РЕШЕНИЯ

В конце ноября нынешнего года компания "Скай Линк" (www.skylink. ru), крупнейший CDMA-оператор в России и СНГ, объявила о начале коммерческой эксплуатации сервиса "Каталог приложений", реализованного на платформе BREW (см. http://pcweek.ru/?ID=618982) разработки Qualcomm (www.qualcomm.com). В настоящее время сервис доступен абонентам Москвы и Санкт-Петербурга, при этом работать с ним могут только обладатели телефонов Ubiquam U-300 с обновленным ПО.

Надежда на индекс инноваций

Реализация BREW должна была состояться раньше, но действительность сдвинула планы почти на одиннадцать месяцев. В соответствии с соглашением по внедрению платформы для мультимедийных сервисов в сети "Скай Линк", которое было подписано с компанией Qualcomm еще 22 сентября 2005 г., только в марте 2006-го была завершена установка программно-аппаратного комплекса и началось его тестирование перед запуском в коммерческую эксплуатацию.

В августе в Москве и Санкт-Петербурге абонентам был открыт тестовый доступ к видеосервисам, в октябре на выставке "ИнфоКом-2006" представлен окончательный каталог развлекательных приложений, реализованный на платформе BREW. Новый генеральный директор компании "Скай Линк" Александр Нестеров уверенно заявил, что ожидает от BREW двух вещей в следующем году: во-первых, роста индекса инноваций в среднем пользовательском счете (часть ARPU, получаемая от неголосовых услуг) до 28-30%, из которых 20% компания будет получать благодаря загрузке медиаэлементов из "Каталога приложений", а 8-10% - за счет скоростного доступа в сеть Интернет и SMS-услуг (напомним, что сейчас доминанта индекса инноваций смещена в сторону интернет-доступа), а во-вторых, полного возврата вложений в инсталляцию аппаратно-программного комплекса за 12-14 месяцев с момента запуска услуги, т. е. до следующего декабря.

При этом статистика использования BREW в мире выглядит довольно оптимистично. Как уточнил Лучиано Сплендорини, старший директор по развитию бизнеса Qualcomm Europe, по данным за III квартал 2006 г., в коммерческую эксплуатацию платформу BREW запустили 65 операторов на всех континентах. За последний год в этих сетях пользователями было сделано 350 млн. платных запросов, объем рынка оценивается в 700 млн. долл. в год.

У российского оператора, естественно, совсем другие цифры. Даже несмотря на тот факт, что платформа BREW пока будет доступна только для 20 тыс. пользователей Ubiquam U-300 (на этот телефон приходится до 30% продаж в торговых сетях и офисах оператора) и терминалы этой модели, купленные до ноября 2006 г., надо будет "перепрошить" (для бесплатной смены ПО придется лично посетить офис оператора), активная часть аудитории с ARPU 25-50 долл. вполне может пойти на такие неудобства.

Александр Нестеров:

 “Индекс инноваций

 должен достичь в

 2007 г. 28-30%, из

 которых 20% компания

 будет получать за счет

 загрузки медиа-элементов

 из "Каталога приложений”

Еще большему увеличению количества активных пользователей этой технологии может поспособствовать выпуск нового терминала Ubiquam U-520, выпуск которого в продажу планируется на начало следующего года, а также возможное производство трубок для CDMA-450 такими компаниями, как Motorola и LG, в 2007 г.: дело в том, что в этих трубках BREW будет установлена по умолчанию. Самый консервативный финансовый прогноз показывает, что даже если сервисом будут пользоваться всего 20 тыс. абонентов и тратить на него по 5 долл. в месяц, то речь идет о рынке в 1,2 млн. долл. в год, что действительно позволяет окупить BREW-платформу в течение первого года эксплуатации.

Таким образом, в настоящий момент у оператора есть возможность построить качественный и развитый рынок дополнительных услуг сотовой связи по примеру западных коллег. Транспорт для передачи значительных объемов информации (технология EV-DO) имеется, и есть желание сделать качественный рывок в сфере предоставления разнообразного контента для бизнес-пользователей.

Новации для пользователей

Телефоны "Скай Линка" сейчас "пусты", кроме стандартных логотипов, рингтонов и встроенных игр, в них весьма сложно загрузить стороннее ПО, поэтому интерес к новой услуге у пользователей, привыкших к разнообразию контента в GSM-сетях, вероятно, будет стабильно высоким.

Если "Скай Линку" удастся договориться о планомерном сотрудничестве с крупными западными производителями контента, то российские пользователи смогут получить доступ к сотням тысяч BREW-совместимых приложений. Однако самая большая проблема подобного рода - скорость локализации приложений, сделанных для западного рынка. Маркетологи сотового оператора испытывают по этому поводу оптимизм, обещая, что несколько сотен русифицированных приложений будут протестированы на Ubiquam U-300 до конца 2007 г. Насколько это соответствует реальности, мы увидим уже через пару кварталов.

Лучиано Сплендорини:

 “В настоящее время 65

операторов на всех

континентах запустили

платформу BREW в

коммерческую эксплуатацию.

 За последний год

пользователями сделано

350 млн. платных запросов,

 рынок оценивается в

 700 млн. долл. в год”

При этом платформа BREW дает пользователям возможность обеспечить дополнительный клиентский сервис при заказе медиаэлементов. К примеру, игры и программы распространяются по специальной лицензии - перед покупкой их можно скачать бесплатно и использовать в течение суток (правда, платить за трафик придется), после при желании - приобрести или удалить (в GSM-сетях сервиса, даже отдаленно похожего на это, нет), мелодии можно прослушать до покупки, а в случае с картинками посмотреть, как они будут выглядеть на экране телефона.

Работа с правообладателями

Одна из основных проблем в данной ситуации лежит в области взаимоотношений "Скай Линка" с производителями контента. С одной стороны, по заявлению Александра Пиотровского, заместителя генерального директора по стратегическому маркетингу и продажам "Скай Линка", оператор будет жестко контролировать качество приложений в "Каталоге программ" и, в частности, обяжет контент-провайдеров продавать только программы, переведенные на русский язык (напомним, в GSM-сетях это требование не обязательно).

С другой стороны, крупные западные и отечественные производители (ориентированные, надо отметить, исключительно на европейский рынок) явно не будут на первом этапе в массовом порядке адаптировать свои продукты для России. Таким образом, говорить о том, что абонентам будут доступны сотни тысяч BREW-совместимых приложений (по аналогии с Windows-совместимыми), было бы не совсем корректно - вряд ли до середины следующего года количество игр и программ для деловых людей превысит пару сотен наименований.

Одну из основных движущих сил в повышении популярности платформы BREW могут составить небольшие и средние производители программ. По крайней мере, Александр Нестеров четко заявил, что перед его подчиненными поставлена задача привлечь разработчиков контента любого калибра, причем в максимально сжатые сроки.

Очевидно, этот вопрос "Скай Линк" будет решать с помощью системы автоматической агрегации, через которую каждый небольшой или средний производитель сможет добавлять свои программы в формате BREW в общий каталог для загрузки пользователями. По информации из наших источников, в настоящий момент "Скай Линком" рассматривается возможность покупки стороннего автоматизированного решения - скорее всего это будет система Gidra одного из итальянских производителей ПО. Ее внедрение потребует серьезной адаптации внутренних бизнес-процессов провайдера сотовой связи, вложения нескольких сотен тысяч долларов единовременно и отдельной платы за поддержку системы. Однако без таких затрат подобный рынок не завоевать.

Как считают эксперты, проект будет успешным только в том случае, если правообладатели смогут с помощью стандартной веб-формы добавить свою игру или деловую программу в каталог, а оператор обязуется проверить ее функциональные особенности в сжатые сроки (до семи дней). С целью получения дополнительного дохода от каталога BREW-приложений и стимулирования сбыта оператор предусмотрит возможность публикации рекламы на своем портале в виде ссылок или графических баннеров.

Таким образом, система автоматической агрегации контента выстраивается аналогично каталогам программ в сети Интернет (по примеру российского SoftKey или западного RegNow): производитель контента оплачивает рекламу своего продукта с помощью внутреннего счета, который создается для него в системе. Без подобного самоорганизующегося механизма (первые места можно продавать по определенной цене или через аукцион) действительно стoящие программы, производители которых готовы вкладывать деньги в их продвижение, просто потеряются в каталоге. Кстати, как показывает статистика поисковых систем Google или Yandex, где действует подобный механизм, он весьма эффективен для увеличения сбыта.

Еще один интересный для контент-провайдеров вопрос - разделение прибыли. В отличие от, к примеру, европейских операторов сотовой связи, где BREW или Java-программы стоят 6-7 долл., каждая игра в России стоит в среднем 2-3 долл., что, конечно, снижает интерес отечественных и зарубежных разработчиков к выходу на российский рынок. У "Скай Линка" модель продажи будет дееспособной в том случае, если он будет оставлять себе меньше, чем GSM-операторы, которые при продаже сходного контента забирают 30-50% от конечной цены медиаэлемента.

По информации представителей контент-провайдеров, с которыми нам удалось пообщаться на презентации, их вполне устроит, если оператор будет оставлять себе 10-15% от цены контента, выплачивая остальное производителю, причем работая с ним напрямую, без посредников-агрегаторов, получающих деньги за ту работу, что можно выполнять автоматически (выставление счетов, оплата по банковским реквизитам, тестирование программ, реклама и т. д.).

Кроме того, по мнению г-на Пиотровского, возможно введение специальной системы рейтингов - к примеру, на начальном этапе производитель, загрузив свой медиаэлемент в каталог, получает среднюю категорию и, следовательно, среднюю по рынку ставку вознаграждения. Если его продукт продается хорошо, рост числа загрузок растет, это автоматически переводит его в категорию привилегированных поставщиков и ставка вознаграждения, которое выплачивает оператор, растет.

К слову, примеры работы на небольшой комиссии есть - в упоминавшемся выше крупном европейском каталоге платных программ для ПК RegNow система выставления продуктов, их продвижения, рекламы, взаиморасчетов полностью автоматизирована, что позволяет владельцу системы забирать себе всего 3-5, редко 9% от цены программы, оставляя остальное производителю. И тенденции к повышению этой доли нет - руководство RegNow отлично понимает, что им выгоднее зарабатывать на увеличении масштаба продаж, а не на комиссии.

Аналогичной стратегии придерживаются и японские операторы I-mode. Этот сервис не пошел в России из-за провального бизнес-плана компании МТС, эксклюзивного поставщика данной услуги на территории РФ, суммарные убытки оператора составили, по разным оценкам, до 20 млн. долл., посему в Стране восходящего солнца можно насчитать около четырех десятков тысяч поставщиков контента для мобильных телефонов, а в нашей стране - не более 150. При этом оператор сотовой связи в отличие от интернет-каталога имеет возможность получать дополнительные деньги за трафик, который образуется при передаче уже оплаченных программ из его опорной сети на терминал пользователя, - в любом случае он всегда оплачивается отдельно.