LBS, ДДЗ И НАВИГАЦИЯ

На карту нынче модно наносить грузовики, трамваи и трудовые ресурсы

Нанести на карту можно все что угодно. Для этого нужно знать, где находится это "все", и иметь соответствующую карту. Эти две важные задачи традиционно находятся в зоне пристального внимания геоинформатиков в разных регионах мира, по мере сил пытающихся вносить вклад в общее дело. И до тех пор пока на карты субмиллиметровой точности не будут нанесены все объекты Земли диаметром больше пятака, фронт работ у них будет.

Европейский официоз с практическим уклоном

После долгих дебатов Европарламент (www.europarl.europa.eu) наконец утвердил документ под названием INSPIRE Directive (Infrastructure for Spatial Information in the European Community, www.ec-gis.org/inspire), направленный на формирование правил обмена пространственной информацией в рамках Евросоюза. Основная цель проекта - создание панъевропейской геоинформационной инфраструктуры на базе наборов пространственных данных, собранных официальными картографическими агентствами стран ЕС. Ожидается, что этот процесс займет около 10 лет, при этом каждое государство Евросоюза будет тратить от 3 до 5 млн. евро в год на создание и приведение данных о своей стране в соответствии с вновь утвержденными требованиями. К слову, у принятой директивы трудная судьба - впервые этот документ, на создание которого было потрачено три года работы, был представлен Европарламенту еще летом 2004 г.

Вид Лондона с разрешением 5 см

В России подобным вопросам также уделяется повышенное внимание. В частности, недавно был разработан новый стандарт - ГОСТ Р 52571-2006 "Географические информационные системы. Совместимость пространственных данных. Общие требования", разработанный сотрудниками ЦГИ ИГ РАН (geocnt. geonet.ru) под руководством специалистов Госгисцентра Роскартографии (www. ggc.ru/content.php?target=norm) и опубликованный на сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (www.gost.ru). Это первый национальный стандарт в сфере оборота пространственных данных (www. gisa.ru/33823.html).

Google вдохновляет британцев на подвиги

Английская компания The GeoInformation Group (www.citiesrevealed.com) приняла на вооружение принцип "делай как Google, делай лучше Google" и открыла сайт www.shockymap.com/timemachine, на котором представлены аэрофотоснимки территории Великобритании с разрешением 5 см. Помимо современных изображений на сайте есть и архивные, в частности фотографии британских городов времен Второй мировой войны, сделанные летчиками Люфтваффе. Недавно компания расширила зону покрытия, добавив аэрофотоснимки на регион площадью более 1000 кв. км, и планирует в скором времени получить снимки всей территории страны и выложить их в Интернете. К сожалению, в отличие от Google не бесплатно.

К слову, The GeoInformation Group - не единственная компания, которая пытается торговать изображениями земной поверхности. Некоторое время назад американское издательство National Geographic скооперировалось с фирмой Maps.com (www.maps. com) и начало продажу карт (www. NGMapCollection.com), созданных сотрудниками издательства и охватывающих период с 1981 до 1990 гг. Цена постеров с картами составляет от 15 до 60 долл.

Общественный транспорт - интернет-пользователям

Пассажиры трамваев, троллейбусов и автобусов в течение долгого времени выпадали из поля внимания разработчиков навигационных систем. Компания PublicRoutes.com по мере сил восполняет этот пробел, предлагая пользователям пошаговые инструкции по перемещению из точки А в точку Б с помощью доступного общественного транспорта. Число городов, в которых предоставляется услуга, пока невелико. Впрочем, компания обещает, что список населенных пунктов, охваченных сервисом, будет расти и включать города в разных странах мира.

ПО GeoLabour: кривая зависимости уровня безработицы от возраста

Прокладка маршрута с использованием общественного транспорта предлагается PiblicRoutes.com не только в рутинном, ежедневном варианте, но и приурочивается к специальным событиям. В частности, она разработала карту шествия участников нью-йоркского парада на День благодарения, создала список кафе и ресторанов, из окон которых можно будет полюбоваться на торжества, и формирует для желающих инструкции для перемещения по этим заведениям.

Трудовым ресурсам - карты

У геоинформатиков появилась новая тенденция - при каждом удобном случае ссылаться на главу Microsoft. Делается это к месту и не к месту, причем все осложняется тем, что Билл Гейтс говорит о ГИС редко и коротко. Вот и ирландские геоинформатики из фирмы GeoLabour (www.geolabour.com), создавшие одноименное ПО, активно цитируют выступление г-на Гейтса в Москве, подчеркивая, что раз уж сам Билл сказал, что ИТ-специалистов не хватает, то это точно правда и проблему надо как-то решать. Ирландцы предложили бороться с нехваткой кадров основным оружием картографа - картой. Их продукт GeoLabour позволяет проводить демографический аудит, т. е. выявлять, в какой части света находятся трудовые ресурсы, оптимально решающие поставленную пользователем ПО задачу. С его помощью можно также делать прогнозы, оценивая, к примеру, доступность квалифицированных кадров некоторого профиля в конкретном регионе через 20 лет. Демонстрационную версию продукта можно найти по адресу: www.geolabour. com/downloads.php.

Диспетчерская одиссея - 2010

Составление (а также чтение) всевозможных прогнозов - занятие увлекательное и вдохновляющее. Особенно если там говорится о чем-то положительном. Так, шведская компания Berg Insight (www.berginsight.com) подсчитала, что к 2010 г. более 70% транспортных предприятий Европы будут использовать диспетчерские системы, позволяющие отслеживать перемещение средств перевозок и оптимизировать их маршруты, тем самым снижая расход топлива, экономя время и сокращая антропогенную нагрузку на окружающую среду. Сейчас лишь 20% европейских фирм используют подобные технологии. Ожидается, кстати, что Volvo и Mercedes-Benz начнут оснащать свои грузовики встроенными средствами спутникового слежения уже в 2008 г.

Дороги в России - больше не проблема

Навигация и диспетчеризация особенно важны для больших стран, а, как известно, по площади первое место в мире занимает Россия. Компания "Навиком" (www.navicom.ru) выпустила новую версию 3.05 диска "Дороги России с маршрутизацией", содержащую подробную дорожную сеть Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Новгорода, Новгородской области, Новосибирска, Новосибирской области, а также Краснодара и Краснодарского края. Входящие в его состав карты имеют масштаб 1:200 000 для областей, 1:10 000 для областных центров, 1:25 000 для районных центров и отображают все дороги вплоть до внутриквартальных. Помимо этого предлагается информация о расположении крупных магазинов и торговых центров, аэропортов, АЗС, стадионов, постов ДПС и ГИБДД, церквей, ресторанов, больниц, бассейнов, аптек, железнодорожных станций, автовокзалов, почт, телеграфов и кинотеатров.