что в 2006 г. с сегментом BI произойдет то же, что случилось с рынком ERP в 2005-м (см. PC Week/RE, N 34/2006, с. 1), и он вырастет "всего лишь" на 20%?

Российский рынок Business Intelligence

Ответ на этот вопрос мы получим, по-видимому, не раньше чем через год (такова уж практика IDC). А вот другие тенденции очевидны уже сегодня. Продолжают укреплять свои позиции зарубежные поставщики ПО. Как отметил региональный директор IDC по России и СНГ Роберт Фариш, в нашей стране тоже есть разработчики систем BI, добившиеся значительных успехов. Однако, судя по всему, сломить упомянутую выше тенденцию им не удается. Один из таких разработчиков - пермская компания "Прогноз", представившая на конференции пятую версию своей одноименной BI-платформы. В ее составе такие традиционные компоненты, как средства загрузки данных из внешних источников (ETL), инструменты для проведения аналитических процедур, построения отчетов и обработки запросов, утилиты администрирования и обеспечения безопасности. Особое внимание нужно обратить на богатый выбор средств моделирования и прогнозирования, используемых множеством заказчиков из госсектора (министерства, ведомства, региональные администрации).

Роберт Фариш: “В России тоже есть

 разработчики систем BI, добившиеся

значительных успехов”

Вероятно, именно этот факт имела в виду Елена Семеновская, когда говорила о расширении числа вертикалей, в которых востребованы BI-решения: к традиционно активным нефтегазовой, банковской, транспортной и страховой отраслям, розничной торговле и дистрибуции сегодня прибавились и государственные организации. Впрочем, указанная тенденция не нашла никакого отражения в повестке дня конференции: докладов о соответствующих проектах в госсекторе просто не было.

В стремлении создавать собственную BI-платформу фирма "Прогноз" далеко не оригинальна: этим занимаются практически все лидеры мирового рынка BI. Основным достоинством подобных платформ является, по мнению вендоров, простота их эксплуатации, обусловленная тесной интеграцией всех компонентов платформы. Тем не менее в реальной жизни многие заказчики предпочитают платформам от одного вендора набор лучших в своем классе решений, созданных разными разработчиками (best-of-breed). За примерами далеко ходить не надо. В своем рассказе о принципах построения аналитического контура в компании "М.видео" ее менеджер по развитию ИС Сергей Холманских особо подчеркнул, что компания решила твердо следовать концепции best-of-breed. В качестве СУБД для хранилища данных она использует специализированную систему Sybase IQ, для загрузки данных из разнородных источников - продукт Sunopsis, для визуализации отчетности - инструментарий MicroStrategy, а решение задач финансовой отчетности оставляет за модулем SAP BW системы R/3, эксплуатируемой в "М.видео" на протяжении ряда лет.

Похожая ситуация и в проекте, выполняемом в компании "ВымпелКом". По словам заместителя ее директора по архитектуре систем управленческой информации и отчетности Сергея Федечкина, у них в роли ETL-загрузчика выступает продукт Informatica, хранилище данных функционирует на СУБД Oracle, а для обработки запросов и генерации отчетов используется система Business Objects. О масштабах решаемых задач можно судить по объему данных в хранилище: ежедневно он увеличивается на 150 Гб и к настоящему моменту достиг 70 Тб. Более 650 пользователей анализируют историческую информацию за последние 13 месяцев и на этой основе формируют маркетинговые кампании, программы кросс-продаж, политику удержания клиентов и т. д.

Тому, что рассказы об этих двух проектах были представлены достаточно подробно, мы обязаны очень симпатичной инициативе двух спонсоров конференции - компаний Informatica и Sybase, отдавших время своих "законных" докладов, обычно посвящаемых рутинному расхваливанию собственных продуктов и достижений, заказчикам (в данном случае "М.видео" и "ВымпелКому"). О порочности традиционного подхода спонсоров к своему участию в конференциях мы писали в отчете о прошлогоднем аналогичном форуме (см. PC Week/RE, N 46/2005, с. 1), и наша критика, по-видимому, была услышана.

Еще одна тема, на которую мы обратили внимание в прошлом году, получила развитие на нынешней конференции. Речь идет об оригинальном инструментарии компании Sunopsis для загрузки данных в хранилище, базирующемся на механизме бизнес-правил. Его применение не требует написания программного кода трансформации данных, поскольку такой код автоматически генерируется на основе заданных пользователем бизнес-правил, причем генерируется он на диалекте языка SQL, используемом в целевой СУБД, управляющей хранилищем данных. По мнению руководителя направления BI фирмы S&T International Алексея Ильина, применение продукта Sunopsis Data Conductor позволяет сэкономить на аппаратных средствах, поскольку здесь не нужен выделенный сервер трансформации данных (эти операции выполняются целевой СУБД), и обеспечивает более высокую производительность. За прошедший год ПО Sunopsis нашло применение в ряде проектов, один из которых (в "М.видео") был представлен на нынешнем форуме. Как оказалось, в арсенале Sunopsis есть и средства интеграции приложений (Active Integration Hub), которые также были использованы в "М.видео" для организации взаимодействия между приложениями SAP R/3, HP OpenView, Lotus, "1С" и др.

Месяц назад стало известно, что свое внимание на фирму Sunopsis обратила и корпорация Oracle, объявившая о своем намерении купить перспективного игрока рынка ETL. Руководство Oracle уже заявило о том, что Sunopsis Data Conductor дополнит линейку ETL-инструментов, входящих в состав пакета Oracle Warehouse Builder, однако пока ничего не известно о том, какая судьба ожидает продукт Sunopsis Active Integration Hub, в определенной степени дублирующий функции интеграции приложений, имеющиеся в Oracle Fusion Middleware.

Изменения, происходящие на мировом BI-рынке, столь стремительны, что могут существенно изменить некоторые сложившиеся стереотипы. Эта мысль посетила меня во время доклада Сергея Холманских, посвященного сравнительному тестированию двух продуктов, претендовавших на роль СУБД для хранилища данных в "М.видео": специализированной Sybase IQ и реляционной Oracle. Результат был вполне предсказуем: при решении задач BI СУБД Sybase IQ превзошла конкурента по всем статьям. За скобки, правда, оказались вынесены ценовые факторы. Ведь для транзакционных приложений в "М.видео" по-прежнему используется СУБД Oracle, а это означает, что компании пришлось купить дополнительную СУБД Sybase IQ, которая, как пояснил менеджер российского офиса Sybase Андрей Резник, стоит 60-70 тыс. долл. в расчете на один процессор (т. е. в 1,5-2 раза дороже корпоративной лицензии Oracle Database). Вместе с тем сравнительно недавно на рынке появилось похожее по идеологии решение SAP Business Intelligence Accelerator (см. PC Week/RE, N 41/2006, с. 12), стоимость которого, по словам представителей SAP, на порядок ниже тех, что базируются на реляционных технологиях.

К традиционно активным потребителям BI-решений из нефтегазовой, банковской, транспортной и страховой отраслей, розничной торговли и дистрибуции сегодня прибавились и государственные организации.

Одно из новых направлений развития BI - распространение аналитических процедур на неструктурированную, в первую очередь текстовую информацию. Об инновационной разработке такого рода рассказал руководитель подразделения IBM EE/A по решениям в области управления информацией Сергей Лихарев. Речь идет об использовании средств полнотекстового поиска WebSphere Information Integrator OmniFind Edition в рамках архитектуры Unstructured Information Management Architecture (UIMA). Здесь производится синтаксический разбор документов из разных источников, на основе которого строится индекс для текстового поиска, а кроме того, с помощью словаря метаданных из текста извлекаются элементы, пригодные для помещения в хранилище структурированной информации (названия компаний и продуктов, должности, даты, числа и т. д.). Как считают в IBM, такой подход поможет существенно расширить спектр источников информации и аналитических процедур. Например, можно будет анализировать обращения клиентов в службу сервиса, выявлять тенденции изменения спроса на те или иные услуги, оценивать работу персонала и т. д.

Совсем под другим углом зрения посмотрел на некоторые тексты ведущий консультант IBM Global Business Services Дмитрий Князев, обративший внимание аудитории на продолжающуюся путаницу с переводом отдельных терминов, имеющих непосредственное отношение к тематике BI. Наряду с примерами, носящими поистине анекдотический характер (Business Intelligence - бизнес-разведка, Business Objects - бизнес беспокоится), есть в его коллекции и совершенно неадекватный перевод (Data Mining - добыча данных), кочующий из одного информационного материала в другой. Что ж, не устоявшаяся терминология - лишнее подтверждение молодости и продолжающегося развития технологии Business Intelligence.