ДИСПЛЕИ

Осенью прошлого года высшее руководство Samsung Electronics (www.samsung.com) объявило о намерении южнокорейского гиганта в 2010 г. войти в тройку крупнейших мировых производителей электронных компонентов и готовой продукции, добиться на глобальном рынке лидирующих позиций (самой высокой рыночной доли) в двадцати продуктовых сегментах и удвоить по отношению к 2004 г. оборот компании (по итогам 2004-го он составил 78,5 млрд. долл.).

Одновременно были обозначены восемь ключевых направлений, способных в наибольшей степени содействовать достижению поставленных целей. В числе этих направлений, в частности, разработка и производство принтеров, мониторов и цифровых телевизоров, относящиеся к сфере деятельности подразделения цифровой медийной продукции (Digital Media Business, DMB) - одного из крупнейших в Samsung Electronics.

Подразделение DMB выпускает телевизоры и мониторы, цифровую аудио- и видеоаппаратуру, компьютерные системы, устройства для цифровой печати. Его оборот в прошлом году составил 17,9 млрд. долл.; 85% этой суммы обеспечили продажи за пределами Южной Кореи (на Европу и страны СНГ, в частности, пришлось 37% оборота DMB).

Продукция подразделения делится на три категории - для домашнего применения, офисного назначения и мобильные платформы.

Пока места хватает (экспозиция

 ЖК-панелей в музее Samsung)

Подобно многим другим производителям электронной продукции, Samsung активно расширяет портфель цифровых устройств потребительского спроса, рассматривая эти изделия как один из наиболее мощных стимулов развития своего бизнеса в эпоху конвергенции цифровых технологий.

По информации компании, объем мирового рынка потребительской электроники в 2004 г. составлял 109 млрд. долл., при этом 43% продаж приходилось на аналоговые устройства. По прогнозу, в 2013 г. глобальный рынок достигнет уровня 216 млрд. долл. и уже 98% изделий станут цифровыми, причем примерно половина таковых будет представлена ТВ-приемниками.

В настоящее время ассортимент изделий для дома включает в первую очередь обширный спектр телевизоров, реализованных с использованием различных технологий - электронно-лучевых трубок, плазменных и ЖК-панелей, проекционных модулей, с учетом достоинств и ограничений каждой из них.

В модельном ряду цифровых ТВ наиболее широко представлены плазменные (выпускаются модели с размером диагонали до 80 дюймов; Samsung также продемонстрировал плазменный телевизор с диагональю 102 дюйма, который был разработан в прошлом году) и ЖК-устройства (с диагональю экрана до 57 дюймов; в 2005-м разработан ЖК-ТВ с 82-дюймовой диагональю). По утверждениям представителей компании, семейство фирменных ЖК-телевизоров (самые популярные модели - от 19- до 40-дюймовых) - одно из наиболее востребованных на мировом рынке: до конца 2006-го Samsung рассчитывает продать свыше 2 млн. этих устройств.

В нынешних условиях специалисты компании считают наиболее целесообразным производить ЖК-мониторы размером до 46 дюймов, поскольку при больших габаритах производство ЖК-панелей обходится гораздо дороже по сравнению с плазменными (по словам специалистов Samsung, при размерах экрана 40-46 дюймов стоимость производства плазменных и ЖК-панелей уже почти сопоставима). Тем не менее в случае, скажем, 80-дюймовых плазменных экранов слишком дорогим удовольствием становится обеспечение высокого разрешения, требующегося для воспроизведения сигналов телевидения высокой четкости (1080 линий).

В долгосрочном плане компания намерена постепенно - по мере снижения стоимости ЖК-панелей - увеличивать размер экрана ЖК-телевизоров и расширять их выпуск. Так, с вводом в строй совместного предприятия Samsung и Sony по производству ЖК-матриц восьмого поколения в южнокорейской компании рассчитывают повысить объемы выпуска 52-дюймовых панелей и добиться уменьшения их стоимости. Первоначально предполагалось, что соответствующее производство должно стартовать в III квартале 2007-го, однако Samsung ускорил реализацию планов и намеревается начать выпуск продукции на новом заводе еще в первой половине будущего года.

Мониторы Samsung в России

По информации Samsung, ссылающейся на исследования аналитической фирмы Bryan Norris Associates (BNA), на российском рынке мониторов южнокорейская компания занимает первое место, имея долю 47,7% в сегменте ЭЛТ-мониторов и 27,5% в сегменте ЖК-дисплеев.

В нынешнем году объем продажи фирменных мониторов по сравнению с 2005 г. должен вырасти на 11% и достичь 3,16 млн. устройств (2,716 млн. изделий, или 96% совокупного объема сбыта - ЖК-дисплеи).

Основной акцент Samsung делает на продвижении ЖК-мониторов с размером диагонали не менее 19 дюймов. По сравнению с прошлым годом объем их сбыта возрос более чем на 300% (в совокупном объеме продаж ЖК-мониторов в 2006-м году это соответствует почти 40%; около 60% сбыта составляют 17-дюймовые модели, остальное - 15-дюймовые).

Технологическое совершенствование ЖК-телевизоров идет, в частности, в направлении улучшения качества воспроизведения черного цвета (до сих пор ЖК-устройства уступают в этом плане плазменным аппаратам). Один из способов решения задачи - применение в новых моделях телевизоров ЖК-панелей с задней LED-подсветкой.

Помимо плазменных и ЖК-телевизоров инженеры компании заняты разработкой проекционных ТВ с обратной проекцией, базирующихся на DLP-технологии (в 2005-м было создано устройство с 71-дюймовым экраном). Большим их достоинством специалисты Samsung считают сравнительно низкую стоимость производства данных устройств. Основные усилия разработчиков компании в этом случае направлены на уменьшение глубины (или толщины) проекционных телевизоров.

Перспективными в Samsung считают и устройства для записи и воспроизведения дисков Blu-ray. Первый Blu-ray плейер BD-P1100 этой осенью уже поступил в продажу в европейских странах (в США это произошло еще в июне 2006-го). Сейчас компания разрабатывает аналогичное устройство следующего поколения, которое наряду с Blu-ray будет поддерживать и другой стандарт - HD DVD. В Samsung считают, что рынок Blu-ray растет пока небольшими темпами, но по мере популяризации этой технологии компания предполагает встраивать соответствующие дисководы в фирменные ноутбуки.

Еще одна категория продукции, входящая в зону ответственности подразделения DMB, - мобильные платформы, к числу которых отнесены ноутбуки, цифровые фото- и видеокамеры, MP3-плейеры, навигационные системы.

Наконец, третья категория - изделия офисного назначения - представлена мониторами, компьютерами и принтерами.

Мониторы

В настоящее время разработка и производство мониторов являются прерогативой отделения устройств отображения (Visual Display Division, VDD). Прошла четверть века с того момента, как Samsung произвел свой первый монохромный монитор с 12-дюймовым экраном, а в 2007-м исполнится десять лет первому фирменному ЖК-монитору.

Ныне семейство мониторов Samsung включает в себя широкий спектр устройств - от настольных моделей до аппаратов промышленного назначения.

Структура бизнеса Samsung Electronics, 2005 г.

Общий оборот компании - 81,5 млрд. долл.

Сейчас компания является лидером на мировом рынке компьютерных мониторов. Объем этого рынка в 2006-м оценивается в 152 млн. устройств, причем 121 млн. из них - ЖК-мониторы.

Samsung сфокусирована преимущественно на ЖК-устройствах, причем год от года их доля в общем объеме сбыта фирменных мониторов неуклонно растет. Так, если в прошлом году из 20,4 млн. проданных компанией компьютерных дисплеев 51% были ЖК-устройствами, то в 2006-м соответствующая доля увеличилась примерно до 70% (при общем объеме продаж около 25 млн. мониторов).

Тем не менее, по словам старшего вице-президента VDD Юн-хо Ха, в ближайшие 4-5 лет Samsung не откажется от выпуска ЭЛТ-мониторов: "Пока на них существует спрос, мы будет присутствовать в данном сегменте. В странах с низким жизненным уровнем 10-20 долл. представляют собой значительную сумму, поэтому для многих людей, живущих там, первым приобретаемым монитором до сих пор остается ЭЛТ-устройство, которое на 50-100 долл. дешевле ЖК-дисплея".

Как сообщил г-н Ха, Samsung не только производит ЭЛТ-мониторы, но и продолжает их совершенствовать (проектированием новых продуктов, предназначенных в первую очередь для местного рынка, занимается в том числе недавно открытый центр разработок в Китае). Главная цель соответствующих НИОКР - уменьшение себестоимости ЭЛТ-устройств. Хотя от продажи этих изделий компания продолжает получать прибыль, ее величина постоянно сокращается, поэтому в снижении затрат борьба идет за каждый доллар.

Старший вице-президент VDD подчеркнул, что Samsung будет следовать наметившимся тенденциям мониторного рынка, в числе которых специалисты выделяют увеличение размеров и разрешения устройств визуализации (что продиктовано как потребностями в более качественных и разнообразных компьютерных развлечениях со стороны домашних пользователей, так и необходимостью повышения эффективности работы бизнес-пользователей), а также рост удельного веса широкоформатных устройств (эту тенденцию связывают с выходом MS Vista и появлением все большего количества HD-контента).

По оценкам Display Search (сделанным для мониторного рынка в I квартале 2006-го), из 121 млн. ЖК-мониторов, которые намечено продать (всеми поставщиками) в глобальном масштабе в нынешнем году, 15 млн. устройств будут иметь 15-дюймовый экран, 70 млн. - 17-дюймовый, 47 млн. - 19-дюймовый и 6 млн. - экран с размером диагонали не менее 20 дюймов. А по прогнозу на 2009 г., распределение мировых продаж ЖК-мониторов по размеру диагонали (15, 17, 19 и не менее 20 дюймов) будет выглядеть следующим образом - 11, 63, 70 и 21 млн. устройств соответственно (при совокупном объеме сбыта - 165 млн. ЖК-дисплеев).

Как отметил Юн-хо Ха, в будущем году компания сделает акцент на разработку и продвижение ЖК-мониторов с диагональю экрана 19, 20 и 22 дюйма, выпустив в том числе модели с ТВ-тюнером (по терминологии Samsung, многофункциональные мониторы).

Что касается широкоформатных мониторов, то, согласно расчетам Display Search, опубликованным во II квартале нынешнего года, в 2009 г. более трети продаваемых устройств с диагональю не менее 19 дюймов будет иметь экран широкого формата.

Недавно Samsung представил в Корее свой первый 22-дюймовый широкоформатный ЖК-монитор SyncMaster 225BW с высоким разрешением (1680х1050, или 88 точек на дюйм), который позволяет одновременно разместить на экране два документа формата A4.

Специалисты компании отмечают изменение пользовательских предпочтений: новыми приоритетами здесь становятся время отклика ЖК-матрицы и цифровой охват (прежде главным со стороны пользователей требованием было наличие у монитора больших углов обзора).

Структура бизнеса подразделения (DMB), 2005 г.

Повышение качества изображения - приоритетное направление совершенствования ЖК-мониторов. Среди разработанных компанией технологий - LED BLU (задняя LED-подсветка ЖК-экрана), обеспечивающая более широкий по отношению к стандартной диаграмме NTSC цветовой охват. Технология LED BLU впервые реализована в новом 20,1-дюймовом мониторе SyncMaster XL-20, который предназначен для специалистов в области САПР, дизайнеров и других категорий пользователей с повышенными требованиями к точности цветопередачи.

По словам г-на Ха, мониторы XL20 пока рассматриваются компанией как нишевый продукт прежде всего из-за очень высокой цены (примерно 2000 евро), которая обусловлена в том числе и тем, что ЖК-панели с LED-подсветкой пока выпускают только две фирмы - NEC и Samsung. "Если производители таких панелей найдут способы снижения себестоимости, то мы, конечно, уменьшим цену мониторов типа XL20", - уточнил он.

Касаясь вопроса о перспективах, старший вице-президент VDD, в частности, сообщил, что в Samsung ведутся разработки в области 3D-мониторов, которые, как он надеется, увенчаются выпуском соответствующих образцов уже в будущем году.

В более отдаленной перспективе, но не ранее 2010 г., появятся плоскопанельные мониторы, выполненные по OLED-технологии, которая в настоящее время успешно применяется в мобильных телефонах. По словам Юн-хо Ха, данная технология очень сложна для реализации устройств отображения с большим экраном: "Мы в состоянии разработать OLED-монитор, но мало кто сможет его купить: цена будет слишком высокой".

Помимо мониторов к категории офисных продуктов, выпускаемых VDD, относятся и проекторы. Недавно компания представила карманный бизнес-проектор SP-P300 (масса - чуть более 700 г, яркость - 25 лм, контрастность - 1000:1), основанный на DLP-технологии.

(Продолжение следует)